Проблема понимания в деловом общении на морском транспорте как когнитивный и психолингвистический аспект обучения иностранному языку в морском вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 27.09.2013

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Генкин Ю. Ю. Проблема понимания в деловом общении на морском транспорте как когнитивный и психолингвистический аспект обучения иностранному языку в морском вузе // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 583-584. — URL https://moluch.ru/archive/57/7872/ (дата обращения: 17.08.2018).

Исследование когнитивных процессов памяти, восприятия, внимания, мышления и так далее, тесно связано в современной науке с исследованием языка. С нашей точки зрения, основной задачей при обучении деловым переговорам на морском транспорте является задача, как заставить собеседника выслушать и понять то, в чем мы его убеждаем, заставить его перейти на рельсы конструктивного решения общей проблемы [2, с.257].

Неоспорима мысль, что согласию предшествует понимание. С нашей точки зрения, основной задачей на переговорах является задача как заставить собеседника выслушать и понять то, в чем мы его убеждаем, заставить его перейти на рельсы конструктивного решения общей проблемы. Проблема понимания — это выделение опорных вех в построении теории, формировании определенных исходных принципов и постулатов. Среди важнейших отметим следующие: знаковый характер переработки информации в естественных и искусственных информационных системах; деятельностный подход к процессу понимания, что означает "...рассмотрение понимания как компонента более сложных процессов текстовой и предметной деятельности и помещение субъекта понимания как социализированной личности в центр научной парадигмы»...; осознание диалектической связи сознания, языка и действительности; разработка проблемы контекста, как "...фактора снятия неоднозначности сообщения и, следовательно, фактора обеспечения эффективности понимания» [1, c. 34].

В этой связи необходимо обратиться к проблеме понимания в ее когнитивном и социальном аспектах. В когнитивной лингвистике процесс понимания сообщения реципиентом представляет собой положительный результат его осмысления. Автор, пытаясь донести нечто до реципиента, заставляет его узнавать свои намерения. Как только реципиент узнает намерение автора сообщения, цель достигнута. Иными словами, задачей говорящего при порождении высказывания является выбор той пропозиции и той коммуникативной цели, которые отвечают предпосылкам реципиента, его интеракциональной цели. Следовательно, для реципиента задача заключается в распознавании пропозиции и цели продуцента.

Понимание представляет собой активное, логическое и полное завершение восприятия. Реципиент, воспринимая и понимая языковое значение речи, одновременно занимает по отношению к ней активную ответную позицию: соглашается или не соглашается с ней, дополняет, применяет ее, готовится к исполнению и т. п.; и эта ответная позиция реципиента формируется на протяжении всего процесса восприятия и понимания с самого его начала.           С позиции теории речевых актов нельзя говорить о понимании предложения только в его буквальном значении: необходимо установить цель речевого акта. Понимание и интерпретация, переданной в результате речевого акта информации, является основой иллокутивного воздействия. Успешная иллокуция обеспечивает выполнение желаемых действий. Акты понимания, как следствие успешной иллокуции, рассматриваются учеными как действия, изменяющие мыследеятельный материал, ориентирующиеся на социально значимую нормативность и протекающие в соответствии с потребностью в пробуждении рефлексии. [3, с.178]

Рассматривая проблему понимания, необходимо подробнее остановиться на функциях и задачах понимания. Пониманию свойственны три основные функции: когнитивная, или собственно познавательная, регуляторная и идеологическая. Выступая в роли сообщающего, мы одновременно анализируем социальную ситуацию, социальный статус и роли персон, включенных в дискурс, выстраиваем стратегию и подбираем тактические ходы, после чего вербализуем свою мысль, подбирая наиболее подходящие, по нашему разумению, для этого языковые средства. При восприятии сказанного, процесс понимания начинается с восприятия чисто языкового материала, далее мы пытаемся распознать тактику и стратегическое построение мысли говорящего, детерминируя все это через социальную ситуацию данного конкретного коммуникативного процесса.

Учеными выделяются следующие задачи понимания: использование знаний языка; построение и проверка гипотез о значении речи собеседника, понимание параллельно развертыванию речи во времени; освоение сказанного; установление замысла говорящего; осознание различий между внутренним и модельным мирами; соотнесение модельного мира с запасом знаний слушающего. К непониманию может привести нарушение одного из этих правил.

Проблема понимания при ведении деловых переговоров также встает тем острее, чем острее и глубже оказываются культурные различия между сторонами — участниками переговоров. Зачастую в контакт вступают культуры, которые ранее были обособлены и вследствие этого обладают различными смысловыми структурами.

Культура включает в себя распространенные убеждения, модели поведения, ценностные ориентации и нормы, принятые в данном социуме. Она состоит из правил, концепций, категорий и установок, которые используются в данном социуме для объяснения в своей среде, при взаимодействии с другими людьми общества. Американцы или русские, например, обсуждающие сделку, приносят с собой за стол переговоров убеждения, ценности и элементы культуры, присущие своей нации, которыми они подсознательно пользуются при интерпретации заявлений и взаимных действий.

Нельзя забывать, что культурные различия отдаляют друг от друга представителей разных стран. Культура представляет собой особый некий барьер на пути заключения международных сделок. Она влияет на общение партнеров по сделке, их поведение, структуру сделки и ее реализацию.

Таким образом, проблема понимания признается одной их фундаментальных в когнитивной науке и одним из важнейших психолингвистических аспектов обучения иностранному языку в морском вузе.

Литература:

1.                 Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета. 1993. -182 с.

2.                 Филонова Ю. Ю. Проблемы речевого воздействия при ведении деловых переговоров. Сборник научных трудов Кубанского государственного университета № 17. Краснодар, Кубанский государственный университет, 1998. С. 257

3.                 Генкин Ю. Ю. Коммуникативные неудачи деловых переговоров и их когнитивная природа. Материалы Восьмой Научно-технической конференции. Новороссийск, РИО «МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», 2009. С. 178

Основные термины (генерируются автоматически): проблема понимания, задача понимания, реципиент, процесс понимания, понимание, основная задача, общая проблема, модельный мир, конструктивное решение, социальная ситуация.


Похожие статьи

Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения

Процесс возникновения и решения задач-проблем в обучении В. Оконь характеризует так: а) рассматривается определенная жизненная ситуация (проблемная ситуация); б) в каждой такой ситуации выступает по крайней мере одна проблема (задача)...

Понимание текста как проблема современной лингвистики...

Основные термины (генерируются автоматически): понимание текста, понимание, текст, художественный текст, уровень понимания, читатель, проблема понимания, процесс понимания текста, успешное понимание, тип понимания.

Универсальные учебные действия: взгляд изнутри

- В. В. Знаков, согласившись с тем, что пониманиерешение задач, различает три формы понимания (понимание-узнавание, понимание — гипотеза и понимание — объединение) [5].

Образ как элемент педагогического пространства

Основные термины (генерируются автоматически): образ, понимание, проблема понимания, современная наука, сложная ситуация, квантовая механика, педагогическая деятельность, научное знание, конечный счет, теоретическая модель.

Познание как способ создания новой действительности

Указанная проблематика связывается с проблемой понимания. Всякое понимание — это «вновь-переживание» на основе вчувствования и сопереживания: понять — это сопережить, а так же понимание есть процесс внесения элементов иной смысловой структуры в...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие направленно на решение следующих задач

Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности...

Парадоксы развития информатизирующегося общества

При таком понимании сам социальной интеллект может рассматриваться в качестве одной из движущих сил развития общества.

Способы решения проблемы.

Понимание и интерпретация художественного текста...

Однако эти процессыпонимание отдельных слов и фраз – играют роль вспомогательных операций, так как, обращаясь к тексту, реципиент никогда не ставит перед собой задачу понять отдельные слова или фразы. Процесс понимания начинается с поисков общего смысла...

Дискурс и его отличие от текста | Статья в журнале...

В таком понимании он может интерпретироваться как близкий понятию текста.

Общим условием адекватной рецепции дискурса, его ≪прозрачности≫ является наличие у автора и реципиента сходных коммуникативных ≪кодов

К проблемам понимания термина «дискурс».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Различные трактовки понятия «задача» и методика их решения

Процесс возникновения и решения задач-проблем в обучении В. Оконь характеризует так: а) рассматривается определенная жизненная ситуация (проблемная ситуация); б) в каждой такой ситуации выступает по крайней мере одна проблема (задача)...

Понимание текста как проблема современной лингвистики...

Основные термины (генерируются автоматически): понимание текста, понимание, текст, художественный текст, уровень понимания, читатель, проблема понимания, процесс понимания текста, успешное понимание, тип понимания.

Универсальные учебные действия: взгляд изнутри

- В. В. Знаков, согласившись с тем, что пониманиерешение задач, различает три формы понимания (понимание-узнавание, понимание — гипотеза и понимание — объединение) [5].

Образ как элемент педагогического пространства

Основные термины (генерируются автоматически): образ, понимание, проблема понимания, современная наука, сложная ситуация, квантовая механика, педагогическая деятельность, научное знание, конечный счет, теоретическая модель.

Познание как способ создания новой действительности

Указанная проблематика связывается с проблемой понимания. Всякое понимание — это «вновь-переживание» на основе вчувствования и сопереживания: понять — это сопережить, а так же понимание есть процесс внесения элементов иной смысловой структуры в...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитие направленно на решение следующих задач

Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности...

Парадоксы развития информатизирующегося общества

При таком понимании сам социальной интеллект может рассматриваться в качестве одной из движущих сил развития общества.

Способы решения проблемы.

Понимание и интерпретация художественного текста...

Однако эти процессыпонимание отдельных слов и фраз – играют роль вспомогательных операций, так как, обращаясь к тексту, реципиент никогда не ставит перед собой задачу понять отдельные слова или фразы. Процесс понимания начинается с поисков общего смысла...

Дискурс и его отличие от текста | Статья в журнале...

В таком понимании он может интерпретироваться как близкий понятию текста.

Общим условием адекватной рецепции дискурса, его ≪прозрачности≫ является наличие у автора и реципиента сходных коммуникативных ≪кодов

К проблемам понимания термина «дискурс».

Задать вопрос