Применение опорных конспектов на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (57) октябрь 2013 г.

Дата публикации: 24.09.2013

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Григорьева Ж. В. Применение опорных конспектов на уроках физики // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 21-22. — URL https://moluch.ru/archive/57/7829/ (дата обращения: 18.10.2018).

К поколению сегодняшних школьников общество выдвигает следующие требования: они должны знать не только основы наук, но и быть инициативными и самостоятельно мыслящими. Поэтому одной из важнейших задач школы в современных условиях является развитие интеллектуальных способностей у детей. Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую учебно-познавательную деятельность. Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. В настоящее время практически каждый учитель применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это прежде всего связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на более эффективное решение образовательно-воспитательных задач и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Использование опорных конспектов позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить изучаемый материал. При этом я использую демонстрационный эксперимент, а в последнее время и ИКТ технологии. В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыках наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям, значительно расширяет кругозор. Перед школьниками распахиваются безграничные возможности новых способов добывания знаний. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знаний учащимися, на их самообразование. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает определенные трудности и теряет интерес к предмету. Поэтому современный учитель должен помочь ребёнку овладеть технологиями познавательной деятельности, качественно обрабатывать получаемую им информацию и уметь применять её на практике при решении различных видов задач. Преподавание физики представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий.

Опорный конспект по физике — это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения и различные термины.

Важным признаком опорного конспекта должен стать его внешний вид. Современные компьютерные технологии и различные редакторы позволяют успешно решать эту задачу.

Основные принципы составления опорного конспекта:

-        Структурность;

-        Последовательность;

-        Лаконичность;

-        Ассоциативность;

-        Доступность;

-        Наглядность;

-        Эстетичность.

Опорные конспекты реализуют принципы последовательности и системности. Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению. Следует отметить, что опорный конспект — это не исчерпывающее отображение всего учебного материала, а лишь средство выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам. Как правило, опорный конспект изучаемой темы располагается перед глазами школьников с самого начала урока. По ходу изложения нового материала школьники делают записи в тетрадях, используя символы опорного конспекта. Учитель, привлекая внимание учащихся, раскрывает содержание конспекта, последовательно продвигаясь от одного его пункта к другому. Особо следует сказать о значении опорных конспектов для «слабых» учащихся. Конспект становится для них опорой, помогая вспомнить и воспроизвести материал темы. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. И вообще помогает учащимся строить логическое выступление. Зрительное восприятие опорных конспектов, воспроизведение их в тетрадях учащимися, устный рассказ по ним развивают все виды памяти школьников.

Создание опорных конспектов – нелегкий труд для учителя. Ему необходимо не только осмыслить, затем структурировать, интегрировать, обобщить учебный материал, но и творчески подойти к оформлению самого конспекта. Также задача учителя сводится к тому, чтобы научить школьников работать с опорным конспектом. Для этого целесообразно предложить следующий алгоритм действий:

1.      Вспомни объяснение учителя, используя конспект.

2.      Раскрась его цветными карандашами, фломастерами.

3.      Прочти материал в учебнике.

4.      Перескажи материал учебника с помощью конспекта.

5.      Расскажи материал без конспекта.

В своей педагогической деятельности я часто использую метод опорных конспектов. Например, при изучении таких тем, как «Сила трения» (7 класс), «Энергия» (8 класс), «Последовательное и параллельное соединение проводников» (9 класс), «Основные положения МКТ» (10 класс), «Строение атома» (11 класс) и многих других.

При применении в ответе опорных материалов, у детей отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог, быть уверенным в себе и т. д. Упрощается оперирование новыми терминами, возникает чувство уверенности в успехе и любознательности, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает положительную мотивацию и открывает дорогу к творчеству.

Подача информации при работе с опорным конспектом осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального эффекта при получении знаний учащихся. Сочетание и расположение текста, формул, схем, рисунков, графиков позволяет наилучшим образом выделить и подчеркнуть главное в изучаемой теме. Опорный конспект помогает лучше разобраться в новом трудном материале урока и успешно выступить на следующем уроке. Таким образом, методика преподавания физики с использованием опорного конспекта дает возможность всем учащимся, независимо от их индивидуальных способностей, почувствовать себя самостоятельными, уверенными в себе, активными, способными людьми, испытывающими радость от успеха в учении. Я думаю, что это самое главное для учителя, когда его ученики любят его предмет и не боятся идти к нему на урок.

Использование такого методического приема дают возможность рационально распределить время на уроке, уменьшить его затрату на подготовку домашнего задания, увеличить работоспособность и результативность труда учителя и учащихся, создать условия для раскрытия творческих способностей и талантов учащихся, что способствует более глубокому изучению теоретического материала и развитию речи учащихся. При использовании этого метода очень важное значение имеет создание благоприятного психологического климата на уроке.

В заключении хочется сказать, что разработка опорного конспекта по физике — это реальная помощь в работе ученика, которая помогает не только понять физические законы и процессы, опираясь на теорию, изложенную в краткой и доступной форме, но и быть успешным, отвечая на уроке.

Литература:

1.                  Криволапова Н. А. Опорные конспекты по физике для учащихся 7 -9 классов: Методическое пособие для учителей и учащихся.

2.                  Опорные сигналы. Под ред. В.Ф Шаталова. М.: Просвещение.

Основные термины (генерируются автоматически): опорный конспект, конспект, учащийся, урок, способность, доступная форма, метод работы, материал, класс, учебный материал.


Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

опорный конспект, опорный сигнал, наглядная конструкция, конспект, блок, учебный процесс, учебный материал, профессиональное образование, некое смысловое значение, знак.

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных...

Предполагается, что конспект урока на тему «The Internet» используется в образовательной деятельности в рамках факультатива для 10 класса общеобразовательной школы для повышенного уровня. На уроках используются материалы УМК «Intermediate Listening...

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

- урок самостоятельного изучения теоретического материала; - урок самостоятельной работы

При изучении нового материала студенты формируют опорный конспект, который используется в последующем закреплении и повторении учебного материала.

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка...

Одним из способов активизации учебного процесса является составление опорного конспекта при чтении учебного текста. Это способ сворачивания материала с использованием различных символов, блоков, схем, иллюстраций и т. д...

Применение систем понятий в обучении химии для активизации...

Необходимо рассматривать с учащимися учебный материал с разных точек зрения и в разных связях и не требовать от них, чтобы составленный ими конспект урока точно повторял содержание и последовательность расположения записи...

Интегрированный урок как средство формирования...

– способы увеличения наглядности учебного материала

форму записи подготовленного урока; – формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Выполнение графической части и записи формул в конспект.

Закрепление учебного материала и использование основных...

Ключевые слова:учебный материал, закрепление, учащиеся, эффективность, урок, звенья, учитель, системное обучение.

Учитель проверяет усвоение знаний, умений и навыков и анализирует выполняемые учащимися работы.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Сильным студентам дается задание на основе использования учебной литературы составить электронный опорный конспект к уроку. Данная работа развивает умение выделять главное и анализировать учебный материал.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Опорный конспект как один из способов представления учебной...

опорный конспект, опорный сигнал, наглядная конструкция, конспект, блок, учебный процесс, учебный материал, профессиональное образование, некое смысловое значение, знак.

Опорный конспект на уроках обществознания как средство для...

Главная цель опорного конспекта — изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, остался в долговременной памяти [1].

Разработка конспекта урока с использованием интенсивных...

Предполагается, что конспект урока на тему «The Internet» используется в образовательной деятельности в рамках факультатива для 10 класса общеобразовательной школы для повышенного уровня. На уроках используются материалы УМК «Intermediate Listening...

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

- урок самостоятельного изучения теоретического материала; - урок самостоятельной работы

При изучении нового материала студенты формируют опорный конспект, который используется в последующем закреплении и повторении учебного материала.

Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка...

Одним из способов активизации учебного процесса является составление опорного конспекта при чтении учебного текста. Это способ сворачивания материала с использованием различных символов, блоков, схем, иллюстраций и т. д...

Применение систем понятий в обучении химии для активизации...

Необходимо рассматривать с учащимися учебный материал с разных точек зрения и в разных связях и не требовать от них, чтобы составленный ими конспект урока точно повторял содержание и последовательность расположения записи...

Интегрированный урок как средство формирования...

– способы увеличения наглядности учебного материала

форму записи подготовленного урока; – формы и виды контроля обученности учащихся на данном уроке.

Выполнение графической части и записи формул в конспект.

Закрепление учебного материала и использование основных...

Ключевые слова:учебный материал, закрепление, учащиеся, эффективность, урок, звенья, учитель, системное обучение.

Учитель проверяет усвоение знаний, умений и навыков и анализирует выполняемые учащимися работы.

Опыт применения мультимедийных технологий в обучении...

Сильным студентам дается задание на основе использования учебной литературы составить электронный опорный конспект к уроку. Данная работа развивает умение выделять главное и анализировать учебный материал.

Задать вопрос