CRM-системы как эффективный инструмент анализа клиентской базы в ИТ-компаниях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 июня, печатный экземпляр отправим 11 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (569) май 2025 г.

Дата публикации: 05.05.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Бушина, А. О. CRM-системы как эффективный инструмент анализа клиентской базы в ИТ-компаниях / А. О. Бушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 18 (569). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/569/124190/ (дата обращения: 30.05.2025).



В статье сформулирована актуальность использования CRM-систем для анализа клиентской базы в ИТ-компаниях. Изложено определение и расшифровка понятия CRM. Описаны значимые аспекты использования CRM-систем для анализа клиентской базы. Представлен список самых популярных систем, используемых в российских компаниях. Выделены недостатки использования.

Ключевые слова: CRM-система, ИТ-компания, клиентская база, данные о клиентах, стратегия компании, цифровизация бизнеса

Анализ клиентской базы является ключевым аспектом стратегического управления в ИТ-компаниях. Проведение тщательного разбора маркетинговой информации позволяет компаниям лучше понимать потребности клиентов, выявлять паттерны поведения и адаптировать свои предложения для повышения клиентской удовлетворенности и лояльности.

В условиях быстрого развития технологий и цифровизации бизнес-процессов управление взаимоотношениями с клиентами становится ключевым аспектом успешной деятельности компаний. CRM-системы предлагают мощные инструменты для сбора, анализа и использования данных о клиентах, что позволяет оптимизировать процессы продаж и управления, а также увеличивать эффективность маркетинговых кампаний.

CRM (Customer Relationship Management) — это специализированная корпоративная информационная система или подсистема, которая входит в состав ERP-системы. Она предназначена для обеспечения более тесного и эффективного взаимодействия с клиентами, повышения качества их обслуживания за счет хранения данных о клиентах и истории взаимодействий с ними, а также для оптимизации бизнес-процессов на основе этих данных и последующей оценки их эффективности.

В ИТ-компаниях эти системы становятся необходимым инструментом для анализа клиентской базы, что позволяет принимать обоснованные решения и улучшать качество сервиса.

Ключевые аспекты использования CRM-систем для анализа клиентской базы:

  1. Хранение и организация данных о клиентах: CRM-системы позволяют собирать и хранить информацию о клиентах в одном месте, включая контактные данные, историю покупок, взаимодействия и предпочтения. Имеется возможность сегментации клиентов по различным критериям (возраст, географическое положение, уровень дохода, интересы и т. д.).
  2. Анализ поведения клиентов: пользователи систем могут отслеживать все взаимодействия с клиентами — как онлайн, так и офлайн, например, по электронной почте, звонки и встречи, обратные связи и запросы поддержки.
  3. Прогнозирование и предсказательная аналитика: современные CRM-системы часто интегрируют элементы искусственного интеллекта и машинного обучения, что позволяет, например, прогнозировать поведение клиентов на основе исторических данных или определять наиболее ценные сегменты клиентов, которые генерируют наибольшую прибыль.
  4. Автоматизация маркетинга: программное обеспечение дает возможность автоматизировать ряд процессов, связанных с продажами — автоматизированные рассылки на основе поведения клиентов, напоминания о follow-up-взаимодействиях, персонализированные рекомендации товаров или услуг и др.
  5. Отчеты и визуализация данных: большинство CRM могут создавать детализированные отчеты по различным метрикам, а встроенные визуальные инструменты помогают легко интерпретировать данные и делают анализ более доступным для всех участников команды.

На рынке России существует множество CRM-систем, среди которых можно выделить несколько наиболее популярных:

— Битрикс24 — универсальная CRM-платформа, предлагающая широкий функционал, включая управление сделками, задачами, коммуникациями и автоматизацией процессов;

— Мегаплан — система, существующая на рынке вот уже 16 лет, ориентированная на управление проектами и коммерческой деятельностью, включает инструменты для поиска клиентов и анализа продаж;

— AmoCRM — облачная CRM-система, известная своим простым интерфейсом и возможностью интеграции с различными мессенджерами и другими сервисами;

— «РосБизнесСофт» CRM — система идеально подойдет для продаж, складского учета и производства, предусматривает более ста дополнительных модулей, в частности, касса, отпуска, закупки, KPI, акты сверки и другие;

— 1С:CRM — решение от компании 1С, ставшее наиболее популярным в период санкций и позволяющее управлять продажами и клиентскими отношениями, интегрировано с другими продуктами линейки 1С;

— RetailCRM — популярна за счет высокой скорости работы и широкого набора инструментов, а изюминка программы –автоматический прием заявок с разных площадок и последующим их распределением между сотрудниками.

Таким образом, каждая из этих систем имеет свои особенности и преимущества, поэтому выбор зависит от конкретных потребностей бизнеса.

Несмотря на множество преимуществ CRM-систем, у них есть и свои недостатки. Некоторые из основных минусов, которые отмечает руководство и сотрудники предприятий — это сложность внедрения, сопротивление сотрудников, высокая стоимость, проблемы с интеграцией, обновления и поддержка, зависимость от провайдера и др.

В условиях высококонкурентного рынка ИТ-услуг применение CRM-систем для анализа клиентской базы становится важным элементом стратегического подхода компаний. Данные системы не только способствуют сбору и анализу данных, но и позволяют улучшать качество взаимодействия с клиентами, повышая их удовлетворенность и лояльность, что в результате ведет к дальнейшему росту и развитию бизнеса.

Литература:

  1. Качурина А. С. Методы анализа клиентской базы [Электронный ресурс] // Экономика и социум. 2016. № 6 (25). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-analiza-klientskoy-bazy-1/viewer (дата обращения: 03.11.24).
  2. Микрюков Д. Н. Оптимизация бизнес-процессов в продажах и менеджменте с использованием адаптивных CRM-систем: методы, подходы и результаты [Электронный ресурс] // KANT. 2023. № 2 (47). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-biznes-protsessov-v-prodazhah-i-menedzhmente-s-ispolzovaniem-adaptivnyh-crm-sistem-metody-podhody-i-rezultaty/viewer (дата обращения: 03.11.24).
  3. Султанова К. Е. Исследование методов и методик экономического анализа предприятия в России и в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 11–4 (86). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-metodov-i-metodik-ekonomicheskogo-analiza-predpriyatiya-v-rossii-i-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 03.11.24).
  4. Сухинин В. Д., Цуканова О. А. Методика внедрения CRM-системы в отделе продаж [Электронный ресурс] // Системный анализ в проектировании и управлении. 2024. Т. 1 № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-vnedreniya-crm-sistemy-v-otdele-prodazh/viewer (дата обращения: 08.11.24).
  5. Филатов Е. С., Польщиков К. А. Сравнение современных CRM-систем [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. 2024. № 1 (103). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnenie-sovremennyh-crm-sistem (дата обращения: 07.11.24).
Основные термины (генерируются автоматически): некачественный товар, продавец, гарантийный срок, недостаток товара, президиум ВС РФ, РФ, товар, возврат товара, общее правило, Постановление Пленума ВС РФ.


Ключевые слова

клиентская база, стратегия компании, ИТ-компания, CRM-система, данные о клиентах, цифровизация бизнеса

Похожие статьи

Задать вопрос