В статье автор рассматривает депонирование как средство обеспечения защиты авторских прав на объекты, размещённые в сети Интернет.
Ключевые слова: депонирование, авторское право, произведения, интеллектуальная собственность, защита авторских прав, сеть Интернет.
В эпоху активно развивающихся информационно-цифровых технологий свою большую популярность получила сеть Интернет. Она стала повсеместно применяться практически во всех сферах человеческой жизни благодаря простоте и доступности. Большинство людей во всём мире уже не могут представить свою жизнь без сети Интернет. Это по-настоящему удобный и полезный инструмент.
Но несмотря на полезность такого инструмента существуют и отрицательные стороны его использования. Особенно хорошо они просматриваются в сфере интеллектуальной собственности. Сеть Интернет позволяет практически мгновенно и беспрепятственно осуществлять обмен информацией между людьми, в том числе это касается разного рода аудиоматериалов, видеоматериалов, изображений, текстовых произведений и т. д. Эта особенность сети упрощает коммуникацию в обществе, делает возможным удобное и быстрое получение информации в любой форме, использование её различными способами, копирование и распространение. Но проблема обстоит в том, что большая часть контента, ежедневно размещаемого в сети, относится к объектам авторских прав, а пользователи сети редко обращают внимание на данное обстоятельство, копируя и распространяя произведения без разрешения и согласия автора. Нередки случаи и незаконного присвоения авторства лицом, не являющимся автором. Среди нарушений незаконного использования объектов авторских или смежных прав распространено незаконное размещение и доведение до неограниченного круга пользователей в сети «Интернет» таких объектов, в том числе фотографических произведений [3, с. 74]. Последствия такого поведения осложняют жизнь авторам. Если автор использует своё произведение в коммерческих целях, то вследствие указанных выше нарушений он может потерять часть прибыли, которую мог бы извлечь из такого использования. Таким образом могут быть нарушены имущественные (исключительные) права автора на произведение. Также могут быть нарушены и личные неимущественные права автора, закреплённые в ст. 1255 ГК РФ, такие как: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения [1]. Например, право автора на неприкосновенность его произведения может быть нарушено путём внесения в него изменений, сокращений и дополнений [1]. Нарушением права авторства и права на имя считается плагиат, т. е. полное или частичное воспроизведение содержания произведения, без ссылки на авторство другого лица и указания источника заимствования информации. [2, с. 547].
Нарушения авторских прав возможны, конечно, и вне сети Интернет, но в сети Интернет такие нарушения в настоящее время встречаются всё чаще и приобретают неконтролируемый характер. Связано это с отсутствием должного правового регулирования данной сферы, пробелами в законодательстве, особенностями самой сети. Всеобъемлющий характер сети, огромное количество её пользователей и расположенной в ней информации делают крайне затруднительным контроль за незаконными действиями. В таких условиях вторам сложно отстоять свои права, собрать необходимые доказательства, получить правовую защиту. Авторы в сети Интернет становятся уязвимыми к посягательствам нарушителей.
Доказывание даётся особенно нелегко, ведь информация в сети Интернет может быть удалена или изменена «в один клик». Нарушитель в любой момент может убрать незаконно размещённый контент, чтобы подтвердить его противоправные действия было невозможно. Бывают ситуации, когда автор вовсе не может доказать своё авторство на произведение, размещённое в сети Интернет. Например, другое лицо присвоило себе авторство, опубликовало произведение в сети под своим именем, а у истинного автора не сохранилось никаких подтверждений создания произведения, которые он мог бы использовать в качестве доказательств и обратиться за защитой своих прав. В итоге недобросовестное лицо использует чужой объект авторских прав, а настоящий автор не может восстановить справедливость и отстоять свои интересы.
Таким образом, важным аспектом для авторов при защите авторских прав является заблаговременное обеспечение доказательственной базы. В достижении этой цели может помочь депонирование, которое представляет собой передачу (фиксацию) сведений о произведениях (объектах смежных прав) депозитарию, а также представление экземпляра такого произведения (объекта смежных прав), целью которого является свидетельствование факта создания результата интеллектуальной деятельности под именем автора на определенную дату [3, с. 75]. Иными словами, оно доказывает факт создания произведения и существование его в определённый момент времени.
Самым простым и примитивным способом депонирования является отправка произведения себе почтовым отправлением. При отправке на конверте будет проставлен почтовый штемпель с датой отправки, который подтверждает существование объекта на определённую дату. Важно сохранить полученный экземпляр нетронутым (не вскрывать конверт, бандероль). Очевидным недостатком такого способа является ограниченность в видах объектов авторских прав, которые можно отправить таким образом, здесь возможна отправка произведений только в печатном виде. Также существует вероятность потерять конверт или повредить его, в таком случае суд не примет это в качестве доказательства. Несколько больше возможностей даёт отправка произведения по электронной почте, т. к. нет необходимости использовать печатный вариант, кроме того, письмо с электронной почты нельзя просто потерять или повредить. Однако существует вероятность потерять доступ к самой электронной почте, удалить сообщение и т. д. В этой связи оба варианта являются ненадёжными.
В настоящее время в сети Интернет свою популярность получили различные специальные сервисы, осуществляющие цифровое депонирование. Преимуществами таких сервисов являются: шифрование (или иная защита) данных, возможность предоставления файлов различных видов и расширений, выдача свидетельства или сертификата. Стоит отметить, что такие сервисы принимают файлы любого формата, в том числе архивы, содержащие большое количество файлов, т. е. можно задепонировать те объекты, которые нельзя зарегистрировать или запатентовать официально. Например, для депонирования подойдут видеофайлы, аудиофайлы, изображения, текстовые файлы, а также любые их комбинации.
Наиболее востребованным такой способ депонирования стал для селлеров на маркетплейсах. Маркетплейс — это онлайн-платформа [4, c. 1], которая позволяет продавцам размещать и продавать на ней свои товары. Селлерами называют продавцов товаров на маркетплейсах. Карточка товара на маркетплейсе практически всегда содержит в себе результаты творческого труда человека, которые являются объектами авторских прав. Фотографии, видео, графические изображения, инфографика и её оригинальное оформление, продающие тексты — всё это части карточек товаров на маркетплейсах и также объекты авторских прав. Для создания качественной карточки на маркетплейсе может быть затрачено много времени и ресурсов, поэтому часты случаи использования карточек или их частей лицами, не имеющими отношения к их созданию и не имеющими отношения к продавцу, который их размещает, без какого-либо разрешения на такие действия. Это позволяет нарушителям легко переманивать к себе потенциальных покупателей, что негативно сказывается на коммерческой деятельности настоящих авторов и правообладателей используемого контента. Также нарушители могут обратиться к администрации маркетплейса и подать жалобу на продавца, которому изначально принадлежала карточка, указав на то, что последний использует её незаконно. Как правило, это делается с целью навредить бизнесу добросовестного продавца. Администрация маркетплейса обычно оперативно блокирует карточки, в отношении которых подана жалоба, это влечёт закономерные финансовые проблемы для пострадавшей стороны. Депонирование же позволяет селлерам зафиксировать дату существования карточки товара, подтвердить, что она была создана раньше, чем карточка недобросовестного конкурента.
Исходя из анализа судебной практики, стоит отметить, что депонирование не является самостоятельным доказательством. На законодательном уровне отсутствует правовое регулирование депонирования, и оно не является обязательным. Оно может быть использовано только в совокупности с другими доказательствами при доказывании авторства. В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации по делу № А40–46622/219 указано, что «депонирование произведения является добровольной, не предусмотренной законом процедурой, с которой закон не связывает наступление каких-либо последствий» [5]. Такое решение законодателя и мнения судов, с одной стороны, можно назвать справедливыми, поскольку по своей сути депонирование является способом фиксации лишь факта существования объекта авторских прав в определённый момент времени. Оно не устанавливает авторство конкретного лица на объект авторского права [3, с. 76]. Признание депонирования достаточным доказательством для подтверждения авторства в современных реалиях сделало бы авторов и правообладателей объектов авторских прав ещё более незащищёнными в условиях существования сети Интернет. Стали бы возможными ситуации, когда авторство получает лицо, которое не создавало произведение. Возвращаясь к сфере функционирования маркетплейсов, можно, например, представить ситуацию, при которой недобросовестное лицо депонирует чужие изображения, содержащиеся в карточке товара, принадлежащей другому продавцу, и тем самым присваивает себе авторство. Конечно, в таком случае всё ещё можно будет доказать своё авторство, предоставив исходники изображений или иные подтверждения, но если таковых нет, то отстоять свои права будет нелегко.
С другой стороны, в связи со спецификой сети Интернет авторы, размещающие в ней произведения, нуждаются в средстве, которое могло бы помочь им защитить свои права и отстоять свои интересы. При внесении корректив в законодательство депонирование может стать весомым доказательством авторства, принимаемом судами во внимание при рассмотрении соответствующих дел, что дало бы авторам больше возможностей для обеспечения защиты авторских прав. Но также при законодательном закреплении данного инструмента следует учитывать все возможные нюансы и последствия.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время депонирование, особенно цифровое, приобретает большую популярность среди авторов, размещающих произведения в сети Интернет, однако по своей сути не является однозначным подтверждением авторства и потому не имеет законодательного закрепления в качестве доказательства. Вместе с тем хотелось бы отметить перспективность развития данного направления, т. к. представляется, что при должном уровне правового регулирования депонирование может стать удобным и надёжным средством защиты авторских прав на объекты, размещённые в сети Интернет.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4: текст с изм. и доп. вступ. в силу с 30.01.2024: [принят Государственной Думой 24 ноября 2006 г.]. — Москва, 2024 — Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. — Текст: электронный.
- Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности. Учебник / М.: «Проспект», РГАИС. — 2017. — С. 547
- Адамян К. М. Депонирование как способ фиксации создания объектов авторских и смежных прав в сети «Интернет» // Пролог: журнал о праве. — 2024. — № 1. — С. 71–79
- Шендрик П. В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 10 (124). — С. 1–8
- Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2020 г. № 305-ЭС20–8198 по делу № А40–46622/219 — Москва, 2024 — Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. — Текст: электронный.