В данной статье рассматривается правовая природа муниципальной службы в РФ. Освещаются некоторые нормативные основы как действующего характера, так и утратившие силу.
Ключевые слова: правовая природа, местное самоуправление, муниципальная служба, организационно-правовая служба.
This article examines the legal nature of municipal service in the Russian Federation. Some regulatory frameworks, both of a valid nature and those that have lost their force, are highlighted.
Keywords : legal nature, local government, municipal service, organizational and legal service.
Важным фактором успешного функционирования местного самоуправления считается высокая степень координации и профессионализма административного аппарата.
Существенную роль в этом вопросе играет качественно продуманное правовое обеспечение для муниципальных служб, что, в частности, включает развернутое определение их правового статуса. Потребность в специализированном правовом регулировании объясняется как структурной автономией местных органов власти в рамках исполнения публичных функций, так и уникальными чертами работы муниципальных служащих, которые отличают их от общих трудовых отношений.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» [2] осуществляет детализированное регулирование института муниципальной службы, в отличие от предыдущего закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
Последний имел чересчур общий характер и не отражал всех аспектов федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. В итоге это приводило к региональным законодательным несоответствиям, особенно касающимся квалификации статуса муниципальных служащих.
Данная муниципальная служба рассматривается как часть гражданской публичной службы, а для ее правового обеспечения необходимо выделять как общие, так и специфические элементы статуса муниципальных работников. Организационная и правовая уникальность этих служб определяет необходимость тщательной разработки законодательства для поддержания полноценного функционала и единообразия во всех регионах.
Как отмечает Ямщикова С. Л.: «Должность государственной гражданской службы учреждается в особом порядке и вносится в реестр должностей государственной службы, который утверждается Президентом РФ, также она обладает определенным правовым статусом, а при её замещении у лица возникают не только права и обязанности, но и ограничения, запреты и требования» [7, c. 2].
На сегодняшний день российское законодательство определяет организационно-правовые формы, в которых реализуется данная служба, а также формируется круг лиц, обладающие статусом муниципальных служащих.
Муниципальная служба оформлена в рамках органов местного самоуправления, где действуют лица, обладающие статусом муниципальных служащих. Важнейшей характеристикой правового положения таких служащих является реализация публичной власти, что позволяет данным органам осуществлять свои полномочия.
Следуя положениям ст. 12 Конституции РФ, органы местного самоуправления функционируют независимо от структур государственной власти, из чего проистекает отдельное от неё существование муниципальной службы в правовой системе Российской Федерации [1]. Это положение отражает одну из основополагающих доктрин, лежащих в основе конституционных принципов местного самоуправления, как изложено в статьях 130–133, с учётом влияния Европейской хартии местного самоуправления [4].
Таким образом, правовое регулирование муниципальной службы обособляется от государственной гражданской службы, хотя и основывается на единых принципах и нормах, которые закреплены нормативно. Это обусловлено схожестью в содержании, методиках и объектах деятельности как муниципальных, так и государственных служащих, что влечёт за собой потребность в регламентации служебных процедур и соблюдении правовых ограничений с соответствующими социально-правовыми гарантиями и льготами.
Особенности муниципальных служащих выражаются в их правомочиях, направленных на решение локальных задач. При этом они вправе выполнять определённые государственные функции, опираясь на пункт 2 ст. 132 Конституции РФ и основываясь на правовых взаимоотношениях между местным самоуправлением и государственной властью, зафиксированных в Федеральном законе № 131-ФЗ и некоторых других федеральных нормативных актах.
Переданные органам местного самоуправления государственные полномочия согласно федеральным и региональным законам играют ключевую роль в координации между государственными органами и локальным самоуправлением. Такая передача подчеркивает единство юридической природы публично-правовой составляющей в правовом статусе муниципальных служащих. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет основные положения их статуса [3].
Парламентские нормы, которые упорядочивают права муниципальных служащих, включают несколько групп: их права и обязанности (статьи 11–12), ограничения (статья 13), поощрения (статья 26), ответственность (статья 27), гарантии (статья 23), а также пенсионные вопросы (статья 24). Эти элементы формируют целостную юридическую основу.
Муниципальная служба служит для обеспечения работы аппарата органов местного самоуправления и реализации властных полномочий должностными лицами на местах. Правовой статус муниципальных служащих описывает функции, сопряженные с муниципальным управлением, и подчеркивает принципы, на которых основывается их деятельность.
Федеральный закон «О МС РФ» в статье 4 ясно указывает на верховенство Конституции РФ, приоритет прав и свобод граждан, а также на значимость и признание важности деятельности муниципальных служащих. Здесь же отмечены стабильность и компетентность их личного состава [3].
Таким образом, все муниципальные служащие наделены общим правовым статусом, так как Конституция РФ и федеральные законы охватывают все уровни служащих, независимо от их должности или специфики работы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1- ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.01.2025).
- Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ — 27 (с посл. изм. и доп. от 30 сентября 2024 г.) // [Электронный ресурс]. URL: https:// www.consultant. ru/document / (дата обращения: 10.01. 2025).
- Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ// [Электронный ресурс]. URL: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/19010 (дата обращения: 10.01.2025), (утратил силу).
- Европейская хартия местного самоуправления № 122. Страсбург, 15 октября 1985 г. // [Электронный ресурс]. СПС Гарант. URL: https://base.garant.ru/2540485/?ysclid=m4ct6l2ayi841097054 (дата обращения: 10.01.2025), (утратил силу).
- Ямщикова С. Л. Становление служебного законодательства Российской Федерации как фактор, влияющий на процесс формирования служебного права // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе: Сборник научных статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню юриста, 3 декабря 2021 г. Вып. X. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2021. С. 332–336.