В статье обосновано, что в условиях современного мира, в котором стресс и постоянная социальная, экономическая и политическая неопределенность становится постоянным спутником человека, поддержка психологической устойчивости становится необходимостью для каждого человека. Несмотря на разнообразие техник для поддержания психологического здоровья, использование рефлексивного метода становится наиболее эффективным инструментом для укрепления психологической устойчивости. Автор аргументирует использование рефлексивного метода тем, что он основан на самоанализе своих мыслей, чувств и действий, что позволяет человеку понять особенности его мышления и поведения. В статье также анализируются ключевые компоненты рефлексивного метода, такие как самонаблюдение, критическое мышление и саморегуляция, а также обосновывается их влияние на психологическую устойчивость.
Ключевые слова: психология, самоанализ, осознанность, эмоциональная регуляция, личностный рост.
The article substantiates that in the conditions of the modern world, in which stress and constant social, economic and political uncertainty become a constant companion of a person, support for psychological stability becomes a necessity for every person. Despite the variety of methods for maintaining psychological health, the use of the reflexive method becomes the most effective tool for strengthening psychological stability. The author argues the use of the reflective method by the fact that it is based on self-analysis of his thoughts, feelings and actions, which allows a person to understand the peculiarities of his thinking and behavior. The author also analyzes the key components of the reflective method, such as self-observation, critical thinking and self-regulation, and justifies their impact on psychological stability.
Ключевые слова: psychology, self-analysis, awareness, emotional regulation, personal growth.
Современный человек живет в мире, где темп его жизни постоянно ускоряется, а требования к нему растут. Из-за постоянного социального давления стресс становится неотъемлемой частью жизни человека. Политическая нестабильность и экономическая неопределенность ухудшает самочувствие человека, делая его более тревожным и уязвимым к развитию психологических проблем и эмоциональному выгоранию.
В таких условиях поддержание психологической устойчивости становится не просто желательным пунктом в сохранении психического здоровья, а необходимым этапом для успешной адаптации человека к стрессовым ситуациям, сохранения спокойствия и умения справляться с трудностями.
В психологии термин «психологическая устойчивость» обозначает умение человека приспосабливаться к различным жизненным ситуациям и трудностям, сохраняя при этом внутреннее равновесие и уверенность в своих силах. Психологи отмечают, что человек, с высоким уровнем психологической устойчивости способен спокойно реагировать на стрессовые ситуации и быстро восстанавливаться после тяжелых эмоциональных потрясений [2, с. 50].
Психологическая устойчивость включает в себя такие аспекты, как гибкость мышления, высокий уровень эмоционально-волевой регуляции, критическое мышление, уверенность в своих силах и умениях, способность рационально оценивать обстановку и решать возникающие проблемы. В совокупности данные аспекты составляют основу для психического здоровья человека и значительно улучшают его качество жизни.
Американский психолог Э. Э. Вернер, рассматривая психологическую устойчивость описывала ее как способность индивида справляться со стрессовыми ситуациями и приспосабливаться к жизненным трудностям. По мнению психолога, уровень развития психологической устойчивости также влияет на умение человека делать выводы и извлекать выгоду из трудных ситуаций. Психолог также отмечает, что такая способность не является врождённый и формируется в процессе жизни человека, под влиянием различных факторов [11, с. 84].
Современный психолог Е. П. Крупник рассматривает психологическую устойчивость как умение личности справляться с неудачами и быстро «приходить в себя» после тяжелых эмоциональных потрясений. Для того чтобы противостоять неприятностям, человек должен обладать внутренним ресурсом, который помогает человеку объективно оценивать ситуацию и рационально ее анализировать, прежде чем действовать. По мнению автора, развитая психологическая устойчивость позволяет человеку не застревать в своих переживаниях, а сохранять позитивный настрой и быть уверенным в своих силах [3, с. 57].
В своих работах Л. В. Куликов отмечает, что психологическая устойчивость связана с особенностями психологической защиты человека, которые отвечают за внешние и внутренние реакции во время стрессовых ситуаций. Ученый подчеркивает, что понимание данных механизмов позволяет человеку развивать навыки адаптации к стрессу и поддерживать свое эмоциональное равновесие [4, с. 61].
Так, многие психологи сходятся во мнении, что психологическая устойчивость позволяет человеку успешно адаптироваться к изменениям, управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях и даже отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы.
Изучением психологической устойчивости занимались ученые со всего мира. Многие из них (такие как Е. Р. Абдулгазизова, М. П. Зайцева, А. П. Савин, И. Ю. Стахнеева и другие) подчеркивают важность использования самоанализа, как средства для осознания мотивов собственного поведения, чувств и мыслей. По мнению психологов, самоанализ позволяет человеку глубже понять особенности внутренних психологических процессов, выявить внутренние мотивы и желания, а также проанализировать свое эмоциональное состояние [7].
Психологи отмечают, что осознание своих внутренних мотивов влияет на развитие психологической устойчивости личности. Осознание причин своего поведения позволяет человеку успешно управлять своими эмоциональными реакциями, контролировать свой эмоциональный фон и эффективнее адаптироваться к стрессу.
И. Ю. Стахнеева отмечает, что основой рефлексивного метода является самоанализ своих чувств, мыслей и эмоций. По мнению автора, рефлексивный метод позволяет человеку точно определить, какие причины влияют на те или иные эмоциональные реакции. Анализ причин способствует развитию эмоционально-волевой сферы жизни человека и повышает уровень его психологической устойчивости [7, с. 80].
В психологии рефлексивный метод рассматривается как средство для улучшения когнитивных навыков, критического мышления и способности к анализу. В основе данного метода лежит осознание и анализ собственных эмоций и действий.
Применение рефлексивного метода для сохранения психологической устойчивости основывается на способности человека анализировать свои чувства, мысли и поведение. Самоанализ эмоций позволяет человеку лучше осознавать свои внутренние процессы и, как следствие, более эффективно управлять ими в стрессовых ситуациях.
Высокий уровень психологической устойчивости улучшает не только повседневную жизнь человека, но и влияет на его профессиональную деятельность и личностное развитие. Так, например, Л. В. Куликов отмечал, что в повседневной жизни высокий уровень психологической устойчивости позволяет человеку сохранять спокойствие и уверенность в сложных ситуациях, справляется с конфликтами и быстрее адаптироваться к происходящим изменениям в его жизни [4, с. 75].
В профессиональной сфере высокий уровень психологической устойчивости обеспечивает умение человека работать в режиме многозадачности и в условиях высокого стресса. Такие люди легко адаптируются к изменяющимся условиям и креативно подходят к решению сложных проблем. Они также легко реагируют на критику и быстрее учатся новому, продвигаясь по карьерной лестнице.
В психологической практике рефлексивный метод предполагает активное размышление личности над собственным опытом, что позволяет человеку своевременно выявить и скорректировать нежелательные поведенческие паттерны. Регулярное использование рефлексивного метода способствует развитию конструктивного мышления и эмоциональной сферы, что в свою очередь влияет на формирования психологической устойчивости.
В психологии существуют примеры успешного применения рефлексивного метода для развития психологической устойчивости человека. Так, например, основоположник прагматической философии и педагогики Д. Дьюи доказал, что внедрение рефлексивного метода в педагогический процесс позволяет улучшить психологическую устойчивость учащихся, благодаря развитию их навыков анализа и рефлексии. Ученый сделал выводы о том, что рефлексия позволяет учащемуся не только успешно запоминать новый материал, но и положительно влияет на развитие критического мышления и способности адаптироваться к новым условиям [8, с. 102].
Ещё один пример успешного применения данного метода в психологической практике описывает Д. Шон. Ученый изучал влияние рефлексивного метода в условиях профессиональной деятельности специалистов. По мнению Д. Шона, специалисты, которые регулярно анализируют свои действия и их последствия, имеют более высокие профессиональные показатели и быстрее поднимаются по карьерной лестнице. Такие результаты говорят о положительном влиянии рефлексивного метода на развитие самосознания и умения осознанно принимать решения даже в стрессовых ситуациях [10, с. 151].
Американский философ Д. Колб исследовал особенности рефлексивного метода в поддержании психологической устойчивости в рамках экспериментальной модели обучения. Философ предложил использовать техники рефлексивного метода при проведении тренингов и развивающих, коррекционных и профилактических мероприятий, с целью развития личностного и профессионального роста участников [9, с 33]. В рамках эксперимента ученый внедрял такие техники, как рефлексия, самоанализ, анализ прошедших событий, коллективное обсуждение, ведение дневника эмоций и другие. По результатам эксперимента участниками и ученым было отмечено, что такие практики помогли им лучше осознать свои сильные и слабые стороны, понять мотивы своего поведения, а также развить эмоциональный интеллект.
Рефлексивный метод служит эффективном механизмов в поддержании психологической устойчивости, так как позволяет идентифицировать и понять, что вызывает у человека те или иные эмоциональные реакции, а также позволяет разработать эффективные персональные стратегии управления своими эмоциями.
Российский ученый И. С. Ладенко в своих исследованиях рефлексивного метода отмечает, что главной причиной применения данного метода в поддержании психологической устойчивости является способность человека осознавать и анализировать свои внутренние чувства. Рефлексивный метод позволяет индивиду понять истинную причину своих переживаний через анализ своих чувств и поведенческих паттернов. По мнению автора, такая практика позволяет человеку равномерно распределять свою эмоциональную нагрузку и сохранять психологическую устойчивость даже в стрессовых и сложных жизненных ситуациях [5, с. 20].
Основываясь на анализе последних исследований по теме применения рефлексивного метода в поддержании психологической устойчивости, можно сделать вывод, что данный метод имеет несколько преимуществ: во-первых, основой рефлексивного метода является использование рефлексии, что позволяет человеку глубже понять и осознать собственные чувства, паттерны поведения и причину эмоциональных реакций.
Во-вторых, рефлексивный метод способствует развитию основных компонентов, входящих в основу эмоциональной устойчивости, в том числе таких, как эмоционально-волевая сфера и когнитивные навыки. Развитие данных компонентов укрепляют способность человека контролировать свои эмоции и способствует развитию умения принимать взвешенные решения даже в условиях стрессовых ситуаций.
И, в-третьих, регулярная практика рефлексии помогает развивать навыки эмпатии, что положительно влияет на социальную сферу человека, повышая его уверенность в себе и способствуя личностному развитию [1, с. 95]. Так, развитая психологическая устойчивость влияет на эмоциональную сферу, позволяя человеку успешно справлять со всеми трудностями и в конечном итоге достигать своих целей (как личных, так и профессиональных).
Таким образом, анализ научной литературе по проблеме исследования показал, что рефлексивный метод является эффективным инструментом в поддержании психологической устойчивости человека. В психологии «психологическая устойчивость» представляет собой умение человека приспосабливаться к различным жизненным ситуациям и трудностям, сохраняя при этом внутреннее равновесие и уверенность в своих силах. Психологическая устойчивость включает в себя такие аспекты, как гибкость мышления, высокий уровень эмоционально-волевой регуляции, критическое мышление, уверенность в своих силах и умений, способность рационально оценивать обстановку и решать возникающие проблемы. В совокупности все данные аспекты составляют основу для психического здоровья человека и значительно улучшают качество жизни индивида. Рефлексивный метод рассматривается психологами как средство для улучшения когнитивных навыков, критического мышления и способности к анализу. В основе данного метода лежит осознание и анализ собственных эмоций и действий, что позволяет человеку понимать мотив своих действий и чувств, а в следствии, и контролировать внутренние процессы, улучшая свое психическое здоровье и качество жизни в целом.
Литература:
- Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2022. — № 2. — С. 92–115.
- Бассаров, Б. Проблемы психологии устойчивости личности / Под ред. К. К. Платонова. Ашхабад, 1981. — 126 с.
- Крупник, Е. П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория // Научные труды МПГУ — М., 2004. — 401 с.
- Куликов, Л. В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. — СПб.: СПГУ, 2004. — 289 с.
- Ладенко, И. С. Освоение механизмов рефлексии в практике обучения: метод, указания / И. С. Ладенко, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991. — 36 с.
- Пантелеева, В. В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2022. –№ 3 (15). — С. 115–118.
- Стахнеева, И. Ю. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учеб. пособие. — Спб.: СГПУ, 2004. — 198 с.
- Dewey, J. Democracy and education / J. Dewey. — M.: Publishing House, 2007. — 400 p.
- Kolb, D. A. Experimental learning: experience as a source of learning and development / D. A. Kolb. — Prentice Hall, 1984. — 256 p.
- Shen, D. A. Training a Reflecting Practitioner: Towards a new project of Teaching and learning in Professions / D. A. Shen. — San Francisco: Jossi-Bass, 1987. — 355 p.
- Werner, E. E. Resilience in development / E. E. Werner // Current Directions in Psychological Science. — 2007. — Т. 4, № 3. — PP. 81–85.