В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Релаксация играет важную роль на уроке. Физические упражнения, игры, песни помогают снять напряжение учащихся.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, физические упражнения, релаксация, игра, песня.
Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Выделяют четыре группы факторов, приводящих к нарушению нормального процесса формирования здоровья как системы:
- индивидуальная предрасположенность к нарушению здоровья (наследственность, особенности развития в перинатальный период, воспитание в детском возрасте и т. п.);
- социальная предрасположенность к нарушению здоровья (социальный образ человека, индивидуальный образ жизни, воспитание и образование в подростковом возрасте и т. п.);
- обстоятельства жизни ребенка, сложившиеся к подростковому возрасту (доход, жилищные условия, стрессы, кризисные ситуации);
- имеющиеся возможности по сохранению здоровья (наличие свободного доступа к службам здравоохранения, характер питания, санитарно-профилактические мероприятия и т. п.) [1].
К школьным факторам, негативно воздействующим на здоровье учащихся, можно отнести следующие:
1. недостаток двигательной активности;
2. недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
3. неправильное питание учащихся;
4. интенсификация учебного процесса, перегруженность учебных программ;
5. низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Для повышения здоровья учащихся большое значение имеет организация урока.
Требования к уроку в условиях здоровьесберегающих технологий:
- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса, вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;
- эффективное использование средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, игры, песни и т. д.;
- тщательное планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Для снятия напряжения и усталости учащихся на уроке английского языка могут быть использованы следующие физкультминутки:
1. I can jump like a frog
I can fly like a bird
I can run like a fox
I can walk like a duck
I can swim like a fish
And be still as good children –
As still as this.
2. Clap, clap, clap your hands.
Clap your hands together.
Nod, nod, nod your head.
Nod your head together.
Stand up! Stand straight! Hands up! Hands down!
Hands to the sides! Hands forward! Hands backward!
Hands on your hips!
Turn to the left! Bend right!
Bend down, your hands touching your toes.
Hands up! Grow as tall as a tall tree!
Nod your head!
Turn your head to the left, to the right!
Stretch yourselves! Move your fingers!
Для расслабления и снятия мышечного напряжения учащихся могут быть использованы следующие дыхательные упражнения.
Упражнение «Шарик». Ученики представляют, что они воздушные шарики. На счет «1, 2, 3, 4» ребята делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. На счет «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» медленно выдыхают.
Упражнение «Стержень». Учащиеся встают спиной к стене, прислоняясь затылком, лопатками и пятками к ней. Они представляют «стержень» внутри себя, считают вслух от 1 до 5 или от 1 до 10. Дыхательное упражнение начинается с выдоха, при вдохе плечи не поднимаются.
1. Выдох — вдох носом. На выдохе произносят «1».
2. Вдох носом.На выдохе произносят «2».
3. Вдох носом. На выдохе произносят «3» и т. д.
Игра также является одной из важнейших форм релаксации на уроке. Можно использовать следующие игровые задания.
1. Учащиеся свободно двигаются по кругу, изображая движения воображаемого животного или сказочного героя. Когда учитель говорит «Стоп», ребята застывают в позе воображаемого героя, чувствуя напряжение всех мышц. Затем учитель говорит слово «солнце», и дети начинают «таять», расслабляя свои мышцы.
2. Ученики встают в круг, выбирают партнера, бросают ему мяч и произносят одно из усвоенных ранее слов по любой теме [2].
В средних и старших классах школы рекомендуется использовать элементы аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка — это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет управлять высшими психическими функциями, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм, повышается работоспособность.
Перед аутогенной тренировкой рекомендуется включить спокойную музыку. Учащимся следует психологически настроить себя, расслабиться.
Sit comfortably. Close your eyes slowly. Breathe in. Breathe out. You haven’t problems. Your brain relaxes. Your troubles are flying away. You are happy. You are full of energy. Everybody is active, healthy, strong. You’re ready to work.
Еще одним видом релаксации на уроке является песня. Песня не только воздействует на чувства и эмоции учащихся, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, повышается эмоциональный тонус, активизируется языковая деятельность.
Работая с песней на уроке учитель может предложить учащимся текст с пропусками и попросить их заполнить пропуски, используя, например, прилагательные. Приведем в качестве примера песню «The Logical Song».
The Logical Song
Roger Hodgson
When I was …….
It seemed that life was so …….
A miracle, oh it was……., ……..
And all the birds in the trees
Well they’d be singing so happily
Joyfully, playfully watching me
But then they sent me away
To teach me how to be …….
……., ……., …….
And then they showed me a world
Where I could be so …….
……., ……., …….
There are times when all the world’s …….
The questions run too ……. for such a ……. man
Won’t you please, please tell me what we’ve learned?
I know it sounds ……. but please tell me who I am
I said now watch what you say or they’ll be calling you a radical
A liberal, oh ……., ……..
Won’t you sign up your name? We’d like to feel you’re
……., ……, ……., a vegetable
At night when all the world’s …….
The questions run so ……. for such a ……. man
Won’t you please, please tell me what we’ve learned?
I know it sounds ……. but please tell me who I am
Who I am, who I am, who I am.
Далее учитель может проиграть песню еще раз, чтобы учащиеся сравнили свои результаты с соседом по парте.
The Logical Song
When I was young
It seemed that life was so wonderful
A miracle, oh it was beautiful, magical
And all the birds in the trees
Well they’d be singing so happily
Joyfully, playfully watching me
But then they sent me away
To teach me how to be sensible
logical, responsible, practical
And then they showed me a world
Where I could be so dependable
clinical, intellectual, cynical
There are times when all the world’s asleep
The questions run too deep for such a simple man
Won’t you please, please tell me what we’ve learned?
I know it sounds absurd but please tell me who I am
I said now watch what you say or they’ll be calling you a radical
A liberal, oh fanatical, criminal.
Won’t you sign up your name? We’d like to feel you’re
acceptable, respectable, presentable, a vegetable
At night when all the world’s asleep
The questions run so deep for such a simple man
Won’t you please, please tell me what we’ve learned?
I know it sounds absurd but please tell me who I am
Who I am, who I am, who I am.
Исправив возможные ошибки, учитель предлагает учащимся спеть песню вместе.
Таким образом, построение урока с учетом здоровьесберегающих технологий помогает учащимся снимать нервно-эмоциональное напряжение и предупреждать нарушения в их здоровье.
Литература:
1. Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко // Педагогика. ‒ 2005. ‒ № 6. ‒ С. 37- 44.
2. Поповицкая, Н. В. Тренировка голоса и дыхания на уроке иностранного языка / Н. В. Поповицкая // Иностр. яз. в шк. ‒ 2010. ‒ № 2. ‒ С. 66–70.