Рассмотрена необходимость внедрения системы селективного сбора твердых бытовых отходов в городе Курск. Проведен социологический опрос по выявлению мотивационных факторов, оказывающих влияние на участие населения в раздельном сборе мусора.
Ключевые слова: селективный сбор, твердые бытовые отходы, мусор, система селективного сбора твердых бытовых отходов, раздельный сбор отходов, рециклинг.
В последнее время все больше стран начинает принимать участие в защите окружающей среды. Основными направлениями этого участия являются: разработка новых экологически чистых энерго- и ресурсосберегающих технологий и внедрение процесса рециклинга (возвращение отходов в технологические процессы) в жизненный цикл товаров [1].
Возможны два варианта рециклинга (рециклизации) отходов:
- повторное использование отходов по тому же назначению, например стеклянных бутылок после их соответствующей безопасной обработки и маркировки (этикетирования);
- возврат отходов после соответствующей обработки в производственный цикл, например жестяных банок — в производство стали, макулатуры — в производство бумаги и картона [2].
Схема обращения отходов в общем виде представлена на рисунке 1.
Рис. 1.Схема обращения отходов
При рассмотрении отходов с точки зрения их вовлечения в хозяйственный оборот, особую сложность представляет процесс «сбор отходов», особенно в жилом секторе. В процессе жизнедеятельности человека образуется большое количество отходов (ТБО — твердые бытовые отходы), характеризующееся разнородностью составляющих. Их объем может изменяться в зависимости от времени года, существенно разниться в разных странах и климатических зонах, однако, морфологический состав, в среднем, очень схож и представлен такими компонентами, как бумага (газеты, офисная бумага, глянцевые журналы, картон); пластик (РЕТ, смешанный пластик, пенопласт, другой пластик); металл (жестяные, стальные, алюминиевые банки, стекло (зеленое, прозрачное, коричневое, другое (лампы, оконное и т. д.)); растительные отходы (листья, трава, ветки) и другими. При сборе отходов «единым потоком» некоторые ценные вторичные материалы теряют свою ценность (загрязненность и намокание макулатуры, повреждение стеклотары и т. д.).
Как показывает зарубежный опыт, для максимального извлечения ценных компонентов и предотвращения попадания опасных веществ в окружающую среду (отработанные аккумуляторные батареи, энергосберегающие лампы, электронное и электрическое оборудование, химические масла и прочее) необходим селективный (раздельный) сбор отходов. На рисунке 2 приведен пример переработки селективно собранных отходов в США [3].
Рис. 2. Основные перерабатываемые материалы в США в 2011 г.
В России же, организация селективного сбора отходов практически отсутствует. Действующие системы раздельного сбора мусора, в основном, реализованы в рамках экспериментов.
Проблема внедрения и функционирования системы селективного сбора твердых бытовых отходов в г. Курск особенно актуальна. Это связано, в первую очередь с тем, что построенный в 1979 году полигон по захоронению ТБО в настоящее время переполнен. Извлечение из общего мусора ценных составляющих позволяет снизить объем отходов, подлежащих захоронению.
Разработка системы селективного сбора мусора должна учитывать интенсивность образования отходов, их состав, «готовность» населения.
Для определения мотивационных факторов населения участия в селективном сборе отходов была разработана анкета и проведен опрос. Опросный лист включает в себя 15 вопросов с выбором вариантов ответов.
Часть вопросов была направлена на определение информированности населения о возможности осуществления раздельного сбора в настоящее время (с помощью пунктов приема вторичного сырья и опасных отходов), часть вопросов — на определение готовности и определение основных мотивационных факторов.
Результаты исследования показали очень низкий процент информированности граждан о расположении пунктов приема вторичного сырья. Всего 6 % опрошенных знают, где в городе Курск принимают макулатуру, стеклотару, алюминиевые и пластиковые бутылки. Зато 67 % респондентов готовы заниматься сдачей вторичного сырья и опасных отходов в случае, если пункт приема будет располагаться рядом с ближайшим к дому магазином. Причем, вознаграждение не является основным стимулом, всего для 4 % оно играет решающую роль.
Результаты ответов на вопрос «Как вы отнесетесь к тому, что сортировщик станет перебирать, только что выброшенный мусор, на ваших глазах≤» показал, что для 19 % — это «мне все равно»; для 43 % — «мне не понравится, что в моем мусоре будет кто-то копаться»; 38 % — «хорошо, но только если это мусор из «кухонного» ведра». Негативное отношение большей части опрошенных к ручной сортировке их мусора на глазах у них, их соседей можно использовать при разработке системы селективного сбора мусора с участием сортировщика непосредственно в местах образования отходов — на контейнерных площадках. Такой способ эффективен с сочетанием раздельных контейнеров для граждан, которые хотят участвовать в раздельном сборе и в качестве начального этапа внедрения селективного сбора для «привыкания» остального населения.
Более половины — 63 % не согласны сортировать мусор в связи с недостаточностью места для нескольких ведер; 24 % опрошенных готовы; для 7 % готовы, при снижении тарифа на его утилизацию и только 6 % не готовы без объяснения причины.
Ответы на вопрос о наиболее важном мотиве для побуждения к раздельному сбору отходов показали, что забота об окружающей среде в настоящее время волнует большую часть опрошенных — 43 %; 35 % хотят сохранить ресурсы для будущих поколений; материальное вознаграждение важно для 17 % и для 6 % наказание в виде штрафов может повлиять на участие в раздельном сборе.
Таким образом, проведенный опрос показал, что две трети населения города Курск готово сортировать мусор. Однако необходимо учитывать то, что данный показатель завышен ввиду того, что респонденты, ответившие положительно, осознают важность и значимость данного процесса, но только часть из них реально будет участвовать в раздельном сборе. Остальных можно будет привлечь созданием благоприятных (удобство расположения, обеспечение специальными контейнерами для раздельного сбора) или некомфортных (например, сортировка отходов на контейнерных площадках сортировщиком) условий, созданием системы штрафов и вознаграждений, проведение образовательной и информационной деятельности.
Литература:
1. Тимофеева О. Г. К вопросу адаптации институциональных основ утилизации пластиковой тары и упаковки в развитых странах к условиям российской экономики/О. Г. Тимофеева, И. В. Минакова// Известия ЮЗГУ. Серия техника и технологии. № 1.- Курск., 2013.
2. ГОСТ 30772–2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.- Введ. 2001–12–28. — М.: Стандартинформ, 2008. — 19 с.
3. Municipal Solid Waste (MSW) in the United States: Facts and Figures [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.epa.gov/epawaste/nonhaz/municipal/msw99.htm