В статье автор исследует проблему художественного творения, опираясь на произведения Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, И. Гёте.
Ключевые слова: искусство, художественное творение, Ортега-и-Гассет, Хайдеггер, Гёте.
В сфере искусства существует одна из самых древних и сложных проблем — проблема художественного творения. Она вызывает оживленные споры как в кругу профессионалов, так и в широкой общественности. Что делает произведение искусства настоящим искусством? Как определить его ценность и значимость? Эти вопросы затрагивают глубинные философские аспекты творчества, которые были осмыслены такими выдающимися мыслителями, как Хосе Ортега-и-Гассет, Мартин Хайдеггер и Иоганн Вольфганг фон Гёте.
В эпоху романтизма художники слова начали высказывать претензии к Богу-творцу из-за отсутствия свободы и невозможности контролировать свою судьбу. Тематика богоборчества, которая вытекала из трагедии, связанной с недостатком свободы, стала преобладать в искусстве того времени. Философы также развивали эту тематику: «К концу ХIХ столетия богоборческое настроение умов закономерно вылилось в отрицание Бога, которое, в свою очередь, претворилось, с одной стороны, в идею смерти Бога у Ницше, а с другой — в атеистическую и материалистическую критику религии у Фейербаха и классиков марксизма» 1, с. 143. Философская проблематика в художественном творчестве связана с поиском смысла и ценности произведения искусства. Философия искусства рассматривает творческий процесс, восприятие и влияние на зрителя. Основной вопрос — что делает произведение искусства ценным? Мнения философов разделяются, но можно выделить тенденцию: ценность искусства заключается в его способности передавать эмоции, идеи, влиять на мышление и восприятие человека. Таким образом, философия художественного творения открывает различные аспекты восприятия и ценности произведения искусства, что продолжает быть актуальной исследовательской темой.
Одним из ключевых аргументов баскского философа Х.Ортеги-и-Гассета является произведение «Адам в раю». Согласно его теории, художественное творение должно быть связано с некой первозданной гармонией между человеком и природой. Только в этом случае оно может передать эстетическую ценность, вызывая у зрителя или слушателя глубокие эмоции и переживания. Для Ортеги-и-Гассета художество — это не просто создание красивого объекта, а способ коммуникации между человеческой душой и окружающим миром. В своей работе «Адам в раю» автор выделяет основные аспекты художественного творчества, сосредотачиваясь на индивидуальном творческом акте и его влиянии на понимание искусства. Он рассматривает искусство как способ выражения человеческой природы, трансцендирования реальности и обогащения жизни. Автор рассуждает о богах, которые являются отражением всего наилучшего в нас самих, «образом совершенной личности», и о том, как вера в высшее, поклонение природе влияют на произведения искусства. Так, он делил художников на религиозных и «великих атеистов», «колоссальных безбожников» 5, с. 93. К числу первых он относил Тициана и Никола Пуссена, ведь они питали к природе высокие чувства, и потому их творчество пропитано духовностью. В отличие от них, атеист Диего Веласкес «своей кистью как метлой сметает с холста богов» 5, с. 93, и потому мы рассуждаем уже об алкоголизме, а не о боге виноделия Дионисе. Автор также утверждает, что «природа совершеннее культуры, или, другими словами, зверь ближе к богу, чем человек» 5, с. 91. Таким образом, произведение «Адам в раю» Х. Ортеги-и-Гассета представляет собой глубокое философское размышление о природе человеческой сущности и об ее отношении к миру.
Анализ «Адама в раю» открывает читателям глубокое понимание механизмов творческого процесса, влияние социокультурной среды на художественное выражение и особенности восприятия произведения искусства. Автор исследует проблему самости и свободы, ставя главным героем Адама, символизирующего человека в его самом первоначальном состоянии. Ортега-и-Гассет утверждает, что человек по природе своей стремится к гармонии с миром, но осознает, что его свобода и самореализация часто противоречат этому стремлению. Через столкновение Адама с запретным плодом автор анализирует противоречия человеческой природы и сложности самопознания.
Другую точку зрения на проблему художественного творения представляет немецкий философ Мартин Хайдеггер. В своем труде «Исток художественного творения» он обращается к феноменологии и философии искусства, предлагая глубокий анализ основ художественного творчества, включая взаимодействие между художником, произведением и зрителем. Понимание искусства через призму Хайдеггера позволяет по-новому взглянуть на процесс творчества и его влияние на человеческое бытие. Автор видит тесную связь между творцом и его творчеством: «В художнике исток творения. В творении исток художника. Нет одного без другого» 4, с. 81. В своих работах М.Хайдеггер подчеркивает роль времени как основополагающего фактора для возникновения подлинного художественного произведения. Именно через время происходит раскрытие бытия, что позволяет уподобиться ему через акт создания. Такое понимание времени отличается от повседневной жизни человека, что делает художество особым видом выражения, требующим особых способностей к восприятию.
В исследовании проблемы истока художественного творения, на первый взгляд, все кажется возвращенным на круги своя: «Что такое искусство — это надо извлечь из творения. А что такое творение, мы можем постигнуть, только исходя из сущности искусства. Каждый легко заметит, что мы движемся по кругу» 4, с. 83. Произведение Хайдеггера посвящено сути эстетической проблемы, которая касается существования человеческой культуры и роли человека в ней. Он ставит перед нами многослойный вопрос: что такое искусство сегодня? Сохранилось ли оно? Продолжит ли оно быть источником вдохновения для глубоких размышлений? Вероятно, да. Однако ключевым моментом является не столько поиск конкретного источника, существующего отдельно, сколько эстетическое побуждение самой природы искусства, стремящейся найти свое истинное место в мире и открывающей наблюдателям истину, не претендуя на окончательное завершение поиска, ведь сам процесс вечен, как и мир вокруг.
Автор исследует весьма широкий круг взаимосвязи между ними, начиная с деталей и постепенно раскрывая всю глубину этой тайны. Чтобы разобраться в том, каждая ли вещь может называться художественным творением, Хайдеггер проводит параллель между крестьянскими башмаками как изделия и башмаками на картине постимпрессиониста Винсента ван Гога как творения. Философ утверждает: «Дельность изделия хотя и состоит в его служебности, но сама служебность покоится в полноте существенного бытия изделия. Мы это бытие именуем надежностью» 4, с. 119. Хайдеггер приходит к выводу: «Исток художественного творения есть искусство. Но что такое искусство? Действительность искусства — в творении» 4, с. 133. Таким образом, художественное произведение выступает в качестве моста, соединяющего художника с истоком творения, дельность изделия с его служебностью, а настоящее с ещё не раскрытым будущим, перенося наследие к следующим поколениям мира и земли. По-видимому, ключ к этому будущему уже заложен в акте творчества, в его живом развитии.
Еще одним интересным подходом к проблематике художественного творения является точка зрения Иоганна Вольфганга фон Гёте. В его работе «О правде и правдоподобии в искусстве» он акцентирует внимание на разнице между репрезентацией реальности и её интерпретацией через призму личного виденья автором. Гёте полагает, что задачей художника является отражение не только объективной действительности, но и его субъективного опыта. В своей работе автор исследует проблему истинности в искусстве. Он рассматривает искусство как форму отражения реальности через эстетические категории, выделяя важность истины в художественном творчестве. Для Гёте «совершенное произведение искусства» — это «произведение человеческого духа и в этом смысле произведение природы. <...> Оно поддается восприятию только духа, зачатого и развившегося в гармонии, а тот, в свою очередь, находит в произведении нечто прекрасное, законченное в себе и вполне соответствующее его природе». 2, с. 2. Гёте ведёт размышления о художественной правде и влиянии художественных произведений на человеческую душу. Автор глубоко верил в то, что искусство служит обществу. В ряде своих произведениях он развивает мысль о том, что художник должен быть народным учителем, ведь подлинность искусства заключена в идее побуждения человека к добру и красоте, и художник должен активно бороться за воплощение этого принципа в своём творчестве. Когда искусство служит обществу, тогда содержание становится решающим фактором для любого художественного произведения.
В «Правде и правдоподобии в искусстве» Гёте также рассуждает о «заурядном» и «подлинном» ценителях искусства. Эти понятия он раскрывает следующим образом: «Только совсем невежественному зрителю произведение искусства может показаться произведением природы, но ведь и такой зритель дорог и люб художнику» 2, с. 2; «Заурядный любитель <…> относится к произведению искусства как к вещи, продающейся на рынке, но подлинный любитель видит не только правду изображаемого, но также и превосходство художественного отбора, духовную ценность воссоединенного, надземность малого мирка искусства; он чувствует потребность возвыситься до художника, чтобы полностью насладиться произведением» 3, с. 493]. Гёте верил: искусство помогает нам понять, что такое человек, и каким он должен быть.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что художники слова, вне зависимости от своего взгляда на мир, стремятся исследовать природу взаимного влияния творца и творения как двух различных субъективностей.
Художественное творение — это произведение искусства, которое воплощает в себе идеи, эмоции и взгляды автора. Оно может быть представлено в различных формах: книги, фильма, живописи, музыки и т. д. Это уникальное выражение творческого потенциала человека, способное вызывать у зрителей или слушателей самые разные чувства. Однако создание художественного произведения — это не только творческий процесс, но и серьезная проблема для автора. Возникают вопросы о выборе сюжета, стиле изображения или музыкальной композиции: каков должен быть баланс между личными предпочтениями и ожиданиями публики? как передать свое видение мира таким образом, чтобы оно было понятно другим людям, цепляло публику? Важно отметить, что каждый художник имеет свой индивидуальный подход к созданию произведения искусства. Он может использовать различные техники и стилистику для достижения желаемого эффекта. Тем не менее, проблема художественного творения заключается в поиске баланса между индивидуальностью автора и его способностью коммуницировать со зрителями или слушателями.
В заключение можно сказать, что создание художественного произведения — это сложный процесс, требующий глубокого понимания самого себя как автора и анализа потребностей аудитории. Успешное решение этой проблемы позволяет художнику раскрыть свой потенциал и донести свое послание до широкой публики.
Литература:
- Ерофеева К. Л. Проблема творца и творения в художественной литературе и идеи современного креационизма / К. Л. Ерофеева // Соловьевские исследования. — 2013. — № 1(37). — С. 139–149
- Иоганн Вольфганг Гете «О правде и правдоподобии в искусстве» — Художественная литература — М- 1980- 312с.
- Сазонова В. А. Гете как реформатор сценического искусства //Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — №. 3–4. — С. 491–498.
- Хайдеггер М. X 12 Исток художественного творения / Пер. с нем. Михайлова А. В. — М.: Академический Проект, 2008. — 528 с.
- Хосе Ортега-и-Гассет «Адам в раю» М.: Ермак, 2003–341с.