Библиографическое описание:

Яковлева А. В. Слэм как феномен молодежной музыкальной субкультуры // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 76-77.



На протяжении почти полувека внимание молодых и не очень молодых людей привлекает рок-музыка, многие из них посещают рок-концерты, музыкальные фестивали. Рок-музыка, появившись в 60-х гг. прошлого столетия, вскоре выбилась из сугубо музыкального русла и стремительно переросла в масштабное субкультурное явление. Приверженцы различных направлений рока: моды, хиппи, панки и др. – имеют свою философию и мировоззрение. Вместе с тем, общими идеями этой культуры являются идеалы свободы, отказ от стереотипов, конфронтация с общественными устоями; стремление к движению, расширению мировоззрения в противовес ригидности и стагнации общественного сознания. Критика политических решений, социальные проблемы – темы, внутри которых разворачивается творчество многих рок-музыкантов.

Данное исследование посвящено слэму – явлению молодежной музыкальной субкультуры, которое в настоящее время является практически неотъемлемой частью рок-концертов.

Слэм – физические действия публики на музыкальных концертах, при которых люди толкаются и врезаются друг в друга [4]. Слэм возник в панк-среде в 70-80-х годах ХХ века в Великобритании и США благодаря таким группам, как «AC/DC», «BLACK SABBATH», «DEF LEPPARD», «IRON MAIDEN», «МЕТАLLIСА», «NIRVANA».

К началу 1990-х это активное и часто травматичное развлечение стало популярным явлением на концертах и в нашей стране. «СЕКТОР ГАЗА», «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА», «КИНО», – на концертах этих групп можно было не только послушать хиты в живом исполнении музыкантов, но и принять участие в слэме. «Активной зоной» слэма, как правило, являлось пространство около сцены, именно туда всегда стремятся попасть самые активные фанаты групп.

Впоследствии данное явление распространилось среди других музыкальных субкультур, таких как хард-рок, альтернативный рок, метал, индастриал. Характерными и объединяющими для данных стилей признаками являются:

- эмоционально-экспрессивный, зачастую агрессивный стиль исполнения,

- харизматичное поведение музыкантов,

- способность музыкантов сообщать публике определенный эмоциональный настрой и руководить ее действиями.

При этом целому ряду других стилей рок-музыки (арт-рок, психоделический, прогрессивный рок, кантри, фолк-рок и др.) такое явление как слэм не свойственно.

Сегодня ни один концерт исполнителей альтернативной музыки и панк-рока не обходится без слэма.

Для стороннего наблюдателя слэм является весьма зрелищным явлением: музыкой задается определенный ритм, в толпе совершаются одновременно хаотичные и упорядоченные движения. Все это действо напоминает сеанс массового гипноза и, одновременно, ритуальные танцы африканских племен [1, 3]. Подобного рода «телесные практики» существовали практически во всех культурах, однако, в настоящий момент сохранились преимущественно в племенах, ведущих первобытный образ жизни.

Обращаясь к культуре наших предков, стоит вспомнить казачий вар. «Казачий котел», «Казачий вар» или попросту «Свара», – старинная казачья забава с одной стороны, с другой, – форма обучения навыкам ведения боя, объединяющая духовные, культурные и воинские традиции. Эта забава объединяет людей и требует от коллектива максимальной отдачи, скорости и воодушевления. Казаки водят хоровод, который сопровождается криками, шутками и другими активными действиями. Хоровод плавно перетекает в борьбу. Как правило, это прыжки, удары, размахивания руками. В современной психологической практике данный этнокультурный феномен трансформировался в средство физического, патриотического, гендерного воспитания, социального, личностного развития [5].

Синхронные танцевальные движения способствуют возникновению группового транса. Существует несколько разновидностей транса, но наиболее близким к слэму является боевой транс. В состоянии боевого транса человек способен проявить как крайние формы альтруизма (например, пожертвовать жизнью ради товарищей), так и крайние формы агрессии (например, участвовать в массовых убийствах). Такое состояние может быть вызвано множеством приемов – пение хором, барабанный бой и др. [2].

Хотя слэм и воспринимается как положительная реакция аудитории на музыку, но такой танец является весьма агрессивным и травмоопасным для всех его участников. Слэм не является однородным явлением, существуют разновидности: мош, Circle Pit, HighJump, WallOfDeath и др.

Мош является не менее зрелищным и травмоопасным явлением в концертной среде. Слэм и мош схожи, но все же имеют свое отличие. Под слэмом понимаются хаотичные действия по расталкиванию участников слэма, тогда как под мошем – хаотичные действия по нанесению ударов локтями, кулаками или ногами в сторону участников моша. Не редко, когда слэм перетекает в мош и наоборот.

Считается, что участвующие в слэме не стремятся причинить вред друг другу и соблюдают так называемую этику слэма, которая включает в себя определенные правила безопасности. Например, если человек падает, другие участники как можно скорее помогают ему подняться, чтобы его не затоптали. Вместе с тем, агрессивные проявления сопровождают действия слэма.

С целью выявления уровня агрессии у участников слэма, а также исследования мотивов участия в слэме, нами было проведено психологическое исследование с участием 20 человек – 10 девушек и 10 молодых людей в возрасте от 19 до 26 лет. Участникам была предложена специально разработанная анкета «Отношение к слэму» и «Тест агрессивности Л. Г. Почебут».

По результатам теста агрессивности Л. Г. Почебут мы выяснили, что уровень агрессии у 15 участников исследования находится на среднем уровне, а у 5 участников исследования уровень агрессии находится на низком уровне.

По результатам опросника «Отношение к слэму» мы выяснили, что:

  1. Участники слэма принимают в нем участие для эмоциональной и психологической разрядки.
  2. Во время самого слэма испытывают положительные эмоции, возбуждение и ощущение свободы.
  3. После слэма испытывают эмоциональную и физическую расслабленность.
  4. Для того чтобы насладиться слэмом нет необходимости в употреблении алкогольных напитков и других веществ, изменяющих сознание.
  5. Знают виды и правила слэма и готовы придти на помощь упавшему человеку.

Таким образом, исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что участникам слэма не присущ высокий уровень агрессии, они готовы прийти на помощь упавшему человеку, у них нет необходимости в употреблении веществ, меняющих сознание, и слэм является не формой проявления агрессии, а способом расслабиться и получить удовольствие от музыкального концерта. Вместе с тем, стоит отметить сходство состояний, характерных для слэма, и трансовых состояний.

Литература:

  1. Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003.
  2. Сирков Е. Казачья наука. – 2010.
  3. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее, - М.: Вост. лит., 2000.
  4. Слэм // Wikipedia.org. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Слэм
  5. Обухов М. А. «Котел» или «Казачий вар» как уникальная телесно-ориентированная практика // Молодежь. Интеллект. Инициатива: материалы Международной научно-практической конференции / Отв.ред.: А. М. Дохоян, О. В. Белоус. В 2 ч. Ч. 2 – Армавир: РИО АГПА, 2014. – 132 с.
Основные термины (генерируются автоматически): молодежной музыкальной субкультуры, уровень агрессии, участников слэма, агрессивности Л, «Казачий вар», крайние формы агрессии, расталкиванию участников слэма, формой проявления агрессии, высокий уровень агрессии, хаотичные действия, молодых людей, «Активной зоной» слэма, исследования уровень агрессии, участников исследования, выявления уровня агрессии, масштабное субкультурное явление, феномен молодежной музыкальной, стороннего наблюдателя слэм, сугубо музыкального русла, зрелищным явлением.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос