В статье рассматривается гуманитарное сотрудничество БРИКС — сложное и многоплановое взаимодействие, которое становится неотъемлемой частью глобальной политики, особенно в период становления современного миропорядка, когда все чаще возникают вопросы, требующие коллективных действий и совместных усилий.
Ключевые слова : БРИКС, гуманитарное сотрудничество, цифровизация, международное сотрудничество, дипломатические отношения.
С момента официального запуска в 2009 году объединение стран БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, а также новые участники — Иран, Египет, Эфиопия, Объединенные Арабские Эмираты (с 2024 года) и Индонезия (с 2025 года) — ведет последовательную работу по созданию не только экономических, но и гуманитарных связей. Ключевыми аспектами в них являются обмен знаниями и опытом, сотрудничество в области здравоохранения, образования и культуры, а также жизненно важный фактор в установлении дипломатических отношений и построении устойчивых и многополярных международных отношений. Гуманитарное сотрудничество стран БРИКС не ограничивается лишь обменом гуманитарной помощью, представляя собой сложную и многослойную работу, в основе которой лежит принцип взаимного уважения и равноправия. В последние годы, в условиях глобальных перемен, таких как пандемия COVID-19, природные катаклизмы и обострение геополитических противоречий (особенно после 2022 года), гуманитарное сотрудничество стало не только ключевым инструментом межгосударственного взаимопонимания, но и фактором, способствующим общей глобальной безопасности. В связи с этим необходимо рассмотреть не только достижения государств БРИКС, но и проблемы, с которыми страны-участницы столкнулись при налаживании гуманитарного сотрудничества. Гуманитарное сотрудничество стран БРИКС начало развиваться в том числе и в ответ на международные вызовы, с которыми сталкивались развивающиеся страны. С момента своего формирования межгосударственное объединение БРИКС поставила перед собой амбициозную задачу не только улучшить экономические отношения между государствами, но и создать такую модель взаимосотрудничества, которая основывалась бы на принципах справедливости и солидарности. Понимание гуманитарного сотрудничества, как части внешней политики стран БРИКС, приобрело особую значимость в последующие года, когда стало очевидным фактом необходимости в проведении данной политики.
Первая встреча глав государств в контексте полноформатного саммита БРИК в 2009 году стала знаковой (до 2009 г. налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось еще в сентябре 2006 г.), поскольку не пожелала ограничиваться экономическим сотрудничеством, но и начала работу над развитием проектов в области образования, культуры и здравоохранения [1]. Так, гуманитарные вопросы стали занимать все более важное место в официальной повестке дня и на встречах лидеров. Дополнительный акцент был сделан на создании механизмов обмена опытом и диалога, на которых представители стран могли бы обсуждать актуальные глобальные проблемы и искать совместные пути их решения. Уже тогда стало очевидным, что для стран БРИКС важно не только экономическое, но и культурное взаимопонимание, что способствовало бы установлению устойчивых отношений между государствами. Гуманитарное сотрудничество в формате БРИКС превратилось в своеобразную площадку, где можно преодолеть границы между государствами и навести мосты между разными культурами и системами власти, благодаря открытой и гибкой модели сотрудничества, основанной на уважении к различиям в культуре и истории, а также на общих интересах в области устойчивого развития.
К началу 2010-х годов БРИКС уже имел очерченные направления гуманитарного сотрудничества, которые все больше наполнялись конкретным содержанием с последующими годами. Одним из важнейших этапов стало создание в ноябре 2015 года Сети университетов БРИКС (СУ БРИКС) [2]. Этот проект продемонстрировал готовность стран БРИКС к разработке общих образовательных программ, обеспечению мобильности студентов и преподавателей, развитию научных проектов, связанных с устойчивым развитием и другими вопросами. В целом, организация образовательных и научных обменов стала важной вехой в развитии более тесных и доверительных отношений между странами в обеспечении взаимного обмена имеющихся знаний и технологий. Не менее значимым стал и культурный обмен, который также отражает часть стратегии БРИКС. В 2017 году был проведен первый Международный Фестиваль театральных школ стран БРИКС+ [3], который стал ярким примером того, как культура может быть использована в качестве инструмента дипломатии и средства укрепления международных связей. Фестиваль продемонстрировал не только разнообразие культур стран-участниц, но и готовность к диалогу и сотрудничеству в области искусства, что является путем к взаимопониманию и развитию доверия в международных делах, что стало важным шагом на пути развития культурных связей и борьбы с предвзятыми стереотипами, которые могут возникнуть между странами с несхожим социокультурным фоном. После 2011 года особое внимание было уделено сектору здравоохранения в связи с растущими угрозами со стороны глобальных эпидемий, таких как ВИЧ/СПИД, туберкулез и, позднее, COVID-19, страны БРИКС начали интенсивное сотрудничество в области медицинской науки и здравоохранения. Касаемо общезначимого, то в 2022 году под председательством Китая был открыт Центр вакцин БРИКС , который стал полезным элементом для обмена знаниями и передовым опытом в целях укрепления потенциала производства вакцин и развития сотрудничества стран БРИКС в области здравоохранения [4].
Можно сказать, что современный этап гуманитарного сотрудничества стран БРИКС отличается от предыдущих более активным участием государств в коллективных усилиях по решению общих проблем. В последние несколько лет особое внимание уделяется борьбе с пандемией COVID-19, которая стала одним из главных приоритетов в глобальном контексте, и, учитывая трудности пандемии и повышенную осведомленность, страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) совместно запустили журнал The BRICS Health Journal (2024) [5], который стал важной частью сотрудничества стран в области здравоохранения — эта инициатива стала прекрасным примером обмена результатами исследований и опытом в области борьбы с COVID-19 и вакцинации, цифрового здравоохранения, профилактики и борьбы с туберкулезом. Есть все основания полагать, что совместные усилия позволят ускорить научные исследования, организовывать обмены медицинскими ресурсами и оборудованием, а также обеспечить доступ развивающихся стран к вакцинам и знаниям, что существенно снизило бы последствия пандемии и влияние последующих проблем на страны БРИКС. В сфере образования страны БРИКС интенсивно работают над двусторонними и многосторонними инициативами научно-образовательного сотрудничества. Среди них — Лига университетов БРИКС (с 2013 года), объединяющая ведущие учебные заведения стран-участниц для внедрения совместных образовательных и исследовательских инициатив [6]. Этот проект важен для обмена знаниями и опытом, особенно в области устойчивого развития, науки и технологий. Преподаватели и студенты стран БРИКС могут принимать участие в совместных исследованиях, а также в международных конференциях и форумах, что способствует расширению сотрудничества и подготовке будущих специалистов, способных работать в условиях глобальных вызовов.
Несмотря на значительные успехи, гуманитарное сотрудничество стран БРИКС сталкивается с рядом сложностей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы данное направление было более эффективным и долговременным. Одной из основных проблем является неравномерность в развитии различных направлений сотрудничества, обусловленная различиями в уровне экономического развития и социальных стандартов стран-участниц. В отдельных случаях страны сталкиваются с трудностями в координации своих усилий на многостороннем уровне, что затрудняет реализацию масштабных проектов. Кроме того, ограниченные финансовые ресурсы остаются существенным препятствием для реализации многочисленных гуманитарных программ с высокими инвестиционными потребностями, особенно в Южной Африке, Эфиопии и Египте. В условиях глобального экономического кризиса и нестабильности на международных рынках для дальнейшего развития гуманитарных программ необходимы новые источники и идеи финансирования. Но примечательно то, что перспективы гуманитарного сотрудничества стран БРИКС напрямую связаны с развитием взаимодействия в области образования, науки, здравоохранения и цифровизации. Для развития эффективного сотрудничества необходимо усилить координацию между государствами, активнее вовлекать их в международные программы и обеспечивать адекватное необходимое финансирование для реализации совместных проектов, улучшая взаимодействие с международными организациями, работающими в области гуманитарной помощи и устойчивого развития, с целью повышения эффективности и устойчивости совместных программ.
Как ранее уже было отмечено, в современных условиях реформирования миропорядка возникла необходимость выработки новых моделей международного гуманитарного сотрудничества между государствами. В частности, такая потребность возникает у стран БРИКС, которые, несмотря на их общее стремление к экономическому процветанию, сталкиваются с рядом препятствий, ограничивающих их взаимодействие в сфере образования и науки. В ответ на эти вызовы, возникает идея создания коммуникативной платформы гуманитарного сотрудничества БРИКС — онлайн-пространства, призванного объединить ведущие университеты, исследовательские центры, культурные и образовательные организации, а также крупные компании стран-участниц. Этот амбициозный проект был бы направлен на обеспечение многостороннего сотрудничества в гуманитарной сфере, предоставление возможностей для образования, обмена знаниями и создания совместных исследовательских коллабораций, несмотря на ограничения, связанные с физическим присутствием и глобальными геополитическими сложностями, которые зачастую и служат ограничительными факторами. Платформа, в свою очередь, представляла бы собой не просто цифровое пространство, а целую образовательную и научную сеть, ориентированную на долгосрочное развитие межгосударственного и межкультурного обмена, стремясь создать уникальную платформу, в рамках которой все желающие пользователи смогли бы обмениваться не только знаниями и опытом, но и взаимодействовать в реальном времени, преодолевая существующие барьеры. В отличие от других моделей массовых открытых онлайн-курсов и проектов, платформа гуманитарного сотрудничества БРИКС фокусировалась бы на уникальных особенностях стран-участниц БРИКС, их культуре и образовании, предлагая программы высокого уровня с международным стандартом и репутацией.
Одним из основополагающих принципов, заложенных в концепцию платформы, является создание цифровых исследовательских лабораторий , где участники не только смогут заниматься научной деятельностью, но и организовывать коллективные усилия по реализации проектов, благодаря чему автоматически возникнут эффективные межкультурные рабочие группы, достойные внимания мировой общественности. Эти виртуальные лаборатории могли бы стать местом для создания и проведения различных исследований по актуальным глобальным проблемам (вопросы устойчивого развития, международной безопасности, цифровизации и др.) По сравнению с традиционными научными платформами, эти лаборатории объединили бы людей не только наукой, но и стремлением преодолевать географические и политические границы, создав тем самым новый тип амбициозного взаимодействия между странами БРИКС. Создание отдельных курсов по направлениям исследований и учебных курсов, ориентированных на специфику развивающихся экономик, поможет сформировать более гибкие и актуальные образовательные траектории. Эти курсы, помимо предоставления пользователям возможности получения международных дипломов, дадут возможность обучения в рамках взаимных образовательных проектов, повышая качество образования и открывая доступ к нему.
Обобщая вышесказанное, этот веб-портал стал бы инструментом, который не только открывал ворота для доступа к качественному образованию и исследованиям, но и создавал новый тип сотрудничества на основе равенства и взаимопонимания. Учитывая политические и экономические процессы на мировой арене, преодоление множества препятствий на пути многих государств, включая санкции, проект выступает не только образовательным, но и значимым в процессе активизации дипломатических отношений. Основанием для дальнейшего долгосрочного сотрудничества в целях содействия общему развитию является преодоление географических и культурных ограничений и обеспечение беспрепятственного обмена знаниями и информацией между странами БРИКС. Долгосрочное видение проекта заключается не только в создании платформы для обмена знаниями, но и в формировании нового устойчивого сообщества, в котором академические институты, исследовательские центры, бизнес и другие заинтересованные стороны смогли бы активно участвовать в глобальных гуманитарных акциях, решать проблемы и двигаться вперед к прогрессу и устойчивому развитию.
Таким образом, коммуникативная платформа БРИКС стала бы важным и необходимым шагом в цифровизации гуманитарного взаимодействия, укреплении научных связей и обеспечении мобильности знаний в условиях глобальных вызовов. Это не просто технологический проект, а важная часть в создании нового типа сотрудничества в глобальном масштабе, которое будет направлено на совместное реагирование на глобальные проблемы, исходя из интересов и особенностей развивающихся стран, поскольку гуманитарное сотрудничество стран БРИКС в последние годы приобрело важнейшее значение в формировании нового многополярного мирового порядка, и совместные усилия стран в области образования, здравоохранения, культуры и цифровизации не только укрепляют связи между государствами-членами, но и играют ключевую роль в решении глобальных проблем. Развитие гуманитарной деятельности в рамках БРИКС является необходимым шагом на пути к созданию справедливого и устойчивого международного порядка, в котором главное внимание будет уделяться равенству и взаимной поддержке.
Литература:
- Joint Statement of the BRIC Countries' Leaders (Yekaterinburg, Russia, June 16, 2009) / [Электронный ресурс] // © 2016. University of Toronto unless otherwise stated: [сайт]. — URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/090616-leaders.html (дата обращения: 05.04.2025)
- Меморандум о взаимопонимании о создании сетевого университета БРИКС / [Электронный ресурс] // 2009–2025 BRICS: [сайт]. — URL: https://infobrics.org/files/pdf/112.pdf (дата обращения: 07.04.2025)
- Международный фестиваль театральных школ стран БРИКС / [Электронный ресурс] // BRICS Festival: [сайт]. — URL: https://bricsmoscow.ru/#festival_info (дата обращения: 07.04.2025)
- Открытие Центра БРИКС по исследованию и разработке вакцин 22 марта 2022 г / [Электронный ресурс] // © Content Owned by Embassy of India in Moscow: [сайт]. — URL: https://indianembassy-moscow.gov.in/ru/press-releases-22–03–2022.php (дата обращения: 07.04.2025).
- The BRICS are a group of leading emerging economies. / [Электронный ресурс] // The BRICS Health Journal: [сайт]. — URL: https://www.bricshealthjournal.com/jour (дата обращения: 07.04.2025).
- Network of new opportunities / [Электронный ресурс] // © BRICS NETWORK UNIVERSITY: [сайт]. — URL: https://nu-brics.ru/ (дата обращения: 10.04.2025).