В статье анализируется правовая природа договора суррогатного материнства, определяется его место в системе гражданско-правовых договоров, выявляются ключевые юридические проблемы, возникающие на этапе его заключения и исполнения. Уделяется особое внимание вопросам обеспечения прав и интересов всех сторон договора, включая суррогатную мать — исполнителя, генетических родителей — заказчиков и будущего ребенка.
Ключевые слова: правовая природа, договор, вид договора, суррогатное материнство, структура, элементы, медицинская организация, семейно-правовые отношения.
Суррогатное материнство представляет собой один из наиболее дискуссионных и сложных с юридической точки зрения аспектов современной медицины и семейного права. Стремительное развитие технологий вспомогательной репродукции, с одной стороны, открыло новые возможности для людей, испытывающих трудности с зачатием ребенка, с другой — породило множество вопросов, касающихся правового регулирования данной практики.
Правовая природа суррогатного материнства ставит перед юристами и обществом ряд определенных проблем: от определения статуса суррогатной матери и биологических родителей до регулирования обязательств сторон и защиты прав ребенка.
Договор суррогатного материнства является уникальным явлением в современном праве. Его содержание выходит за рамки договорных отношений, поскольку он затрагивает не только имущественные обязательства сторон, но и вопросы рождения и воспитания ребенка, а также защиту его интересов.
Договор суррогатного материнства представляет собой соглашение между суррогатной матерью и потенциальными биологическими родителями будущего ребенка, согласно которому сторона — исполнитель обязуется выносить и родить ребенка, а сторона заказчика принять ребенка и выполнить свои обязательства, предусмотренные договором. С юридической точки зрения договор является сложным, поскольку сочетает в себе элементы обязательств, связанных с медицинскими услугами, а также элементы личных неимущественных отношений.
Структура договора включает в себя такие элементы как: паспортная часть, содержащая реквизиты биологических; предмет соглашения; порядок расчета вознаграждения; права и обязанности сторон; ответственность сторон; условия изменения соглашения; конфиденциальность и иные дополнительные условия.
Для понимания правовой природы договора необходимо выделить его ключевые элементы:
Стороны договора. В качестве сторон, как уже было отмечено выше, выступают суррогатная мать — с одной стороны, и биологические родители — с другой. Кроме того, существует так же третья сторона, без которой исполнение договора невозможно, поскольку сама процедура вынашивания и рождения ребенка суррогатной матерью невозможна без определенного набора медицинских манипуляций.
Среди ученых юристов существуют различные точки зрения на предмет определения природы договора суррогатного материнства. А. Х. Ульбашев считает, что существуют достаточные основания полагать, что договор суррогатного материнства не входит в число гражданско-правовых сделок, поскольку оказание медицинских услуг предполагает участие третьей стороны — медицинской организации. [6, с. 142] И. М. Шапиро также высказывает позицию, согласно которой «лечебное учреждение в рамках основного договора суррогатного материнства должно заключить два договора возмездного оказания медицинских услуг: отдельно с супругами-заказчиками и отдельно с суррогатной матерью» [7, с. 20].
Среди основных обязательств медицинской организации выделяются следующие:
- Проведение необходимых медицинских обследований. Перед началом программы медицинская организация обязана провести полное обследование потенциальной суррогатной матери на предмет возможности выносить и родить здорового ребенка, исключить наличие у нее заболеваний и патологий.
- Подготовка и проведение процедуры экстракорпорального оплодотворения. Сюда входит забор биологического материала у генетических родителей, оплодотворение яйцеклетки и культивирование эмбриона с последующим переносом его в тело суррогатной матери.
- Контроль состояния здоровья суррогатной матери. Медицинская организации обязано регулярно и своевременно контролировать состояние здоровья суррогатной матери на протяжении всей беременности. Это включает проведение медицинских осмотров и обследований, организацию консультаций с профильными специалистами, в случае появления такой необходимости, а также обеспечение своевременной медицинской помощи в случае осложнений.
Следует также отметить и то, что договором предусматривается ответственность за ненадлежащее выполнение медицинских процедур, причинение вреда здоровью суррогатной матери или ребенка. В таком случае медицинская организация обязана компенсировать ущерб участникам программы суррогатного материнства.
Следующим элементом договора суррогатного материнства является его предмет. По смыслу определения понятия суррогатного материнства, данного ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» [1], предметом договора являются действия исполнителя по оказанию услуг, где в качестве исполнителя выступает суррогатная мать, обязующаяся выносить и родить ребенка, и действия заказчиков — генетических родителей по возмещению расходов, понесенных исполнителем в процессе исполнения своих обязательств. Определяя предмет договора, зачастую авторы исходят из определения вышеуказанного понятия, однако в научной среде существует мнение, что в силу определенной специфики рассматриваемых отношений, предметом договора суррогатного материнства не могут являться обязательства, связанные с процессом вынашивания и рождения ребенка, а также последующая его передача заказчикам, поскольку результат этих действий не выражается в овеществленной форме. В данном случае указанные выше обязательства скорее являются целью договора суррогатного материнства. Предметом же договора может являться денежное вознаграждение, поставленное под условие успешного исполнения таких обязательств.
Следует заметить, что договор участников программы суррогатного материнства не включает в свой предмет также и обязательства медицинской организации, направленные на появление, хранение и внедрение эмбриона в тело суррогатной матери. Договор с медицинской организацией имеет самостоятельное значение, несмотря на то, что развитие динамики правоотношений суррогатного материнства невозможно без осуществления медицинских манипуляций.
Вопрос об отнесении договора суррогатного материнства к сделкам семейно-правового характера также является спорным. Г. В. Богданова и О. Ю. Лебедева полагают отнесение договора суррогатного материнства к числу семейно-правовых сделок, поскольку считают, что возмездность не влияет на квалификацию, потому как в качестве предмета необходимо рассматривать переход личных неимущественных прав от суррогатной матери к биологическим родителям. [4, с. 5]
В научной среде существуют иные точки зрения. Например, Е. С. Митрякова считает, что договор относится к типу возмездного оказания услуг, так как женщина, являющаяся стороной по договору, оказывает услугу по вынашиванию и рождению ребенка, за что впоследствии подлежит материальному вознаграждению стороной заказчика. [5, с. 64] Однако программа суррогатного материнства может осуществляться как на коммерческой основе, так и некоммерческой. В таком случае остается вопрос о возможности отнесения программы суррогатного материнства на некоммерческой основе к числу сделок возмездного оказания услуг. Т. Е. Борисова считает, что договор суррогатного материнства, заключенный на возмездной основе нельзя отнести к одному типу гражданско-правовых договоров, а на безвозмездной — к другому. [3, с. 80]
Различные подходы к определению правовой природы договора суррогатного материнства, несмотря на их многообразие, сводятся к единому мнению о том, что в настоящий момент отнесение договора суррогатного материнства к каким-либо уже существующим договорам, закрепленным Гражданским кодексом РФ — невозможно, поскольку характер рассматриваемых правоотношений является комплексным и затрагивает одновременно права участников программы — генетических родителей и суррогатной матери, рожденных в ее ходе детей, а также права медицинской организации.
Говоря о проблемах, возникающих в ходе исполнения договора суррогатного материнства, наиболее приоритетное значение имеет дача согласия суррогатной матери на запись ребенка его генетическими родителями. В соответствие с п. 6 ст. 16 ФЗ «Об актах гражданского состояния» [2], срок для подачи заявления о рождении ребенка предусмотрен не позднее чем через месяц со дня его рождения. В случае отказа суррогатной матери дать такое согласие, обязать её передать ребенка даже по факту его генетического происхождения практически невозможно, поскольку, во-первых, рожденный ребенок не может являться предметом сделки, а во-вторых законодательство определяет матерью женщину, непосредственно выносившую и родившую ребенка. Единственным возможным вариантом разрешения подобных ситуаций является возложение обязательств по выплате материальной компенсации суррогатной матерью генетическим родителям.
Стоит учитывать также и тот факт, что положение суррогатной матери является наиболее обременительным. Генетические родители в свою очередь также могут отказаться записать ребенка в книге записей рождения, и в таком случае обязательства по воспитанию ребенка автоматически перекладываются на женщину его родившую. Нередки случаи и отказа от ребенка всеми сторонами программы, где его судьба в итоге остается неопределенной.
Поскольку договор суррогатного материнства заключают обе стороны, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий так же две стороны, и потому материальное возмещение в случае необходимости должно являться существенным условием договора в целях дисциплинирования его сторон.
Литература:
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. 26.09.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
- Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. 08.08.2024) «Об актах гражданского состояния» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16758/
- Борисова Т. Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография / Борисова Т. Е. // — М.: Проспект. — 2012. — С. 144. [Электронный ресурс] URL:
- Лебедева О. Ю. Некоторые проблемы правового регулирования вспомогательной репродукции в свете нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». / Лебедева О. Ю. // Медицинское право. — № 2. — 2012. — С. 4–6. [Электронный ресурс] URL:
- Митрякова Е. С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России. / Митрякова. Е. С. // автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Тюмень, — 2006. — С. 175. [Электронный ресурс] URL:
- Ульбашев А. Х. Договор суррогатного материнства как согласование воль в семейном законодательстве Беларуси, Казахстана, России / Ульбашев А. Х. // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Право. — № 2. — 2018. — С. 140–146.
- Шапиро И. М. Сравнительно-правовой анализ условий договоров суррогатного материнства и возмездного оказания услуг. / Шапиро И. М. // Семейное и жилищное право. — № 3. — 2018. — С. 19–22.