Автором рассматриваются актуальные вопросы совершенствования правового регулирования в сфере торговой деятельности, что является весьма актуальным, так как рынки торговли потребительскими товарами подвержены колебаниям, вызванным различными факторами. Например, повышение цен на бензин, электроэнергию, услуги транспортных компаний и тому подобные обстоятельства влекут за собой рост цен на товары для населения, так как расходы, вызванные указанными обстоятельствами, закладываются в стоимость товаров, что в свою очередь может приводить к росту социальной напряженности. Автором рассмотрены важнейшие актуальные законодательные инициативы по вопросам правового регулирования торговли и сформулирован вывод по возможному дальнейшему совершенствованию данной отрасли законодательства.
Ключевые слова: правовое регулирование, торговля, торговая деятельность, законотворчество, нормотворчество.
Основы правового регулирования торговой деятельности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) [1].
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Закона о торговле данный нормативный правовой акт направлен в том числе на развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.
Из приведенной нормы следует, что одной из целей Закона о торговле является поддержка российских производителей товаров, и в продолжение данной нормы статьями 9 и 13 Закона о торговле установлены требования к взаимоотношениям производителей (поставщиков) продовольственных товаров и торговых организаций, которым осуществляются поставки.
Указанные требования Закона о торговле в действующем виде (с внесением дополнительных поправок) установлены в Законе о торговле Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [2].
При этом рынки торговли продуктами питания подвержены колебаниям, вызванным различными факторами. Например, повышение цен на бензин, электроэнергию, услуги транспортных компаний и тому подобные обстоятельства влекут за собой рост цен на продовольствие, так как расходы, вызванные этими обстоятельствами, закладываются в стоимость продуктов питания, что в свою очередь может приводить к росту социальной напряженности.
В связи с изложенным, вопросы правового регулирования торговли находятся под особым контролем со стороны законодателя и административных органов. При этом постоянно возникают различные инициативы по совершенствованию законодательной регламентации торговой деятельности.
В настоящей статье предлагается рассмотреть отдельные актуальные инициативы по совершенствованию законодательства в данной области.
Так, в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона № 630255–8 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [3] (далее — Законопроект № 630255–8), направленный на уточнение ряда условий договора поставки продовольственных товаров.
Законопроектом № 630255–8 предлагается внести в часть 13 статьи 9 Закона о торговле изменения, которыми вводится запрет для поставщиков продовольственных товаров и организаций торговли на установление в договоре поставки условий об ответственности поставщика за неосуществление поставок товаров в количестве, превышающем предусмотренное таким договором, за исключением случая, если поставщиком принято обязательство об осуществлении данной поставки.
При этом в пояснительной записке к Законопроекту № 630255–8 отмечается, что практика отношений торговых организаций и поставщиков показывает проблемные аспекты взаимодействия их участников, а также то, что для установления более справедливого баланса прав данных лиц требуется внесение изменений в Закон о торговле.
Торговые сети, пользуясь своим преимущественным положением в отношениях с поставщиками, устанавливают в договорах условия о поставке продовольственных товаров по заявкам торговой сети, которые являются для поставщиков обязательными и не подлежат согласованию с ними, а также о применении штрафных санкций в отношении поставщиков в случае невыполнения ими заявок торговых сетей.Ярким примером являются периоды ажиотажного спроса (например, в феврале-марте 2022 года, периоды пандемии COVID-19 и режима самоизоляции в 2020 году), когда отдельные торговые сети в одностороннем порядке выставляли поставщикам заказы, многократно превышающие оговоренные договором графики и объемы поставки, а за их невыполнение начислялись штрафы, как за нарушение условий договора. При этом зачастую поставщики не имеют технических ресурсов на незапланированное увеличение объемов поставки.
В соответствии с распространенной практикой поставщики обязаны поставлять товары в том ассортименте и объеме, который укажет торговая сеть, а в случае отсутствия у поставщиков возможности (даже объективной) поставить заявленный товар к поставщикам применяются штрафные санкции.
Включение таких условий в договоры поставки, с одной стороны, призвано гарантировать торговым сетям наличие на торговых полках соответствующей продукции. С другой стороны, из текста заключаемых торговыми сетями договоров следует, что сами торговые сети ничем не ограничены в количестве и ассортименте заказываемой продукции: ориентируясь на текущую ситуацию, могут по своему усмотрению сделать как большой, так и ограниченный заказ.
В настоящее время реализация данных отношений сложилась по принципу «или принимаешь условия типового договора или не работаешь с нами».
Результатом такого одностороннего регулирования является возложение всех рисков изменения потребительского спроса на поставщиков, которые для того, чтобы избежать применения санкций должны быть готовы поставить (то есть заблаговременно произвести, обеспечить хранение и логистику) максимальные объемы продукции, одновременно рискуя понести убытки, в случае если продукция не будет востребована (заказана) торговыми сетями.
При этом, как указано выше и отмечается в пояснительной записке к Законопроекту № 630255–8, чувствительность для поставщиков повышается в периоды экономической турбулентности, когда возможности поставщиков становятся наиболее уязвимы от таких факторов, как поставка сырья, оборудования, банковского финансирования и т. п.
При этом в силу специфики деятельности торговых сетей данная деятельность в меньшей степени зависит от поставки продукции отдельно взятым поставщиком, так как в магазинах торговых сетей, как правило, представлена продукция разных поставщиков, и временное отсутствие товаров какого-либо поставщика в минимальной степени влияет на эффективность деятельности торговой сети.
Результатом приведенных обстоятельств становится уменьшение количества поставщиков, способных соответствовать неограниченным законом пожеланиям торговых сетей. Малые и средние участники рынка, принявшие на себя риск потерь, обусловленных непостоянностью потребительского спора, оказываются неспособными продолжать предпринимательскую деятельность на таких условиях.
При таких обстоятельствах одним из негативных факторов является отсутствие запрета взимания платы либо внесения платы за неисполнение заказа хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, о поставке продовольственных товаров свыше объема и графика, предусмотренного договором поставки.
Решение описанной выше проблемы путем внесения изменения в законодательство позволит защитить интересы производителей продуктов питания, что является одной из ключевых задач Закона о торговле.
Учитывая изложенное, Законопроектом № 630255–8 предлагается установить запрет для поставщиков продовольственных товаров и организаций торговли на установление в договоре поставки условий об ответственности поставщика за неосуществление поставок товаров в количестве, превышающем предусмотренное таким договором, за исключением случая, если поставщиком принято обязательство об осуществлении данной поставки.
В целом, по нашему мнению, введение в Закон о торговле предлагаемого регулирования целесообразно и позволить обеспечить поддержку производителей продуктов питания, что, как отмечено во введении к настоящей статье, является одной из ключевых задач законодательного регулирования в данной области.
При этом в настоящее время производители продуктов питания находятся в состоянии существенной экономической зависимости от торговых сетей, что, в том числе следует из текста пояснительной записки к Законопроекту № 630255–8, и, как следствие, имеют возможность навязывать производителям свои условия сотрудничества.
Соответственно, в случае принятия Законопроекта № 630255–8, возможна ситуация, при которой торговые сети будут навязывать производителям предоставление согласия на поставку любых объемов товаров, которые закажет торговая сеть, что может привести к фактическому неисполнению вводимых Законопроектом № 630255–8 требований.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, в целях устранения данных рисков целесообразно исключить из Законопроекта № 630255–8 оговорку о том, что вводимые им требования не распространяются на случаи, если поставщик товаров согласился осуществить поставку заказанного торговой сетью объема продукции.
Также в 2024 году в Закон о торговле были внесены важные поправки Федеральным законом от 08.08.2024 № 301-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [4] (далее — Закон № 301-ФЗ), который вступит в силу с 01.03.2025.
Согласно действующей редакции части 7 статьи 9 Закона о торговле в случае, если между торговой организацией и поставщиком товаров заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их поставки, срок оплаты товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:
- продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров торговой организацией;
- продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем двадцать пять календарных дней со дня фактического получения таких товаров торговой организацией;
- продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров торговой организацией;
- продовольственные товары, относящиеся к грузам северного завоза, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, по соглашению сторон могут быть оплачены в срок более чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров торговой организацией. Понятие «грузы северного завоза» употребляется в значении, которое определено Федеральным законом от 04.08.2023 № 411-ФЗ «О северном завозе» [5].
Законом № 301-ФЗ в приведенную статью Закона о торговле внесены изменения, а именно:
1) пункт 1 изложен в следующей редакции:
«1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен пять и менее дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. В случае, если хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, и хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, предусматривают в заключенных ими договорах поставок продовольственных товаров обязательство подготовки и подписания документов, относящихся к поставкам таких товаров, в форме электронного документа, продовольственные товары, на которые срок годности установлен пять и менее дней, подлежат оплате в срок не позднее чем четыре рабочих дня со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;».
2) введен новый пункт 1.1 следующего содержания:
«1.1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от шести до девяти дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;».
Принятие Закона № 301-ФЗ было обусловлено тем, что в условиях расширения санкционного давления в отношении Российской Федерации отечественные производители продовольственных товаров с ограниченным сроком годности столкнулись с рядом проблем, которые оказывают значительное влияние на их операционную деятельность.
Производители испытывают существенное давление в связи с вынужденным переходом на предоплату сырья, ингредиентов и упаковки для выпуска продукции, а также существенным сокращением отсрочки их оплаты.
Согласно пояснительной записке к Закону № 301-ФЗ поставщики упаковки для продовольственных товаров сократили сроки оплаты поставляемой продукции в среднем на 40 %, поставщики ингредиентов — в среднем на 60 % либо перешли на предоплату, транспортные компании — в среднем на 70 %, а морские перевозчики перешли на 100 % предоплату. Поставщики услуг, необходимых для производства продукции, сократили сроки оплаты в среднем на 50 %. Существенно сократилась доступность банковских кредитных линий. Также отмечается значительный рост стоимости сырья, упаковки и ингредиентов, что сказывается на росте себестоимости продовольственных товаров.
Вместе с тем, в соответствии с предыдущей редакцией Закона о торговле оплата большей части социально значимых продовольственных товаров первой необходимости была установлена в 25 и более дней после их передачи организациям торговли, а у производителей скоропортящихся продовольственных товаров, сроки годности которых составляют менее 5 дней, на постоянной основе возникают кассовые разрывы, так как срок оплаты таких товаров организациями торговли превышает два и более производственных цикла.
Сложившаяся практика ведет к постоянному дефициту ликвидности, необходимости привлечения краткосрочных кредитов, стоимость которых включается в себестоимость продукции, снижает доходность предприятий, что может приводить к снижению бесперебойности поставки таких продовольственных товаров.
Отсрочка платежей фактически является скрытым бесплатным кредитованием торговли со стороны производителей. Складывается ситуация, когда в некоторых случаях организация торговли получает товар, реализует его, получает следующую поставку, реализует ее и только после этого осуществляет оплату производителю — таких циклов (поставка-реализация) до наступления момента оплаты может быть несколько, что приводит к дисбалансу интересов производителей и торговых организаций.
В связи с изложенным Законом № 301-ФЗ в статью 9 Закона о торговле внесены изменения, направленные на сокращение сроков оплаты товаров, поставляемых производителями, что окажет поддержку в первую очередь производителям скоропортящихся товаров, поможет им преодолеть волатильность условий ведения предпринимательской деятельности (рост себестоимости, кассовые разрывы), что обеспечит повышение доступности продовольственных товаров для населения и будет способствовать сдерживанию роста цен на них.
Полагаем, что поправки, внесенные Законом № 301-ФЗ являются важной мерой правового регулирования, направленной на поддержку поставщиков продовольственных товаров.
По нашему мнению, внесение в действующее законодательство о государственном регулировании торговой деятельности изменений, вводимых Законопроектом № 630255–8 и Законом № 301-ФЗ, представляет собой существенные шаги по формированию нормативной правовой базы, необходимой для обеспечения защиты прав отечественных производителей продуктов питания.
При этом, как отмечалось выше, Законопроект № 630255–8 содержит оговорку, используя которую недобросовестные участники рынка могут фактически обходить вводимые им требования, в связи с чем, полагаем, правовое регулирование отношение производителей товаров и торговых сетей будет совершенствоваться в дальнейшем и новые законодательные инициативы станут предметом будущих исследований.
Литература:
- Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2010, № 1, ст. 2.
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4206.
- Проект федерального закона № 630255–8 «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // https://storage.consultant.ru/site20/202405/22/fz_220524–630255.pdf.
- Федеральный закон от 08.08.2024 № 301-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 12.08.2024, № 33 (Часть I), ст. 4997.
- Федеральный закон от 04.08.2023 № 411-ФЗ «О северном завозе» // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2023, № 32 (Часть I), ст. 6143.