В статье речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в высшей школе; обсуждаются вопросы создания мультимедийных онлайн-презентаций и работа с ними в процессе подготовки студентов педагогического вуза к участию в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах.
Ключевые слова:информационно-коммуникационные технологии, профессиональная подготовка, научно-исследовательская работа студентов, мультимедийные презентации.
В современных условиях становления социальной реальности и мирового образовательного пространства особое значение приобретает совершенствование системы высшего педагогического образования, которая развивается как вариативный сегмент образовательных услуг.
Стратегические вехи развития системы образования, в том числе и Украины, определяют приоритет образования как одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Такой подход стал результатом реформирования образования на предыдущем этапе развития, который характеризовался динамическими преобразованиями в образовательной сфере.
Новые социально-экономические и социально-культурные отношения актуализировали образ студента как личности гуманной, духовной, свободной, творческой и адаптивной. Как следствие, выделяется стремление к реализации этого идеала через преобразование системы образования в целом, и системы подготовки специалиста, в частности. Вместе с тем такая направленность характеризуется заботой о качестве образования, поиском условий для профессионального и личного развития студента.
Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью профессионального становления будущего педагога. В связи с этим, участие студентов в ежегодных научно-практических конференциях, региональных конкурсах научных работ, олимпиадах приобретает особую значимость. Успешное выступление на научной конференции или олимпиаде в условиях сегодняшнего времени невозможно без успешной мультимедийной презентации, которая требует целого набора необходимых навыков и умений. Именно формирование таких навыков и умений использования информационных технологий в подготовке проектов и презентаций выдвигается на первый план в качественной организации учебного процесса в целом, и самостоятельной работы студентов, в частности.
Мультимедийные презентации отражают не только целостное мировоззренческое состояние личности, но и стиль мышления, профессиональную позицию и ярко выраженную направленность. Таким образом, профессиональное становление будущего специалиста происходит в процессе овладения им способами решения учебных и профессиональных заданий средствами мультимедийных презентаций при эффективном использовании информационных технологий [4, c. 11–13].
Анализируя реальную ситуацию подготовки специалистов педагогического профиля, можно утверждать, что к числу недостаточно разработанных вопросов относятся:
- механизмы управления процессом организации самостоятельной работы студентов в мультимедийных классах и ресурсных центрах;
- качество мультимедийного продукта, подготовленного студентами гуманитарных специальностей;
- стимулирование деятельности преподавателей, которая обуславливает инициативу студентов в информационном пространстве [1].
Этап презентации, прежде всего, необходим для завершения работы, для самооценки и коллективного обсуждения, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть разнообразными: устный отчет с демонстрацией материалов на конференции, письменный отчет в виде реферата, мультимедийная презентация и др. Мультимедийные презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, а также элементы интерактивности, можно отнести к наиболее эффективным формам представления результатов научно-исследовательской деятельности. Для создания таких презентаций используются разнообразные программные средства, среди которых общеизвестны Microsoft PowerPoint или OpenOffice Impress. В рамках данной статьи мы не будем рассматривать детально преимущества и недостатки названных программных средств. Отметим лишь, что существует масса других, причем более совершенных, используемых в своей работе профессионалами, особенно в деле создания потоковых видеопрезентаций. Среди таких назовем KeyNote, ProPresenter, Proshow Producer.
Кроме того, после внедрения облачных (рассеянных) технологий, т. е. технологий обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис, многие программные средства по созданию презентаций обосновались в Интернете. Теперь, несмотря на то, что ведущие производители профессиональных программ по созданию презентаций предъявляют к ресурсам компьютера высокие требования, практически нет необходимости иметь сверхмощный компьютер, приоритетным становится хороший канал связи. Более того, облачная технология позволяет работать над презентацией одновременно целой команде пользователей, находящихся в буквальном смысле в разных уголках планеты. А это значит, что внеаудиторная самостоятельная работа, на которую падает большая часть научно-исследовательской деятельности студентов, может быть регламентируема, консультируема и, наконец, контролируема, т. е. налицо — механизмы управления процессом организации самостоятельной работы студентов в мультимедийных классах, ресурсных центрах и даже на личной территории студента. Речь идет об управлении учебной работой, научно-исследовательской деятельностью, где бы студент ими не занимался — в Интернет-кафе, у себя дома или университетской медиа-аудитории.
Другими словами, подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах может быть вынесена за пределы университета во всемирную сеть, что позволит выполнять ее в любое удобное время, как для студентов, так и для преподавателей. Система также дает возможность отслеживать деятельность каждого студента в том или ином проекте, а именно вклад каждого в общее дело, вплоть до временных рамок. Одной из таких систем является всемирно известный поисковик Google. На своей ресурсной базе Интернет-гигант внедрил самую современную по своим возможностям платформу Google Apps или Google-приложений, позволяющую выполнять самые разнообразные действия, в том числе и создавать вполне конкурентоспособные презентации. Конечно, презентации Google пока не умеют многого из арсенала названных выше профессиональных средств, но то, что они могут, — а это одновременная многопользовательская работа над одним документом, возможность отслеживания действий над документом каждого пользователя в отдельности, вебинары, телеконференции, видеочаты между пользователями при обсуждении той или иной работы — этого достаточно, чтобы применять их в совместной работе преподавателя и студентов, как в учебном процессе в целом, так и при подготовке студентов к участию в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах в частности. К тому же подобная работа не требует лицензионного программного обеспечения, что немаловажно в сложившихся современных условиях.
В Донбасском государственном педагогическом университете (Украина) за последние годы накоплен определенный опыт работы в указанном направлении и не безуспешный. Например, на факультете дошкольного образования и практической психологии создан ресурсный центр — платформа для развития студентов, педагогов, родителей и детей дошкольного возраста, с помощью глобальной сети начинает расти образовательно-информационное Интернет-пространство факультета, студенты факультета занимают призовые места во Всеукраинских конкурсах и олимпиадах, где не самую последнюю роль играют именно мультимедийные презентации.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, существуют и определенные проблемы, а именно, в силу того, что студенты гуманитарных факультетов по уровню компетенции в информационно-коммуникационных технологиях традиционно проигрывают студентам факультетов технического и математического профиля, способность индивида решать учебные, научные, профессиональные задачи посредством использования информационно-коммуникационных технологий на гуманитарных факультетах существенно ниже, чем на других. Кроме того, отсутствует специальная подготовка студентов по созданию слайдовых или потоковых презентаций и тем более онлайн-презентаций. Поэтому, мы поставили задачу разработать методику создания онлайн-презентаций и выявить особенности их применения на различных этапах проведения научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе и на завершающем этапе, что должно способствовать повышению эффективности и результативности этой деятельности.
Среди общих требований к слайдовой презентации называют:
- Соответствие информации последним достижениям науки.
- Использование наиболее выразительных форм изображения объекта исследования.
- Иллюстрация трудных для восприятия частей исследования.
- Размещение информации на слайде с последующей возможной демонстрацией как целиком, так и отдельно по составляющим [3, c. 23].
Презентация лучше воспринимается, когда используют не более одного-двух шрифтов. Желательно использовать шрифты, не имеющие тонких линий. Пунктуацию можно не использовать. Считается, что отсутствие точки в конце предложения помогает тем, кому предлагается презентация, сосредоточиться на главном — на ее содержании. Собственно, и длинные предложения рекомендуется не использовать. Вместо них — лаконичные словосочетания или тезисы. Большое количество текста перегружает и слайд, и зрителя. При этом презентатор должен не читать текст, а свободно рассказывать, используя слайды или видеоряд в качестве дополнительного материала, фиксируя внимание зрителей на предъявляемой информации. Вместо нумерованных списков целесообразнее применять маркированные. Также не стоит использовать прописные буквы для всего текста. Общее требование читабельности текста на большом экране — величина шрифта. Практика показывает, что размеры шрифтов не могут быть меньше 24–30 пунктов [3].
Что касается использования цветовой гаммы, психологи считают, и мы с ними полностью согласны, что сочетание более четырех цветов на одном слайде неприемлемо.
Чтобы не рассеивалось внимание зрителя не стоит размещать на слайде несколько объектов. Лучше всего один, как исключение — два, которые по очереди анализируются докладчиком, а затем делается сравнительная характеристика.
Таблицы с данными, как правило, разбиваются на некоторые логически завершенные части и демонстрируются на отдельных слайдах, поскольку большое количество информации на одном слайде просто не воспринимается. Любой слайд сам по себе не является законченным наглядным представлением той или иной части исследования, поэтому его демонстрация должна сопровождаться комментариями докладчика. Таким образом, текст на слайде, дублирующий слова выступающего, отвлекает внимание зрителей.
Создавая слайд, следует придерживаться некоторых принципов:
- Сам по себе слайд не является источником информации, т. е. необходимы пояснения презентатора.
- Текстовая информация должна быть лаконичной.
- Не имеет смысла перегружать слайд анимационными эффектами, лишь сложные схемы должны «наращиваться» в логической последовательности [2, 3].
Качество подготовки специалистов связано с удовлетворением потребностей самого студента, как имеющихся, так и прогнозируемых, изучение которых должно стать отдельным направлением деятельности высшего учебного заведения. Такой вид диагностического познания может стимулировать более успешное развитие научно-исследовательской работы студентов, а значит и профессиональное становление будущего педагога.
Праксиологическая культура как непременный компонент любой деятельности — это комплекс знаний, умений, черт характера, обеспечивающих наиболее рациональное практическое использование профессионального потенциала, способность выбора в конкретных условиях высокорезультативных, экономичных и надежных способов деятельности. Профессиональная же компетенция помимо основных составляющих предполагает также овладение способами решения профессионально-педагогических заданий, а также моделями их решения, которые и могут быть в виде слайдовых или потоковых презентаций.
Проведенное исследование открывает целый ряд направлений для дальнейших изменений в теории и практике вопросов, связанных с развитием индивидуального педагогического стиля студентов, которые включены в современное научное информационное пространство; разработкой целостной модели самоконтроля и самооценки студентов в системе профессиональной подготовки.
Литература:
1. Гуревич Р. С. Інформаційно-комунікаційні технології в професійній освіті / Р. С. Гуревич, М. Ю. Кадемія, М. М. Козяр; за ред. член-кор. НАПН України Гуревича Р. С. — Львів, вид-во «СПОЛОМ», 2012. — 506 с.
2. Киченко А. А. Методика обучения профессионально-ориентированному иноязычному общению студентов посредством мультимедийных презентаций: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / А. А. Киченко. — М., 2010. — 225 с.
3. Поясок Т. Б. Застосування інформаційних технологій для підвищення якості навчального процесу у ВНЗ / Т. Б. Поясок // Освіта та педагогічні науки № 1 (150), 2012. — С. 22–27.
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт.– М.: ИИО-РАО, 2010. — 140 с.