В статье авторы рассмотрели в сравнении технологии переработки и утилизации использованных электронных и электрических отходов на примере Российской Федерации и зарубежных стран. Актуальность правильного обращения с электронными отходами обусловлена тем, что количество их увеличивается, что оказывает негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду. Данная сфера требует большего внимания, как от самих людей, так и от государства.
Ключевые слова: электрические и электронные отходы, утилизация, обезвреживание отходов.
Основной масштабной проблемой в области рационального природопользования выступает рост объемов электронных отходов в связи с приоритетным направлением в мире, а именно информатизация общества. Под собирательным названием «электрические и электронные отходы» (далее — ЭЭО) ученые подразумевают большое количество разной продукции, бывшей в употреблении. Следовательно, они могут быть отнесены к следующим группам:
- крупная бытовая техника, работающая на электричестве или управляемая человеком;
- холодильное оборудование;
- приборы информационной и телекоммуникационной техники;
- прочая техника, работающая на электричестве [1].
Многообразные рекламные, маркетинговые стратегии способствуют тому, чтобы потребительский спрос возрастал, для современного человека использование электронных и электрических приборов в повседневной жизни обыденность. Действительно ежегодно в мире производится и потребляется невероятное количество партий электронных и электрических приборов, такое же количество устаревает и выходит из строя. Данный закономерный рост становится угрозой для современного мира. Нельзя не отметить тот факт, что многие компоненты ЭЭО содержат опасные вещества для окружающей среды, например, ртуть, свинец, мышьяк.
Если взять средний по размеру телевизор, который есть в большинстве своих случаев в каждом доме, то в нем содержится огромное количество химических веществ, которые опасны и для человека. Если при поломке экрана телевизора он был выброшен, то все эти вещества проникают в окружающую среду. Соответственно наносится вред почве, воде и при дальнейшем движении возможно попадание в продукты питания вследствие чего возникают различные заболевания у людей, попадая в организм. Все эти факты свидетельствуют тому, что данный вид отходов необходимо правильно собирать и перерабатывать. Это бы позволило снизить нагрузку на окружающую среду, а также в дальнейшем использовать в качестве сырья для сохранения природных ресурсов [2].
Российское законодательство по управлению ЭЭО представлено принятым Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду [3]. Так же Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года № 84-р была утверждена стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [4]. Данная стратегия является основой для формирования и реализации государственной промышленной и научно-технологической политики на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов, ресурсосбережения и вовлечения отходов в хозяйственный оборот. В силу данных Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники, в России перерабатывается около 5–7 % электронных отходов. Эти статистические данные подтверждаются тем, что наблюдается низкая осведомлённость людей о состоянии окружающей среды. Все это происходит вследствие экологической безграмотности (низкой экологической культуры), поэтому система утилизации ЭЭО развита на слабом уровне в сравнении с опытом зарубежных стран.
Особый интерес представляет Соглашение СНГ о сотрудничестве государств-участников СНГ в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования подписанного 1 июня 2018 г. в г. Душанбе на заседании Совета глав правительств [5]. Целью настоящего Соглашения является содействие созданию региональной системы обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования государств — участников настоящего Соглашения для максимального вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве источника вторичных материальных ресурсов с помощью освоения наилучших доступных технологий. Российская Федерация является участником и имеет свою сферу правового регулирования в области обращения с отходами. Во — первых, на территории России функционирует Ассоциация «Система коллективной ответственности «Электроника Утилизация». Ассоциация разрабатывает и реализует собственные проекты по сбору ЭЭО. Во — вторых, на территории России функционирует 80 предприятий, которые заняты сбором и предварительной переработкой отходов, ограничивающейся разборкой обеспечивают достаточно глубокую переработку, извлекая как драгоценные металлы, так и другие полезные фракции.
В городе Нижнем Новгороде есть предприятия, занимающиеся утилизацией отходов, допустим, «Утилизирующая компания Омега», которая функционирует с 2008 года и специализируется на транспортировке, обезвреживании и утилизации отходов, в том числе ведет сбор электронных отходов в Нижнем Новгороде у населения и предпринимателей, гарантируя безопасность окружающей среде.
Проблема утилизации ЭЭО в мировом сообществе началась намного раньше, чем на территории Российской Федерации. Накоплен большой опыт в этой сфере у большинства стран, а также законодательная регламентация обширней, имеется профессиональная система сбора отходов, которая обеспечивается муниципальными властями или же частными компаниями, наделенными полномочиями сбора отходов компетентными органами [6].
В Германии уже в конце 1980-х гг. были предложены механизмы расширенной ответственности производителей, которые включали в себя программы, направленные на то, чтобы эта продукция не попадала в общий поток отходов, а расходы на ее утилизацию принимали на себя производители. Система обращения в Германии с ЭЭО имеет четкую организованную систему, через нее собирается и утилизируется около 700 тыс. тонн.
Нельзя не упомянуть Китай, потому что ведущая роль в мире по ЭЭО принадлежит данной стране, как по производству электронного и электрического оборудования (потому что это страна с наибольшей численностью населения), так и по восстановлению, повторному использованию и переработке электронных отходов. Правительство Китая поставило задачу добиться, чтобы к 2025 году 20 % сырья для новых электронных продуктов получалось путем рециркуляции, и чтобы переработке подвергалось 50 % электронных отходов.
Международные инициативы в области управления отходами получили свое распространение за счет: Партнерской инициативы по мобильным телефонам, Партнерства для действий по обращению с компьютерным оборудованием, Региональное партнерство по электронным отходам Латинской Америки, карибских стран и многое другое. Следовательно, можно проследить более благоприятную, эффективную среду работы с ЭЭО, чем на территории Российской Федерации.
Таким образом, каждый человек должен сыграть роль в сокращении ЭЭО, образующихся на самом раннем этапе. Необходимо обеспечить, чтобы после поломки оборудования или при невозможности его дальнейшего использования не допустить выбрасывания с обычными отходами. Каждый человек может отдать нуждающимся лицам свои электронные оборудования, чтобы избежать выбрасывания. Если же оборудование сломалось, то есть возможность отдать в ремонт и не покупать новое, но если же невозможно повторно использовать, то необходимо обеспечить чтобы электронные отходы отправлялись на надлежащую обработку и переработку по установленным каналам. В более глобальных масштабах затрагивая Российскую Федерацию, то следует создать централизованную систему утилизации, последовать опыту других стран.
Литература:
- Максимова М. А. Анализ состояния переработки электронного лома в России // Науки о земле и недропользовании. 2016. № 3 (56). 103 с.
- Миронов Л. В. Отходы электронного и электротехнического оборудования: практика обращения // Твердые бытовые отходы. 2011. № 9. 40–41с.
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления»// «Собрание законодательства РФ», 29.06.1998, № 26, ст. 3009.
- Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84 «Об утверждении стратегии промышленности по утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
- Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования. [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL: https://docs.cntd.ru/document/550757529
- Сближение с политикой ЕС по отходам. Краткий путеводитель для стран-партнеров по Европейской политике добрососедства, и России. Путеводитель по политике: политика по отходам. Берлин. 2008. 33 с.