В статье рассмотрены правовые и организационные основы межведомственного взаимодействия следственных органов и прокуратуры в сфере расследования невыплаты заработной платы. Раскрыта роль органов прокуратуры в выявлении нарушений в сфере соблюдения трудовых прав граждан, определено место взаимодействия прокуратуры и следственных органов в структуре частной методики расследования невыплаты заработной платы.
Ключевые слова: криминалистическая методика, расследование преступлений, прокурорский надзор, межведомственное взаимодействие, трудовые права, оплата труда.
Демократические принципы и модель правового социального государства предполагают полное и всестороннее обеспечение прав личности в различных сферах общественных отношений разными правовыми средствами. В системе прав личности особое место принадлежит трудовым правам, поскольку труд является основой нормального существования человека и важным средством поддержания стабильности и развития экономики. Политика социального государства, коим провозглашена Россия в ст. 7 Конституции РФ, направлена на охрану и защиту труда и трудовых прав граждан.
В системе трудовых прав важная роль принадлежит праву на оплату труда, которое закреплено в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и нормах ТК РФ. Согласно результатам социологических опросов, основная мотивация повышения производительности труда для работающих россиян — финансовая, практически каждый второй респондент считает, что стал бы работать лучше, если бы ему подняли заработную плату (45 %) [5].
При этом право на оплату труда нередко становится объектом различных нарушений и посягательств. Несомненно, наибольшую общественную опасность представляют преступные деяния, посягающие на трудовые права. Так, в ст. 145.1 УК РФ установлена ответственность за невыплату заработной платы и иных выплат. Согласно данным судебной статистики, за первое полугодие 2024 г. в России по ст. 145.1 УК РФ было осуждено 52 лица [6].
Таким образом, преступления являются наиболее опасными посягательствами на право граждан на оплату труда, поэтому государство должно уделять их выявлению, расследованию и раскрытию повышенное внимание.
В ходе расследования преступлений органы следствия вступают в тесное взаимодействие с органами прокуратуры. Как известно, после реформы отечественного следственного аппарата из компетенции прокуратуры были изъяты полномочия по непосредственному осуществлению предварительного расследования преступлений, установлен баланс между прокурорским надзором и процессуальной самостоятельностью следователя. Такое кардинальное решение до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Так, А. В. Пивень и Ю. Д. Бурлаченко считают необходимым возвратить отдельные полномочия в уголовном процессе прокурору, что позволит укрепить позиции прокуратуры, обеспечить целостный, своевременный и справедливый надзор, устранить беспредел в самостоятельности следователей [4, c. 117].
Не углубляясь в тематику уголовно-процессуальных полномочий прокурора, отметим, что, несмотря на осуществленную реформу, взаимодействие между органами прокуратуры и органами предварительного расследования сохранилось, но в других формах.
Во-первых, это субординационное взаимодействие, которое выражается в прокурорском надзоре за деятельностью следственных органов. По мнению С. Н. Назарова, надзор и взаимодействие взаимосвязаны: правовые ограничения в надзорной деятельности отрицательно влияют на возможности взаимодействия, направленного на обеспечение качественного расследования уголовных дел [2, c. 236].
Во-вторых, между органами следствия и прокуратурой осуществляется координационное взаимодействие, поскольку обеспечение законности является конечной целью как органов прокуратуры, так и следственных органов. Обе рассматриваемые правоохранительные структуры являются элементами механизма защиты прав граждан от преступных посягательств. В данном ключе роль прокуратуры состоит в выявлении нарушений закона в определенной сфере и направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для осуществления уголовного преследования. По представленным прокуратурой материалам следственные органы в пределах своей компетенции осуществляют непосредственно расследование преступления.
В связи с этим по отдельным категориям уголовных дел межведомственное взаимодействие прокуратуры и следственных органов должно быть включено в структуру частной криминалистической методики, учитывая значимость результатов прокурорского надзора для расследования, особенно на первоначальном его этапе.
Координационное взаимодействие следственных органов и прокуратуры ярко отражается в практике выявления и расследования преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ.
Методика расследования невыплаты заработной платы включает множество практических рекомендаций, в числе которых можно назвать межведомственное взаимодействие следственных органов и прокуратуры, посредством которого значительно повышается эффективность деятельности правоохранительных органов по выявлению фактов преступного поведения в трудовой сфере.
Дело в том, что нередко граждане при нарушении их прав работодателем предпочитают обращаться с жалобами в органы прокуратуры с просьбой устранить допущенные нарушения. В свою очередь, прокуратура уполномочена осуществлять государственный надзор за соблюдением трудовых прав граждан, который предполагает рассмотрение поступающих обращений, проведение прокурорских проверок и, при выявлении признаков преступления, направление соответствующих материалов в органы предварительного расследования. Так, в 2022 г. при осуществлении прокурорского надзора за состоянием законности в сфере оплаты труда органами прокуратуры было выявлено 213 298 нарушений закона, для решения вопроса об уголовном преследовании направлено 907 материалов, возбуждено 846 уголовных дел [3].
Как видно, зачастую именно благодаря органам прокуратуры нарушения в сфере оплаты труда выявляются и направляются в следственные органы для уголовного преследования. Между тем, в частной методике расследования невыплаты заработной платы указанная специфика учитывается редко. Современная научная литература не располагает достаточными исследованиями, посвященными методике взаимодействия следственных органов и прокуратуры при расследовании невыплаты заработной платы. В результате в системе криминалистических рекомендаций образуется пробел, что негативно влияет на практику расследования преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК РФ.
Отметим, что методические основы взаимодействия следственных органов и прокуратуры в сфере обеспечения трудовых прав граждан и их защиты от преступных посягательств базируются на правовых основах такого взаимодействия. В данном ключе следует отметить, что в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 5 февраля 2024 г. № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» содержатся отдельные рекомендации методического характера, нацеленные на эффективное межведомственное взаимодействие правоохранительных структур.
В частности, в Приказе № 98 указано на обязанность прокуроров ориентировать правоохранительные органы на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и пресечения уголовно наказуемых деяний в сфере трудовых отношений, осуществлять надзор за исполнением следственными органами и органами дознания норм, касающихся приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлении в трудовой сфере, а также за их процессуальной деятельностью, проводить координационные и межведомственные совещания в случае систематического нарушения закона следственными органами и т. д. Таким образом, новые методические рекомендации, ориентированные на работников прокуратуры, в целом носят исчерпывающий характер.
Задачей криминалистики, в свою очередь, является формирование ответных методических рекомендаций, ориентированных на взаимодействие с органами прокуратуры со стороны следственных органов при выявлении и расследовании преступлений в трудовой сфере, в том числе невыплаты заработной платы. Необходимо принимать во внимание, что взаимодействие с органами прокуратуры имеет значение на первоначальном этапе расследования. Согласимся с мнением А. А. Лады о том, что работу на данном направлении необходимо начинать с момента образования на предприятиях задолженности по выплате заработной платы, т. е. до возбуждения уголовного дела [1, c. 100].
Суммируя изложенное, мы приходим к выводу о том, что для расследования невыплаты заработной платы важное значение имеет межведомственное взаимодействие следственных органов с органами прокуратуры, поскольку зачастую именно от последних поступают материалы проведенных прокурорских проверок по заявлениям граждан о нарушении их трудовых прав. В связи с этим считаем важным включение в частную методику расследования невыплаты заработной платы такой составляющей, как межведомственное взаимодействие следственных органов с органами прокуратуры на первоначальном этапе расследования, тщательное изучение ее правовых, организационных, тактических основ, формирование соответствующих практических рекомендаций для следственных органов.
Литература:
- Лада А. А. Взаимодействие субъектов выявления и расследования невыплаты заработной платы / А. А. Лада // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2020. — № 2. — С. 98–104.
- Назаров С. Н. Правовое ограничение прокурорского надзора за следствием: удобно ли следствию? / С. Н. Назаров // Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и криминалистические вопросы борьбы с преступностью: сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции / под ред. В. Д. Зеленского. — Краснодар, 2024. — С. 235–239.
- Основные результаты прокурорской деятельности за январь — декабрь 2022 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=85327980 (дата обращения: 15.01.2025).
- Пивень А. В., Бурлаченко Ю. Д. Актуальные проблемы взаимодействия органов прокуратуры и следствия в досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXII Международной научно-практической конференции / А. В. Пивень, Ю. Д. Бурлаченко / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. — Пенза, 2020. — С. 115–117.
- Работа, зарплата, эффективность: результаты опроса ВЦИОМ, 2023 г. // Официальный сайт ВЦИОМ. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rabota-zarplata-ehffektivnost-est-li-svjaz (дата обращения: 15.01.2025).
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 1 полугодие 2024 г. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. — URL: https://cdep.ru/index.php?id=79&item=8775 (дата обращения: 15.01.2025).