Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Политические взгляды Сократа

Научный руководитель
Философия
27.02.2025
143
Поделиться
Библиографическое описание
Сокольских, С. Р. Политические взгляды Сократа / С. Р. Сокольских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123046/.


В статье анализируются взгляды древнегреческого философа Сократа о политическом устройстве государства, а также о предпочтительной формы правления. Автор определяет представления Сократа о значении законности для формирования гармоничной политической системы любого государства за счет деятельности законопослушных правителей и граждан.

Ключевые слова: Сократ, государство, политика, демократия, политическое устройство, законность, общество, Платон, справедливость, аристократия.

Актуальность исследования заключается в том, что в работах Сократа определяется законность, законопослушность и компетентность правителей, а также иные принципы формирования государства, которые и сегодня имеют значение для политико-правовой мысли.

О представлениях Сократа о политике и государстве известно преимущественно из трудов его учеников, а также иных философов, с которыми Сократ вел диспуты. Являясь гражданином Афин, проживающим в 469–399 гг. до н. э. Сократ застал период развития представления о правовой государственности, но имел собственное представление об идеальной форме политического устройства.

К моменту активной деятельности Сократа в Афинах сложилась крайняя форма демократии, т. к. сочетала в себе признаки автократии, что рассматривалось философом как планомерная работа по отхождению общества и правителей от законов. Занимая активную жизненную позицию, участие в делах государства и общества, Сократ призывал о необходимости соблюдения законов, т. к. считал, что благополучное развитие государства возможно только в условиях нерушимости законов, повиновения граждан законам и власти аристократии, которую и здесь философ рассматривал со своей точки зрения, существенно отличающейся от нашего понимания аристократизма.

Так, далеко не многие государства времени Сократа были близки ему по государственно-политическому устройству. Прежде всего, Сократ называл афинскую демократию не эффективной. В крайних проявлениях демократии в своем родном полисе, Сократ видел не только причину военных поражений, но и скорейшего развала общества. Выбор правителей посредством «жребия» рассматривал как самую неудачную форму выборов, которая не могла обеспечить доступ аристократии к управлению. В отличии от многие последующих философов, Сократ придавал слову «аристократия» политическое значение, не связывая аристократов с их социальным или имущественным положением. При этом, «знания» Сократ не рассматривал как систему, как это делает современный член общества. Знание по Сократу имело нравственное начало, было связано с законными и правильными представлениями о государственном управлении.

А. В. Симаев определяет точку зрения Сократа о правителях так: «Делами политическими (полисными) обязаны заниматься только те, кто обладает политической добродетелью. Полисная (политическая) добродетель, по его мнению, не искусство или талант, какой имеет, например, музыкант, а величественное искусство управления делами государства. И обладает данным искусством незначительно число людей. В связи с этим, правителями должны быть знающие» [1, с. 15].

Именно «знающий» правитель мог быть идеальным, т. к. в силу своей природы действовал на благо государства, не использовал свое положение для достижения личных целей и благ, но видел путь государства и раскрывал его потенциал.

Говоря о том, что аристократия является идеальной формой политического устройства, Сократ имел ввиду допуск к власти только аристократов, т. е. людей, которые исполняют законы и являются достаточно профессиональными для осуществления этой деятельности. По нашему мнению, именно Сократ впервые формирует мысль о профессионализме политиков, отсылая к успехам Древней Греции времен Перикла. В тот период времени для любого правителя было важно иметь опыт государственного управления и военного участия, требование, о чем со временем было нивелировано и позволило пополняться политической верхушке дилетантами.

Предпочтение по форме политического устройства Сократ отдавал Спарте и Криту, с говорками, но принимал опыт Фив, где была сформирована либо аристократия, либо олигархия в умеренных проявлениях. Проблему Сократ видел в отправлении власти — не может быть успешным народное принятие решений, с учетом того, что участники народного собрания не государственные деятели в узком понимании. Указанные им идеальные формы политического устройства и правления — аристократия, умеренная олигархия, были выделены в связи с тем, что представители соответствующих слоев населения могли позволить себе получит достойное и многогранное образование, поучаствовать в войнах и военных походах, сформировать представление о мире и государстве.

Несмотря на то, что в Спарте присутствовал прототип народного собрания — герусия, геронты избирались из числа аристократов и занимали свои должности пожизненно. Это давало им возможность сравнить прежние и нынешние времени, делать соответствующие выводы. Помимо этого, Сократа привлекала спартанская организованность, законопослушность, чего не хватало расслабившемся афинянам. В перечисленных государствах наблюдалось высокое значение законов, которое и объединяло всех спартанцев.

Причину отхода афинской формы политического устройства от «идеальной», Сократ видел в отходе от законности. Законы должны быть обязательными для всех, взаимосвязанными и обусловленными божественным происхождением. В случае отступничества от законности государство вырождается. При этом, законы и отношения между государством и общество формируются, по мнению Сократа, на основании договора. Философ первый заложил основу теории договорного государства, формирующегося на основании вступления гражданина с полисом в законные договорные отношения.

В. Д. Михайлов обращает внимание на то, что «В политико-правовой концепции Сократа исходным является согласие гражданина стать членом данного полиса, которое он оформляет в виде договора соблюдать порядки и установления полиса» [2, с. 46]. Каждый гражданин сам мог выбирать государство, с которым он хотел бы заключить договор, но после заключения он был обязан соблюдать законы такого государства, а если у него будут претензии или предложения, высказать их можно только законным методом.

При полном отсутствии законов или их формальном присутствии, но не соблюдении, Сократ говорит о формировании тирании, т. е. беззаконии. Не видел ничего нового и полезного Сократ в монархии, при которой власть от одного переходила к другому, не факт, что «знающему». Такой способ получения власти Сократ считал незаконным, даже обманным, и расплата за такой обман ложилась на плечи потомков, о чем предупреждал Сократ и Афины.

Но, в целом, представления Сократа о государственном и политическом устройстве не были «антидемократическими». Даже в Афинах, он уважал принятие решений ареопагом, в котором состояли мудрые и благородные государственные деятели, которые к моменту вступления в должность прошли определенный жизненный путь. А. И. Гальченко отметила следующее мнение Сократа о представителях власти: «политическая же деятельность гораздо труднее других профессий, поэтому занятия для ее овладения должны быть более продолжительными и интенсивными, что ведет к достижению нравственного совершенства» [3, с. 119].

Сократ отдавал предпочтение какой-либо форме государственного и политического правления, но выделял те их них, которые обладали наиболее эффективными правилами строгого соблюдения законности. Количество правителей не определяло качество управления, поэтому Сократ не обращал на это внимание, хоть и был против тирании или монархии. Гораздо важнее было «знание» правителя, которое должно было иметь нравственное начало.

Таким образом, философ, который при жизни не создал монументальных трудов, оставил больший вклад в философскую мысль и представления о государстве и его политическом устройстве. Первые представления о договорной взаимосвязи государства и граждан, о профессионализме политических правителей и незаконности полновластного правителя, станут основанием для многих последующих теорий, положенных в основу формирования современного государственного устройства и формы политического режима.

Литература:

  1. Симаев В. А. Политико-правовые доктрины Сократа о государстве / Симаев, В. А. — Текст: непосредственный // Контентус. — 2018. — № 12 (77). — С. 13–19.
  2. Михайлов Д. В. Формирование представлений об общественном согласии: Сократ, Платон, Аристотель / Михайлов, Д. В. — Текст: непосредственный // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. — 2016. — № 1. — С. 43–51.
  3. Гальченко И. А. Взгляды Сократа, Платона и Аристотеля о форме государства / Гальченко, И. А. — Текст: непосредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2023. — № 2. — С. 117–124.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Сократ
государство
политика
демократия
политическое устройство
законность
общество
Платон
справедливость
аристократия
Молодой учёный №9 (560) февраль 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 268-270):
Часть 4 (стр. 207-273)
Расположение в файле:
стр. 207стр. 268-270стр. 273

Молодой учёный