Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики). | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 28.09.2013

Статья просмотрена: 33776 раз

Библиографическое описание:

Гатиатуллина, Э. Р. Влияние субкультур на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской Республики). / Э. Р. Гатиатуллина, А. Н. Орлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 630-634. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7846/ (дата обращения: 09.12.2024).

Актуальность выбранной темы обусловлена появлением в последнее время большого количества разнообразных субкультур и ростом интереса к их изучению, в частности, субкультур, связанных с творческой реализацией молодежи.

Ключевые слова: субкультура, контркультура, молодежные движения, подростковый возраст.

Современная российская молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер — она наполнена искусственными заменителями реальных ценностей: подражание отношениям взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей; призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений; наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.

Круг российских субкультур разнообразен и включает дифференциацию по досуговым занятиям, этническими особенностями, по стилю поведения и образу жизни. В этом смысле особого внимания заслуживают процессы, которые происходят в молодежной среде. Ведь именно молодые люди являются более подверженными внешнему влиянию. Они, как правило, не обременены противоречивым опытом прошлого с присущими ему ценностными и поведенческими установками. Молодежь, которая определяет будущее любого общества, уже сегодня существенно влияет на его содержательные характеристики.

Среди молодежных субкультур, которые часто встречаются в России, можно обозначить следующие: граффитчики, готы, металлисты, панки, рэйверы, хип-хоперы, эмо и др. Чаще всего, субкультуры, представленные в современном российском обществе, являются просоциальными и позитивно влияют на социализацию и саморазвитие молодежи, но стоит также обратить внимание на асоциальные субкультуры, такие как, например, субкультура скинхедов, которая представляет собой угрозу для общества и морально разлагают молодежь, отвергая толерантность и межэтническое равенство. В российские молодежные субкультуры вовлечена молодёжь от 14 до 35 лет, приблизительно одинаково представленная обоими полами.

Целью данной статьи является изучение субкультур и проблем ее вхождения в общую культуру. Объектом же исследования в данной работе является субкультура как социальный феномен, а так же подростки старшего школьного возраста (16–17 лет).

Данное исследование проводилось с помощью анкетирования. Нами была разработана анкета и проведено социологическое исследование, рассчитанное на учащихся школы, а так же на пользователей социальных сетей, в данном случае «В контакте» [15, с. 35], в такой же возрастной категории. Исследование предполагает изучение мнения представителей молодого поколения на тему: «Влияние субкультуры на становление личности в подростковом возрасте: социально-философский анализ (на примере Кабардино-Балкарской республики)», а так же на изучение представлений молодежи о существующих молодежных сообществах, степени включенности респондентов в них и отношение подростков к некоторым субкультурам. В социальном опросе, проходившем в 10-х, 11-х классах МОУ «СОШ» № 9 города Нальчика, участвовало 135 учеников. В ходе исследования было предложено написать, что значит, по их мнению — «субкультура».

48,1 % считают, что субкультура — группа людей с общими интересами, принципами; 36,3 % считают, что субкультура — это часть общей культуры; 5,9 % предположили, что — это течение молодежи-единомышленников; 3,7 % ответили, что для них субкультура ничего собой не представляет; 5,2 % посчитали, что субкультура — неформальная, нетрадиционная культура, противопоставленная общепринятой, уходящая от традиционных ценностей и благодаря которой молодые люди выражают протест, свое несогласие с обществом, тем самым бросая вызов.

Наиболее известными субкультурами среди молодежи городского населения являются:

-        готы (97,7 %), эмо (94,8 %), панки (78,5 %),

-        скинхеды (51,8 %), рокеры (48 %), отаку (42,2 %),

-        реперы (35,5 %), растафари (26 %), хиппи (25 %),

-        паркур (20 %), ска (19,3 %).

Менее всего подростки выделяли такие субкультуры как гопники, k-pop, j-rock, готика-лолита, скейтеры, райтеры, геймеры, кибер-готы.

На вопрос анкеты, «К какой субкультуре вы себя причисляете?»:

87,5 % респондентов не отнесли себя к какой-либо субкультуре.

2,2 % — принадлежат к рокерам, 2,2 % — к растаманам.

2,2 % — k-poper, j-rocker, 2,2 % — реперы.

0,74 % — ска, 0,74 % — хип-хоп, нью-эйдж.

0,74 % — готы, 0,74 % — скейтеры, райтеры.

0,74 % — геймеры.

Далее мы выясняли мотивы участия молодежи в неформальных группах. Респонденты назвали следующие причины:

-        желание выделиться из толпы (19,2 %);

-        непонимание в семье и обществе (14,9 %);

-        интерес попробовать что-то новое (12,7 %);

-        влияние компаний и друзей (12,4 %);

-        выражение протеста (10,1 %);

-        желание изменить стиль жизни (9,6 %);

-        проявление мировоззрения (8,4 %);

-        желание найти новых друзей (4 %);

-        все перечисленное (8,6 %).

На вопрос «Какие трудности испытывают представители молодежных субкультур?», школьники отвечали:

-        унижение, презрение (33,3 %);

-        непонимание друзей (29,9 %);

-        противопоставление основной культуре (28,6 %).

7,4 % подростков считают, что помимо перечисленных проблем, представители субкультур испытывают следующие трудности: непонимание и неодобрение их увлечений со стороны родителей, близких, а так же общества в целом; испытывают трудности из-за того, что не могут четко сформировать и поставить цель в жизни; часто подвергаются физическому насилию, ограблению, оскорблениям и насмешкам над их внешним видом, интересами, что затем отрицательно сказывается на развитии их личности и вследствие чего подросток-неформал становится агрессивным изгоем.

Мнение 0,4 % сводится к тому, что представитель субкультуры находится между непростым выбором. С одной стороны это родители, которые настроены против новых интересов своего ребенка, а с другой стороны — друзья-неформалы, которые поддерживают «товарища по оружию». Из-за моря новых ярких, впечатлений юный неформал не может адекватно решать и действовать. Он не может определиться: покинуть ли ему свой новый круг друзей и угодить родителям, либо оставаться в неформальной молодежной среде, развлекаться, общаться, с удовольствием проводить время, но по приходу домой конфликтовать с родителями и нагнетать обстановку. Подростку довольно трудно сделать выбор, особенно если в силу возраста им руководят эмоции.

Еще одна несколько иная точка зрения: 0,4 % — считают, что представители субкультур вообще не испытывают особых трудностей в жизни. Их не волнует непонимание, презрение, усмешки в их адрес, а, напротив — для них самое главное — противостояние традициям и нормам, ощущение некоего противостояния, бунта.

На вопрос о «Создании собственной субкультуры, ее отличительных признаков, идеологии, правил, норм» мы получили такие результаты:

81,8 % — не нашли в себе желания создавать субкультуру;

5,9 % — идеология этой субкультуры основывалась бы на уважении и воспитанности. Стержневая основа, которой опиралась на учение по психологии. Ее представители бы увлекались спортом, пропагандируя здоровый образ жизни, а так же призывали бы людей к самосовершенствованию путем образования. Субкультура не противоречила бы основам правил и норм общества и не содержала бы в себе экстремизм.

3,7 % — создали бы субкультуру, идеологию которой составляет помощь людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Внешний вид не отличался бы от повседневного. Эта субкультура не привлекала бы к себе негативного внимания, не отрицалась обществом, вела людей к позитивным эмоциям, поступкам, мыслям. Пропагандировала мир во всем мире и толерантное отношение ко всем представителям национальностей.

2,2 % — субкультура создавалась бы на общих началах. Ее сущность заключалась бы в справедливости и равенстве.

1,5 % — идеологию составляло бы чтение. Организация встреч, вечеров, на которых бы обсуждались книги. Возможно совместное, коллективное творчество представителей субкультуры. Внешний вид содержал бы в себе все тенденции мира моды.

0,74 % — представители субкультуры могли бы свободно и смело излагать свое мнение, касающееся политики. Особенностью этой субкультуры является то, что ее «автор» выступает против конфликтов между неформалами из разных субкультур. Представители данной субкультуры не испытывали бы негативных чувств к другим субкультурам (исключая некоторые из них) и к ее участникам, напротив, они бы тесно общались, сотрудничали, и, возможно, мы стали бы свидетелями зарождения абсолютно новой и, как мне кажется, во всем положительной субкультуры.

Таблица 1

«Что вы чувствуете при встрече с представителями перечисленных субкультур?»

 

Не замечаю этого человека

Чувствую отторжение

Чувствую симпатию

Готы

38,2 %

56,6 %

5,1 %

Эмо

35,2 %

57,4 %

7,4 %

Отаку

43,7 %

35,5 %

20,7 %

Панки

33,3 %

55,5 %

11,1 %

Скинхеды

14,3 %

85,7 %

0 %

Реперы

51,9 %

16,3 %

31,9 %

Паркур

30,8 %

6 %

63,2 %

Растаманы

41,9 %

40,4 %

17,6 %

Рокеры

41,5 %

22,2 %

36,3 %

То есть школьники не замечают таких представителей как реперы, отаку, растаманы, рокеры. Чувствуют отторжение — к скинхедам, эмо, готам, панкам. Чувствуют симпатию — к паркуристам.

На следующий вопрос «Оцените деятельность перечисленных субкультур» респонденты ответили:

Таблица 2

«Оцените деятельность перечисленных субкультур»

 

Созидательный характер

Разрушительный характер

Развивающий характер

Разрушающий личность характер

Не знаю эту субкультуру

Готы

8,3 %

44,4 %

0,69 %

41,6 %

4,9 %

Эмо

4,6 %

31,3 %

1,5 %

56,5 %

6,1 %

Отаку

20 %

24,4 %

12,6 %

28,1 %

14,8 %

Панки

11,5 %

39,7 %

3,8 %

31,3 %

13,7 %

Скинхеды

1,5 %

42,7 %

0 %

50,4 %

5,3 %

Реперы

45,1 %

10,5 %

23,3 %

9,8 %

11,3 %

Паркур

32,8 %

3,05 %

54,1 %

3,8 %

6,1 %

Растаманы

15,9 %

31 %

4,5 %

29,5 %

18,9 %

Рокеры

38,4 %

20,3 %

24,6 %

9,4 %

7,2 %

По последним двум таблицам, можно сделать вывод, об оценке деятельности той или иной субкультуры, по мнению подростков: созидательный характер деятельности — реперы, рокеры; разрушительный характер деятельности — готы, панки; развивающий характер деятельности — паркур; разрушающий личность характер деятельности — скинхеды, эмо, растаманы, отаку.

Таким образом, в ходе исследования нами сделана попытка выяснить представленность разнообразных субкультур на территории города Нальчик, осведомленность подростков и их отношения к ним [4, с. 170].

Интернет-опрос.

Рассмотрим результаты исследования интернет опроса проведенного среди пользователей социальной сети того же города.

На вопрос, «Как вы оцениваете роль субкультур?» проголосовало 152 человека:

-        в зависимости от вида субкультуры (39,9 %);

-        однозначно позитивно (36,2 %);

-        в зависимости от возраста (13,8 %);

-        не оказывает никакого влияния (13,2 %);

-        однозначно негативно (2 %).

Судя по этим данным можно сделать следующий вывод: большинство молодых людей имеют представление о субкультурах, с учетом всех их особенностей, следовательно, могут судить об их деятельности. И чуть меньшее количество молодежи испытывают явные симпатии к субкультурам.

На вопрос, «К какой субкультуре вы себя причисляете?» — 171 респондент ответили:

-        эмо (25,1 %);

-        панки (18,1 %);

-        готы (13,5 %);

-        хиппи (5,3 %).

38 % опрошенных, указали, что принадлежат к другим субкультурным сообществам. Среди них были такие как: треш, ска, неформалы, стрейт-эйдж, pos cor, анимешник, бывший панк и неформал.

Следовательно, все опрошенные являются представителями тех или иных субкультур, отдаются предпочтения таким направлениям как ска, треш, отаку, затем эмо, панки готы, хиппи.

На вопрос анкеты «Если бы вы могли создать свою собственную культуру, то какой бы она была (отличительные признаки, идеология, правила и нормы)?» — ответили два человека.

Субкультура одного из них носила бы название — «псих-культура». «Внешний вид ее участников не имел бы ярко-выраженных отличительных черт. Правила: нет правил! Единственное — не следуй за толпой однообразных людей, будь обычным психом, который никому ничего не должен, эгоистом. В «псих-культуру» могут входить люди любой национальности. Главный девиз: трава, хаос, секс без обязательств». Наталья В.

Здесь можно провести четкую параллель и разглядеть связь с контркультурой, название говорит само за себя [2, с. 315].

Цитируем второй ответ: «Я бы исключил из субкультур всех позеров (молодых людей, причисляющих себя к некоторой субкультуре и способных лишь перенять её внешние отличительные признаки), которые только позорят эмо, гот и треш культуры. Они портят их все! Начиная от внешнего вида и заканчивая манерой поведения. Из-за таких людей неформальные культуры теряют свои краски и перестают быть собой». Даниил Т.

Возьмем, к примеру, субкультуру эмо. В настоящее время из-за широкой популяризации этой субкультуры многие забывают о ее истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. true — правда, настоящее), а тех, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке — называют «позерами» (англ. poseur — подражатель). Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позеров» и отрезают им чёлки — характерную черту внешнего вида эмо-кидов.

Заключение: Подводя итог данного научного исследования, хочется отметить, что на сегодняшний день в России, в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе, а, следовательно, обществу необходимы новые источники ценностей, норм и морали, одним из которых для молодежи является субкультура.

Проведенный анализ данного исследования позволяет сделать вывод, что по специфике выделяют: просоциальные молодежные группы (не несут угрозу обществу), асоциальные (несут критику устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера) и антисоциальные (подвергают критике общественные порядки пытаются сломать). А так же выделить функции, которые выполняет молодежная субкультура, а именно: творческая (помощь молодому человеку в самореализации), инструментальная (улучшение своего имиджа), компенсаторная (компенсация личной независимости). Как правило, желание принадлежать к какой-либо субкультуре с возрастом исчезает, а, следовательно, к этому нужно относиться как к определенному этапу развития молодого человека. Следует отметить, что не все типы молодежной субкультуры положительно влияют на молодежь — некоторые типы молодежной субкультуры в России несут в себе элементы криминализации общества, менталитет западных стран, способствуют формированию ценности развлечений, вместо реализации себя как творческой личности. Эти воздействия в разной мере присущи тем или иным субкультурным феноменам. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде.

Как показал проведённый опрос, осмысление и создание своей субкультурной идеологии не свойственно молодому поколению россиян. Для них субкультура — это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде, новые веяния Запада и продукт информационных технологий.

Подводя итог, хотим отметить, что молодежь — это движущая сила любого общества и его будущее. Молодежная субкультура, безусловно, важна для социума, играя немаловажную роль в социализации и становлении личности молодого человека. Она с одной стороны влияет положительно, когда дает толчок к саморазвитию и реализацию творческих способностей молодежи, а с другой, в некоторых случаях, может культивировать приоритет потребления готовой продукции над креативом, а так же стимулировать девиантное поведение, в зависимости от своей направленности и идеологии [3, с. 180].

К сожалению, в российском обществе не уделяется должного внимания развитию и поощрению просоциальных субкультур и отсутствует усиленный контроль субкультур асоциального и антисоциального типов. Проблематика молодёжной субкультуры и молодежных объединений достаточно нова для нашего общества, поэтому она еще носит более теоретический характер и требует глубокого осмысления сквозь призму не только культурологической науки, но и других сфер жизнедеятельности общества и социальных институтов.

Литература:

1.        Карпиленя С. С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации общества: автореферат диссертации … кандидата социологически наук: ФТОУ ВПО «Южный федеральный университет» / С. С. Карпиленя. —Ростов на Дону, 2009. — 34 с.

2.         Гатиатуллина Э. Р. Феномен современной молодежной субкультуры // Актуальные социально-экономические и правовые проблемы развития России: Материалы X Международной научно-практической конференции. — М., МФЮА, 2012. — С. 312–317.

3.         Гатиатуллина Э. Р. Проблемы изучения неформальных групп // Наука и устойчивое развитие: Сборник статей III Всероссийской научной конференции. — Нальчик: КБИГИ, 2009. — С. 197–203.

4.         Гатиатуллина Э. Р. Маркерные составляющие готической субкультуры // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. — Нальчик, 2012. — Т. 14. — № 1. — С. 169–172.

5.         Гатиатуллина Э. Р. Молодежные субкультуры как аспект российской трансформации // Вестник Российского философского общества. — М., 2010. -№ 4 (56). — С. 178–179.

6.         Гатиатуллина Э. Р. Основные философские категории // Молодой ученый. — Чита, 2011. — № 1 (24). — С. 117–118.

Основные термины (генерируются автоматически): субкультура, внешний вид, молодежная субкультура, гот, молодежная среда, молодой человек, общество, панк, Россия, эмо.


Похожие статьи

Молодежные субкультуры в современной России

В статье рассматривается противоречивое влияние субкультур на формирование личности. Авторы проводят краткий анализ опроса на тему «Молодёжные субкультуры в современной России», направленный на выявление интереса у молодых людей к определенным субкул...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере

В статье рассмотрены вопросы наличия скрытого или явного негативного воздействия на учащихся образовательной среды, проявляющегося как одна из психологических особенностей молодежного экстремизма.

Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования

В статье рассматриваются особенности культуры досуга студентов высшего учебного заведения, в структуре личностных предпочтений и в условиях малого российского города.

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «социальная активность личности». Представлены различные позиции исследователей на изучаемое понятие в аспекте философской, социологической, психологической и педагогической парадигм.

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Роль детского спорта в процессе социализации личности

В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале ...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Похожие статьи

Молодежные субкультуры в современной России

В статье рассматривается противоречивое влияние субкультур на формирование личности. Авторы проводят краткий анализ опроса на тему «Молодёжные субкультуры в современной России», направленный на выявление интереса у молодых людей к определенным субкул...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Психологические особенности молодежного экстремизма в образовательной сфере

В статье рассмотрены вопросы наличия скрытого или явного негативного воздействия на учащихся образовательной среды, проявляющегося как одна из психологических особенностей молодежного экстремизма.

Особенности формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте

В статье рассмотрена проблема формирования конфликтного поведения в подростковом возрасте, проанализирована актуальность данной проблемы, цель, проведено эмпирическое исследование.

Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования

В статье рассматриваются особенности культуры досуга студентов высшего учебного заведения, в структуре личностных предпочтений и в условиях малого российского города.

Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи

В статье представлен теоретико-методологический анализ понятия «социальная активность личности». Представлены различные позиции исследователей на изучаемое понятие в аспекте философской, социологической, психологической и педагогической парадигм.

Современное образование и воспитание личности человека

Нельзя пренебрегать опасностью растущего экстремизма среди молодежи, и разгула националистов в обществе некоторых стран в целом. Наша задача — определить процесс глобализации образования и воспитания современной молодежи, его основные характеристики....

Роль детского спорта в процессе социализации личности

В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале ...

Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию

В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательн...

Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания

В статье рассматривается сущность гражданской идентичности, структура ее относительно детей дошкольного возраста и связь с патриотическим воспитанием. Описывается эксперимент по формированию гражданской идентичности у дошкольников старшей группы.

Задать вопрос