К вопросу о правовой природе, видах договора лизинга и его значении для национальной экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 15.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Паршина, Н. А. К вопросу о правовой природе, видах договора лизинга и его значении для национальной экономики / Н. А. Паршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121739/ (дата обращения: 16.01.2025).

Препринт статьи



Автор рассматривает правовую природу, виды и значение договора лизинга для национальной экономики. Автор приходит к заключению, что целый ряд проблемных аспектов лизинга до сих пор носят малоисследованный и дискуссионный характер, а потому нуждаются в углубленных научных исследованиях и практических апробациях.

Ключевые слова: аренда, лизинг, лизингодатель, лизингополучатель, инвестиции, национальная экономика.

The author examines the legal nature, types and significance of a leasing agreement for the national economy. The author comes to the conclusion that a number of problematic aspects of leasing are still understudied and debatable, and therefore need in-depth scientific research and practical testing.

Keywords: rent, leasing, lessor, lessee, investments, national economy.

Проблематика лизинговых отношений остаётся весьма актуальной, что детерминировано, прежде всего, тем, что хотя теоретические и прикладные проблемы, связанные с вопросами договорной конструкции лизинга и его значением для экономики России, не являются совершенно новыми для отечественной цивилистики, в терии и на практике они до сих пор вызывают острые дискуссии и обсуждения как в научном сообществе, так и среди специалистов-практиков.

Говоря о генезисе договорной конструкции лизинга, следует подчеркнуть относительную «юность» последней [1; с. 17]. Достатоно напомнить, что в период РСФСР понятия договора аренды и, соответственно, договора лизинга в нормативных правовых актах не содержалось. Так, в ГК РСФСР 1964 года полностью отсутствовали нормы, регулирующие отношения лизинга. И только в части второй ГК РФ финансовая аренда (лизинг) была выделена в отдельный вид договора аренды.

Напомним некоторые основные положения. Договор лизинга, как и иные договоры аренды, является двусторонним, взаимным, консенсуальным, возмездным и срочным. Существенным условием договора лизинга является условие о его предмете, которое стороны должны максимально конкретизировать. Срок по ст. 610 ГК РФ может быть как определенным, так и неопределенным. Форма договора лизинга — простая письменная. В случаях, когда лизинговое имущество является недвижимым, договор лизинга также подлежит государственной регистрации в качестве обременения, что не влияет на его заключенность. Сторонами договора лизинга являются лизингодатель и лизингополучатель. Участником лизинговой сделки наряду с указанными выше лицами является продавец лизингового имущества. Спецификой договора лизинга является распределение прав и обязанностей между участниками лизинговой сделки.

Вопрос о правовой природе договора лизинга является в литературе достаточно спорным. Ученые предлагают рассматривать данный договор и в качестве самостоятельного договора, и как разновидность инвестиционного либо кредитного договора [1; с. 18–19]. Однако представляется верным закрепление данного договора как вида договора аренды. Обладая специфичными признаками, конструкция договора лизинга регулируется положениями об аренде. В качестве признаков, позволяющих отнести договор лизинга к договору аренды следует выделить относительный характер отношений между лизингодателем и лингополучателем, а также то, что содержанием данных отношений является передача имущества во временное владение и пользование, срочный характер отношений.

Переходя к вопросам класификации, рассмотрим далее основные классификационные ряды лизинга. Основное подразделение лизинга на виды связано с выделением финансового и оперативного лизинга. В доктрине первый вид иногда именуют как лизинг полной амортизации, второй — лизинг неполной амотризации. Модель финансового лизинга предполагает передачу имущественного актива (предмет лизинга) лизингополучателю на длительное время с полным возмещением его стоимостных характеристик за срок использования актива. В свою очередь, модель оперативного лизинга связана с передачей предмета лизинга на срок, который значительно меньше нормативно-определённого периода его полезного использования и с возможностью его многократной передачи в лизинг со стороны лизингодателя. В этом контексте можно усмотреть определённое сходство оперативного лизинга с договором бытового проката.

По такому критерию, как юрисдикция легализации субъектов лизинга, последнийй принято классифицировать на национальный и международный лизинг. В первом случае каждый из субъектов лизинговых правоотношений признаётся юрлицом или физлицом одной и той же юрисдикции. В случае, когда лизингодатель и лизингополучателю легализованы в разных юрисдикциях, лизинг рассмаривают как международный.

В свою очередь международный лизинг принято классифицировать на две подкатегории: — импортный, когда продавец и, соответственно, предмет лизинга приобретён за рубежом; — экспортный, когда предмет лизинга приобретён в юрисдикции, где легализован лизингодатель; — транзитный, когда все участники сделки, включая лизингодателя, лизингополучателя и продавца легализрованы в различных юрисдикциях

Значение договора лизинга для экономики России необычайно велико. Очевидно, что договор лизинга может быть средством финансирования успешных отечественных производителей, если позволять лизинговым компаниям принимать решения о предоставлении финансирования, исходя из состоятельности заемщика [2; с. 1359].

Экономическое значение договора лизинга обусловлено его сущностью и заключается в том, что путем привлечения финансовых ресурсов со стороны субъекты хозяйственной деятельности, не обладающие собственными свободными и достаточными денежными средствами, могут обновлять свой парк производственного оборудования (основных средств), обеспечивая тем самым рост производительности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (работ, услуг). Таким образом, договора лизинга — это инструмент модернизации экономики в масштабах всей страны.

В этом контексте государственное участие в развитии лизинга на своими целями ставит: содействие кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей; поддержку приоритетных отраслей; техническое переоснащение транспортной инфраструктуры; расширение доступа к финансированию для малых и средних предприятий [3; с. 447]. В сегодняшних условиях все более обостряющейся конкуренции лизинговые сделки стали одними из самых насущных дополнительных каналов, позволяя производителям добиваться значительного расширения круга потребителей и завоевывать новые рынки сбыта, опережая при этом конкурентов.

В условиях, когда существующая техника и оборудование многих национальных компаний существенно выработала свой срок эксплуатации (напр., в АПК — более чем на 80 %), субсидирование лизинговых платежей в позволяет активизировать процессы обновления основных средств ведущих предприятий страны. В этих условиях использование лизингового механизма становится одним из эффективных способов решения проблемы инвестирования в инновационное развитие.

В последнее время лизинг проявил себя как эффективный и надежный источник финансирования. Именно лизинг увеличивает внутренний спрос на долгосрочное инвестирование и позволяет снизить риски участников лизинговых операций. Значение данного механизма обусловлено, вопервых, ограниченностью бюджетных средств, во-вторых, нехваткой собственных средств предприятия в объеме, достаточном для осуществления исследований и внедрения новых технологий, в-третьих, высокими процентными ставками по банковским кредитам, а также их ограниченностью по срокам и необходимостью залогового обеспечения. В свою очередь коммерческие банки, как правило, инновационные проекты вообще не рассматривают в качестве объекта залога [2; с. 1360].

В российской экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, методом внедрения новых технологий на производстве [3; с. 449]. Это является очень важным фактом, так как государству необходимы именно такие катализаторы структурной перестройки экономики. Опыт зарубежных, а главное — российских лизинговых фирм показывает, что такие перестройки возможны, однако им необходима прочная финансовая основа в виде банков, которым необходимо переключиться с бизнеса «коротких» денег на кредитование реального сектора экономики. Важным условием также является и то, как быстро российские фирмы настроятся на прием и эффективное использование производственного капитала.

Итак, говоря о значении договора лизинга для развития экономики, напомним, что одной из главных задач в настоящий момент является эффективное стимулирование спроса на инновационное развитие экономики страны и привлечение к этому процессу частных инвесторов. Вместе с тем, несмотря на повышенное внимание со стороны государства к данной сфере, и какой бы ни была привлекательной конкретная инновация, какую бы эффективность и прибыль она ни сулила в будущем компании, реализация этой идеи сталкивается с проблемой обеспечения необходимого финансирования, а также риска такого рода капитальных вложений.

Резюмируя вышеприведенные позиции, следует отметить, что, безусловно, договор лизинга обладает некоторыми несвойственными признаками для договора аренды. Однако, рассмотрение признаков договора лизинга не по отдельности, а в совокупности позволит сделать вывод о принадлежности данного договора к системе арендных договоров, а также о том, что наличие отдельных признаков и обуславливает выделение договора лизинга как вида, но не самостоятельного договора.

В заключение резюмируем: целый ряд проблемных аспектов лизинга до сих пор носят малоисследованный и дискуссионный характер, а потому нуждаются в углубленных научных исследованиях и практических апробациях. Кроме того, споры в данной сфере правовой регуляции весьма сложны и разнообразны.

Литература:

  1. Близнецова, Е. С. Сущность договора лизинга и проблемы его квалификации / Е. С. Близнецова // Уральский научный вестник. — 2023. — Т. 4. — № 6. — С. 16–20.
  2. Репина, Е. Г. Лизинг как инструмент финансирования проектов устойчивого развития / Е. Г. Репина, А. Д. Мельников // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 4 (153). — С. 1358–1363.
  3. Эксузян, А. В. Лизинг как форма финансирования капитальных вложений в условиях действующих санкций / А. В. Эксузян, Ю. С. Шевченко // Вектор экономики. — 2023. — № 3 (81). — С. 444–449.


Задать вопрос