В статье рассматривается проблема осуществления инклюзивного образования в средней образовательной школе. Раскрываются причины возникновения проблем при внедрении инклюзии, их классификация и пути решения. Проводится опрос школьников и выпускников школ, целью которого является выявить уровень знания выпускников об инклюзивном образовании, с дальнейшим анализом проведённого опроса. А также предлагается один из вариантов решения проблемы путём создания короткого видеоролика.
Ключевые слова: инклюзия, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), образование, дети, тьютер, школа, преподаватель.
Одной из важных социально-экономических и демографических проблем нынешнего российского поколения считается включение детей с ОВЗ и инвалидностью в социум. [4] Для того, чтобы узнать точное количество детей с ОВЗ и инвалидностью в системе образования обратимся к сайту Министертва просвещения Российской Федерации. По статистике, количество обучающихся с ОВЗ в системе школьного образования – более 1,15 миллионов человек, детей с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования – 517 343 человека (6,8% от общего количества воспитанников) [3]. Стоит отметить, что количество детей с ОВЗ и инвалидностью с каждым годом продолжает неумолимо расти, что делает проблему интегративного образования крайне острой и социально значимой.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками носит характер «включения» особого ребенка в образовательный процесс и является Инклюзивным образованием. Инклюзия означает подстраивание образовательного процесса под нужды детей с особыми образовательными потребностями, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. [5]
Проблемы, связанные с внедрением инклюзивного образования в российские учебные заведения, условно можно разделить на 3 класса: родители и дети (причём как с интегрируемой стороны, так и со стороны нормотипичных детей и их родителей); преподавательский состав и специалисты; материально-техническая оснащение школ.
Начать стоит с рассмотрения проблемы детей и родителей. Формирование психологической готовности родителей к инклюзивному образованию сопряжено с рядом проблем. Родители нормотипичных детей в подавляющем большинстве не имеют никакого жизненного опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ, не сталкивались с процессом совместного обучения детей. Из этого следует, что общество не имеет достаточных знаний для формирования базовых основ психологической готовности к инклюзии.
Говоря про семьи, воспитывающие ребенка с ОВЗ, стоит сказать, что они сталкиваются с пренебрежением, отчуждением окружающих, чувствуют безразличие к совей проблеме. Важно отметить, что родители инклюзируемых детей иногда не учитывают действительные возможности и желания самого ребёнка, в силу своей потребности доказать его нормотипичность, и в ситуациях, когда инклюзируемому будет лучше остаться в специализированном учреждении, переводят его в общеобразовательный класс, чем вызывают негативный отклик среды, психологический дискомфорт самого ребёнка и его потенциальную неудачу в учёбе. [1] Следует понимать, что инклюзия не должна быть «поголовной», важно понимать, что не все заболевания подлежат успешной интеграции в общеобразовательную среду.
Следующая проблема – это неготовность преподавательского состава и отсутствие специалистов в сфере инклюзивного образования. Стоит понимать, что неподготовленные педагоги не могут работать в условиях инклюзивного образования, особенно при отсутствии специалистов – тюьтеров и психологов. Тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции студента с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В российских учебных учреждениях, в основном, отсутствуют тьютеры, даже несмотря на то, что эту должность может занимать родитель интегрируемого ребёнка. Естественно, отсутствие этого важного звена делает процесс внедрения инклюзивного образования более проблематичным и тяжёлым для всех участников образовательного процесса.
Следующей немаловажной проблемой является отсутствие материально-технической базы в российских школах. В ходе проверок надзирающими органами выявляются нарушения, связанные с обеспечением помещений для получения образования различного рода приспособлениями для беспрепятственного пользования инвалидами. [2] Данная проблема в общеобразовательных школах мешает успешному обучению интегрируемого ребёнка и приводит к трудностям у детей-инвалидов в элементарных вещах, таких как передвижение по школе или поход в туалет.
В ходе исследовательской работы был проведён опрос среди школьников (10-11 классы) и выпускников школ по теме «Что вы знаете об инклюзивном образовании?».
Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод о том, что большая часть опрощенных даже не знает термина «инклюзивное образование», несмотря на то, что многие учатся/учились в одном классе с детьми ОВЗ и инвалидами.
Стоит отметить, что действительно, большинство опрошенных учились в одном классе с детьми ОВЗ и инвалидами, но при этом 23 человека из 38 опрошенных отмечают отсутствие специализированного персонала и оборудования для реализации инклюзивного образования.
В силу того, что инклюзивное образование в нашей стране вводится уже не в первый год, дети воспринимают идею совместного обучения позитивно и готовы учится вместе с детьми ОВЗ и инвалидами, это подтверждают результаты опроса. Соответственно, можно сделать вывод, что люди становятся более толерантными в данном вопросе. Но тут важно отметить, что не все опрошенные обучались совместно с детьми-инвалидами, поэтому их принятие инклюзии может быть исключительно теоретическим.
Видеоролик, как продукт, является наиболее эффективным и простым способом донести и объяснить проблемы, связанные с внедрением инклюзивного образования.
Видео обладает множеством положительных качеств. Оно в сжатой форме излагает сложные понятия простым для понимания языком, включает в себя примеры, за счёт чего ярче раскрывает проблематику. Просмотр видеоролика не требует каких-либо глубоких познаний в данной теме, для того, чтобы понять его суть, не нужно знать сложную терминологию. Благодаря этому, ролик подойдёт и для детей, в качестве методического материала для введения в проблему инклюзии.
В заключении отметим, что все вышеперечисленные проблемы могут быть успешно решены, если подойти к ним комплексно и профессионально, тем более, что в данном направлении уже предпринято определенное количество мер.
Внедрение инклюзивного образование требует серьёзных материальных вливаний со стороны государства и сопровождения всех участников образовательного процесса со стороны специалистов, только при этих условиях инклюзивное образование будет успешным и «безболезненным».
Литература:
1. Кофанова Е.П. Особенности отношения родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей к интеграции в условиях инклюзивного образования / Е. П. Кофанова // Молодой ученый. – 2022. – № 1 (396). – С. 52-55.
2. Магомедова А.Г. Проблемы формирования доступной среды для инвалидов. [Электронный ресурс] Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация. Юридический вестник ДГУ. Т. 36. 2020. № 4. С – 117-122.
3. Сайт Министерства просвещения Российской Федерации. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/
4. Темиршина Г.Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г.Р. Темиршина, А.З. Минахметова // Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). ¬ С. 240-243.
5. Челнокова, Т. А. Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ / Т. А. Челнокова, А. М. Ангорина // Молодой ученый. – 2022. – № 46 (441). – С. 146-148.

