Методы и средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 30.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Лодвикова, Е. А. Методы и средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста / Е. А. Лодвикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121323/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье автор исследует методы и средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательные процессы, дошкольники, методы и средства развития познавательных процессов.

Познавательная сфера дошкольников имеет свои особенности и проблемы развития. Чтобы достигнуть высокого уровня её сформированности, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и знать основные закономерности психических процессов.

И. Ю. Кулагина [3] описывает познавательные процессы дошкольников. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6–7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций.

Л. И. Божович [1] утверждает, что старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.

Согласно описанию возрастных особенностей дошкольников по программе «От рождения до школы», — внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 минут вместе с взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

Важность формирования познавательной сферы в дошкольном возрасте обуславливает поиск эффективным методов её развития.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности то целесообразно говорить о связи игры и познавательном развитии дошкольников. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов детей, поэтому целесообразно применять данный вид деятельности в качестве средства развития дошкольников.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Методы арт-терапии могут быть эффективными для развития дошкольников.

По мнению Л. Д. Лебедевой [4], арт-терапия является инновационной педагогической технологией, использующей спонтанное изобразительное творчество в качестве основного метода.

В исследовании Л. А. Повстян [6] приводятся доказательства положительного влияния арт-терапии на развитие правового полушария головного мозга, отвечающего за образное мышление, память, восприятие, эмоции, интуицию, воображение.

А. И. Копытин [2] выделяет следующие группы тематические группы арт-техник для дошкольников:

– работа с материалами. Эти приемы и техники направлены на преодоление затруднений в изобразительной работе, развитие воображения и творческих способностей. Например, «каракули» (поиск образов в каракулях), «крупный масштаб» (создание изображений с помощью малярных кистей, роликов, губок), рисунок на влажной бумаге (преобразование в образы пятен, полученных с помощью различных способов на влажной бумаге) и др.

– Практические навыки. Эта группа включает упражнения, направленные на совершенствование когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), связанных с творческой деятельностью. Это могут быть упражнение «Полки» (на разлинованном листе с изображением полок рисование предметов по заданной теме, например, «полки с овощами» и т. д.), упражнение «Магазин» (создание коллажа с помощью картинок из журналов), упражнение «Накрываем стол» (рисование изображения блюд, посуды на большом лист бумаги); упражнение «Дом» (рисование на большом листе домашней обстановки).

– Общие темы. В данную группу входят техники и приемы, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, затрагивающие различные переживания. Например, упражнение «Праздники» (создание рисунков, коллажей на тему любого праздника), упражнение «Ассоциации с цветом» (создание образов с помощью цвета), иллюстрации (создание коллажей, рисунков, на предложенную тему: мое настроение, когда я радуюсь) и т. д.

Итак, анализ литературы позволил установить, что существует разнообразие методов и средство развития познавательных процессов дошкольников. Между тем, методы арт -терапии могут быть эффективными не только для развития творческих способностей детей, но и познавательного развития.

Литература:

1. Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование). Культурно-историческая психология. — 2006. — № 1.- С. 25–29.

2. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. –СПб.: Питер, 2002.

3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М.: УРАО, 2009.

4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — Санкт-Петербург: Речь, 2003.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

6. Повстян Л. А. Возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с социальными сиротами, имеющими нарушения психического развития на донозологическом уровне: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04; Томский государственный университет. — Томск, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, средство развития, влажная бумага, высокий уровень, познавательный процесс дошкольников, практическая деятельность, развитие, старший дошкольный возраст, упражнение.


Ключевые слова

дошкольники, познавательные процессы, методы и средства развития познавательных процессов

Похожие статьи

Задать вопрос