Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 августа, печатный экземпляр отправим 3 сентября
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие кадрового потенциала ДОО

Педагогика
13.02.2025
16
Поделиться
Аннотация
В статье раскрываются некоторые аспекты развития кадрового потенциала ДОО в контексте стратегического развития системы образования. Среди значимых условий формирования перспективных кадровых стратегий организации выделяются переход от бюджетной системы финансирования к финансовой самостоятельности, децентрализация системы управления, совершенствование процессов обучения и развития персонала, модернизация механизмов мотивации, расширение сферы социального партнерства образовательного учреждения.
Библиографическое описание
Прусакова, А. Н. Развитие кадрового потенциала ДОО / А. Н. Прусакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122713/.


В статье раскрываются некоторые аспекты развития кадрового потенциала ДОО в контексте стратегического развития системы образования. Среди значимых условий формирования перспективных кадровых стратегий организации выделяются переход от бюджетной системы финансирования к финансовой самостоятельности, децентрализация системы управления, совершенствование процессов обучения и развития персонала, модернизация механизмов мотивации, расширение сферы социального партнерства образовательного учреждения.

Ключевые слова: кадровый потенциал, кадровая политика, реформирование образовательного пространства, модернизация образования, качество образования, режим инноваций, обучение и развитие персонала ДОО, материальная и нематериальная мотивация, социальное партнерство.

XXI век — время масштабных преобразований в общественно-политической, экономической, социокультурной жизни нашей страны. В условиях стремительного развития рыночной экономики, научного и технического прогресса, перестройки системы социообразующих ценностей одним из приоритетных направлений государственной политики остается проблема реформирования образовательного пространства России в его законодательном, содержательном, структурообразующем аспектах.

Процесс модернизации, целью которого является повышение качества образования в системе новых социально-экономических отношений, охватывает все образовательные структуры и контролируется на самом высоком государственном уровне. Развитие кадрового потенциала — одно их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации образовательной системы. Данное направление развития образования является приоритетным в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инноваций, влекущих за собой изменения в деятельности специалистов. В связи с этим большое значение приобретает непрерывный характер обучения и профессионального роста педагога, как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, готовности и умению решать профессиональные задачи, а также повышение качества результатов воспитательно-образовательного процесса в целом [1]. Эффективное развитие кадрового потенциала учреждений дошкольного образования возможно при соблюдении следующих условий.

  1. Перехода ДОО от бюджетной системы финансирования к самообеспечению и финансовой самостоятельности, которая позволит:

– поднять имидж образовательного учреждения для выпускников педагогических вузов и колледжей, создать конкурс на вакансии образовательной организации;

– модернизировать систему оплаты труда и материальной мотивации персонала, направленной на повышение уровней образования, квалификации, профессиональной переподготовки кадров;

– совершенствовать материально-техническую базу и предметно-развивающую среду образовательного учреждения, создавая условия для внедрения педагогических инноваций.

  1. Децентрализации системы управления. Децентрализация предполагает создание самодостаточных органов управления — методических объединений и творческих лабораторий педагогов образовательного учреждения, осуществляющих управление инновационными образовательными процессами на уровне ДОО, ведущих активную деятельность по участию в конкурсном движении и по разработке и внедрению инновационных проектов и программ, в том числе:

– разработка нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательного процесса;

– участие в конкурсах муниципального и регионального уровня;

– участие во всероссийских, федеральных конкурсах педагогического мастерства, в том числе грантовых проектах.

  1. Совершенствования системы обучения и развития персонала ДОО.

Достойный уровень качества образовательного процесса предполагает наличие высшего образования и высшей категории у большинства педагогов учреждений ДО. Однако, как показывает практика, если в Москве и региональных центрах рассматриваемая тенденция распространена повсеместно, то одной из проблем российской глубинки является дефицит педагогов высшей квалификации. Решение проблемы получения высшего образования возможно благодаря методикам дистанционного обучения, повсеместно внедряемым в практику работы дошкольных учреждений образования, а также совершенствованию системы нематериальной мотивации педагогов ДОУ.

Повышение образовательного уровня педагогов может быть реализовано в форме стимулирования самообразования и в форме внешне организованного обучения. Материалы по самообразованию содержательно наполняются в произвольной форме на основании инициативы работника и могут включать в себя формирование портфолио как результаты накопления определенного индивидуального педагогического опыта, формирование педагогом индивидуального плана профессионального саморазвития, участие его в различных педагогических конкурсах и проектах и прочие формы работы.

Внешне организованное обучение может быть реализовано в виде курсов повышения квалификации, дистанционного обучения, стажировки в образовательных организациях, не являющихся местом постоянной работы педагога, а также в виде заочного обучения в средних и высших учебных заведениях. Значительной эффективностью характеризуется практико-ориентированное обучение, в частности, участие в работе муниципальных и региональных методических объединений, проблемных семинаров и конференций, в мастер-классах, в работе проектных команд, творческих и проблемных групп в рамках ДОУ [2].

С целью развития кадрового потенциала организации необходима разработка «Программы развития персонала с целью повышения уровня образования педагогического состава». Содержание программы позволит выделить несколько уровней обучения:

– получение высшего профильного образования педагогами, закончившими колледж;

– получение среднеспециального дошкольного образования воспитателями, не имеющими профильного образования, а также младшими воспитателями, составляющими кадровый резерв организации.

Перспективным направлением в развитии кадрового потенциала организации является введение института наставничества. Наставничество дает двусторонний, профессионально-плодотворный и мобильный результат. Одним из новых применяемых методов адаптации молодых специалистов в ДОУ является «баддинг (от англ. buddying, buddy — приятель, товарищ, облегчение вливания в коллектив через приятельские отношения с коллегой) — работа в паре, метод обучения, развития и поддержки персонала, основанный на равноправных, даже порой дружественных отношениях. Несомненно, это полезный инструмент в помощи адаптации новых сотрудников в организации, позволяющий быстро создать разнообразные контакты.

  1. Совершенствование механизмов мотивации.

Решая проблему совершенствования системы обучения и развития сотрудников, важно создать грамотные условия мотивации, при этом необходимо совмещать материальные (премии, стимулирующие надбавки) и нематериальные методы стимулирования:

– мотивирующие совещания, конкурсы и соревнования;

– поздравления со знаменательными датами, информирование о достижениях, оценки коллег, коллективное признание успехов, благодарности, грамоты за успехи, награды;

– создание условий для выхода творческих способностей самого работника, получения удовлетворения от трудовых достижений в результате самовыражения и самореализации.

  1. Расширение сферы социального партнерства.

В программу подготовки студентов педагогических вузов и колледжей в обязательном порядке входит производственная практика. Заключение договора между образовательными учреждениями о возможности студентов проходить практику на базе ДОУ позволит последнему не только расширить направления социально-организационной деятельности, но и привлечь к работе молодых профессионалов, готовых работать в режиме инноваций непрерывного стратегического развития организации.

Таким образом, развитие кадрового потенциала ДОО является основой стратегического развития образовательной организации. При этом важнейшими результатами эффективной кадровой политики становятся обеспечение организации кадрами, планирование и координация процесса их эффективного использования, профессионального, личностного и социального развития.

Литература:

  1. Ущенко А. В. Развитие системы управления персоналом образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-upravleniya-personalom-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-primere-mdou-73-gorodskogo-okruga-orehovo-zuevo
  2. Хоменко О. В. «Модель развития педагога по повышению уровня компетентности в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/27413759/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
кадровый потенциал
кадровая политика
реформирование образовательного пространства
модернизация образования
качество образования
режим инноваций
обучение и развитие персонала ДОО
материальная и нематериальная мотивация
социальное партнерство
Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 120-122):
Часть 2 (стр. 77-157)
Расположение в файле:
стр. 77стр. 120-122стр. 157

Молодой учёный