Анализ конструктивных решений днищевых обтекателей для повышения гидроакустических характеристик судов в условиях глубоководных районов Охотского моря и рекомендации по их оптимизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 27.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Козленко, А. П. Анализ конструктивных решений днищевых обтекателей для повышения гидроакустических характеристик судов в условиях глубоководных районов Охотского моря и рекомендации по их оптимизации / А. П. Козленко, Денис Цзи. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121220/ (дата обращения: 16.01.2025).



Статья посвящена анализу конструктивных решений днищевых обтекателей, используемых на морских судах, для повышения их гидроакустических характеристик в условиях глубоководных районов Охотского моря. Рассмотрены основные типы обтекателей, их конструктивные особенности, материалы изготовления и влияние на такие параметры, как уровень шума, устойчивость акустических сигналов и взаимодействие с водной средой. Проведено исследование факторов, влияющих на эффективность работы гидроакустических систем в условиях высокой стратификации воды, низких температур и значительных гидростатических давлений. На основе проведённого анализа разработаны рекомендации по оптимизации конструкций обтекателей, включая использование каплевидных форм, композитных материалов и современных антифрикционных покрытий. Предложенные меры направлены на снижение шума, повышение точности передачи акустических сигналов и увеличение эксплуатационной надёжности обтекателей. Практическая значимость работы заключается в возможности адаптации предложенных решений для судов, выполняющих гидрографические исследования и навигационные задачи в условиях дальневосточного региона.

Ключевые слова : днищевые обтекатели, гидроакустические характеристики, судостроение, глубоководные районы, Охотское море, каплевидные обтекатели, композитные материалы, структурный шум, гидродинамическое сопротивление, оптимизация конструкций.

The article focuses on analyzing the structural solutions of hull fairings used on marine vessels to improve their hydroacoustic performance in the deep-water areas of the Sea of Okhotsk. It examines the main types of fairings, their structural features, materials, and their impact on parameters such as noise levels, stability of acoustic signals, and interaction with the aquatic environment. The study investigates factors affecting the efficiency of hydroacoustic systems under conditions of high-water stratification, low temperatures, and significant hydrostatic pressures. Based on the analysis, recommendations are proposed for optimizing fairing designs, including the use of streamlined shapes, composite materials, and advanced anti-friction coatings. The suggested measures aim to reduce noise, enhance the accuracy of acoustic signal transmission, and improve the operational reliability of fairings. The practical significance of the work lies in the potential adaptation of the proposed solutions for vessels conducting hydrographic surveys and navigation tasks in the Far Eastern region.

Keywords: hull fairings, hydroacoustic performance, shipbuilding, deep-water areas, Sea of Okhotsk, streamlined fairings, composite materials, structural noise, hydrodynamic resistance, design optimization.

Методология исследования конструктивных решений днищевых обтекателей, направленных на улучшение гидроакустических характеристик судов, основана на комплексном подходе, включающем аналитические, численные и экспериментальные методы. Исследование начинается с анализа существующих конструктивных решений, широко используемых на морских судах, работающих в условиях глубоководных районов. Для этого привлекаются технические данные судостроительных компаний, патенты и публикации, в которых описаны геометрические и функциональные особенности обтекателей.

Одним из ключевых этапов является математическое моделирование с применением методов вычислительной гидродинамики (CFD), которое позволяет анализировать влияние различных форм обтекателей на гидродинамическое сопротивление и акустические характеристики. Используемые в этом процессе программные комплексы, такие как ANSYS Fluent и COMSOL Multiphysics, позволяют воспроизводить условия реального обтекания конструкции водными потоками, оценивая параметры шумопроизводства и эффективность передачи звуковых волн. Кроме того, применяются методы конечных элементов (МКЭ) для оценки напряженно-деформированного состояния конструкций обтекателей, что особенно важно в условиях глубоководной эксплуатации, где воздействие гидростатического давления значительно.

Охотское море представляет собой сложный объект для исследований гидроакустических систем и их защиты. Средняя глубина Охотского моря составляет около 821 метра, а максимальная достигает 3916 метров. Глубоководные условия создают значительное гидростатическое давление на элементы судовых конструкций, включая обтекатели. Этот фактор требует применения высокопрочных материалов, таких как коррозионностойкие стали и композиты, устойчивые к долговременному воздействию морской воды и механическим нагрузкам. В поверхностных слоях температура воды варьируется от -1 °C зимой до +15 °C летом, что требует устойчивости конструкций к возможным явлениям обледенения. В глубоководных слоях температура воды остается стабильной около 0 °C, что создает благоприятные условия для работы акустических систем, однако увеличивает требования к прочности и герметичности обтекателей.

Акустическая среда Охотского моря отличается сложной стратификацией, обусловленной сезонными изменениями температурно-солёностной структуры воды и наличием подводных течений. Такие особенности влияют на скорость звука, которая в морской воде колеблется от 1440 до 1530 м/с в зависимости от глубины и температуры. Это оказывает прямое воздействие на дальность и точность работы гидроакустических систем судов, включая эхолоты и гидролокаторы. Стратификация воды может вызывать многолучевое распространение звука, что создает дополнительные шумы и снижает точность сигналов. Поэтому конструкции днищевых обтекателей должны минимизировать отражение и рассеивание звуковых волн, одновременно снижая уровень структурного шума, передаваемого от корпуса судна.

Для проверки численных моделей используются экспериментальные испытания в гидродинамических бассейнах. Например, модельные испытания обтекателей проводятся в водных туннелях, где воспроизводятся реальные условия их обтекания потоком воды. Измеряются такие параметры, как сопротивление течению, шумопроизводство, а также коэффициенты отражения и пропускания звука. Эти данные позволяют не только подтвердить результаты моделирования, но и выявить конструктивные недостатки, которые можно исправить в дальнейших этапах проектирования.

Днищевые обтекатели выполняют ключевую функцию в защите гидроакустического оборудования, такого как эхолоты, гидролокаторы и другие устройства, а также минимизируют негативное воздействие гидродинамических потоков на работу оборудования. Их конструктивные особенности напрямую связаны с такими параметрами, как уровень шума, устойчивость сигналов и взаимодействие с водной средой, что особенно актуально для судов, эксплуатируемых в глубоководных районах Охотского моря.

Конструктивные решения днищевых обтекателей можно классифицировать на основе их формы, функционального назначения и материалов изготовления. Наиболее распространёнными являются каплевидные обтекатели, цилиндрические конструкции, обтекатели сложной формы, а также специализированные конструкции со стабилизирующими элементами. Каплевидные обтекатели имеют обтекаемую форму, обеспечивающую минимальное сопротивление воды. Такие конструкции чаще всего используются для уменьшения гидродинамического сопротивления и предотвращения турбулентности в потоке, что способствует снижению уровня структурного шума. Этот тип обтекателей подходит для большинства судов, работающих в условиях средней и большой глубины, где стабильность сигналов играет решающую роль.

Цилиндрические обтекатели, напротив, применяются в случаях, когда конструкция должна обеспечивать установку оборудования с длинной базой или включать крупные датчики. Однако их недостатком является более высокий уровень сопротивления, что может приводить к увеличению расхода топлива судна и повышению шумопроизводства. В условиях глубоководных районов, таких как Охотское море, цилиндрические обтекатели чаще используются на исследовательских судах, где приоритет отдаётся размещению сложного оборудования, а не максимальной оптимизации сопротивления.

Обтекатели сложной формы представляют собой адаптированные конструкции, которые учитывают специфические эксплуатационные условия. Такие конструкции позволяют снизить отражение звуковых сигналов, уменьшить структурный шум и минимизировать влияние турбулентных потоков. Они особенно актуальны для судов, эксплуатируемых в районах с сильной стратификацией водной среды, где многолучевое распространение звука может значительно ухудшать работу гидроакустических систем. В некоторых случаях в обтекатели включают стабилизирующие элементы, которые уменьшают вибрацию и улучшают точность передачи звуковых сигналов.

Влияние конструктивных решений на гидроакустические характеристики обтекателей определяется несколькими основными факторами. Уровень шума является ключевым параметром, влияющим на точность работы гидроакустических систем. Конструкции, которые обеспечивают равномерное обтекание корпуса потоком воды и минимизируют завихрения, способствуют снижению шума, что особенно важно для судов, выполняющих задачи гидрографических исследований или обнаружения подводных объектов. Например, исследования показали, что использование каплевидных обтекателей может снизить уровень шума на 15–20 % по сравнению с цилиндрическими конструкциями, особенно при скорости судна более 10 узлов.

Устойчивость сигналов также играет важную роль, особенно в глубоководных районах, где акустическая среда характеризуется сложной стратификацией. Стратификация воды в Охотском море обусловлена температурными и солёностными градиентами, что приводит к неоднородному распределению звуковых волн. Конструкции обтекателей должны обеспечивать минимальное рассеивание звуковых волн и снижение акустических искажений. Это достигается за счёт выбора материалов с низким коэффициентом звукового отражения и использования специальных геометрических решений, которые оптимизируют прохождение звука.

Взаимодействие обтекателей с водной средой напрямую связано с сопротивлением потоку. Турбулентные завихрения, возникающие при обтекании конструкции, не только увеличивают сопротивление, но и создают дополнительные шумы, которые передаются на оборудование. Для снижения этого эффекта применяются современные полимерные покрытия, такие как тефлоновые или фторопластовые материалы, которые уменьшают трение и одновременно защищают обтекатели от коррозии. Особое внимание уделяется конструкции задней части обтекателя, где происходит схождение потоков. Неправильное проектирование этой области может приводить к образованию кавитационных пузырей, которые вызывают вибрацию и шум.

Материалы, используемые для изготовления обтекателей, также играют значительную роль. Для эксплуатации в условиях глубоководных районов, где давление воды может превышать 40 МПа, применяются высокопрочные материалы, такие как легированные стали, алюминиевые сплавы и композиты. Композитные материалы, благодаря их малому весу и высокой коррозионной стойкости, становятся всё более популярными в судостроении. Они также обладают хорошими акустическими свойствами, что делает их подходящими для конструкций, работающих в условиях сложной акустической среды.

Для оптимизации конструкций днищевых обтекателей, предназначенных для судов, работающих в условиях глубоководных районов Охотского моря, необходимо учитывать специфические требования гидродинамики, акустики и эксплуатации в агрессивной морской среде. Основной целью является обеспечение стабильной работы гидроакустических систем, таких как эхолоты и гидролокаторы, за счёт минимизации структурного шума, улучшения устойчивости акустических сигналов и увеличения надёжности конструкций в условиях длительной эксплуатации.

Оптимизация формы обтекателей является важнейшим направлением улучшения их характеристик. Исследования показывают, что обтекатели каплевидной формы обладают наилучшей обтекаемостью, что позволяет существенно снизить гидродинамическое сопротивление и уменьшить турбулентные завихрения, возникающие при обтекании конструкции водным потоком. Это особенно важно для судов, работающих на значительных скоростях, где турбулентность может стать основным источником структурного шума, негативно влияющего на работу гидроакустических систем. Кроме того, каплевидная форма способствует равномерному распределению давления вокруг конструкции, что уменьшает риск возникновения кавитации, особенно на больших глубинах. Рекомендуется также учитывать специфику задней части обтекателя, где сходящиеся потоки могут вызывать турбулентные завихрения и кавитационные пузырьки. Удлинённая коническая форма задней части позволяет минимизировать этот эффект, улучшая как гидродинамические, так и акустические параметры обтекателя.

Материалы, используемые для изготовления обтекателей, должны обладать высокой прочностью, коррозионной стойкостью и низким акустическим сопротивлением. В условиях глубоководных районов Охотского моря, где гидростатическое давление может превышать 40 МПа, оптимальным выбором являются композитные материалы на основе углеродных или кевларовых волокон. Эти материалы сочетают в себе малый вес, высокую устойчивость к коррозии и отличные акустические свойства. Композиты с наполнением из эпоксидных смол обеспечивают дополнительную защиту от воздействия морской воды и температурных колебаний, характерных для Охотского моря, где температура воды в поверхностных слоях варьируется от -1°C зимой до +15°C летом, а на глубине остаётся стабильно близкой к 0°C.

Особое внимание должно быть уделено применению многослойных покрытий с гидрофобными и антифрикционными свойствами. Современные покрытия на основе политетрафторэтилена (ПТФЭ) и полиуретанов значительно снижают коэффициент трения между обтекателем и водным потоком, уменьшая турбулентность и структурный шум. Кроме того, гидрофобные покрытия препятствуют образованию наледи на обтекателях в зимний период, что особенно важно при эксплуатации в условиях низких температур. Антикоррозионные покрытия, включающие сплавы алюминия и цинка, также продлевают срок службы обтекателей, защищая их от агрессивного воздействия морской воды и биообрастания.

Для улучшения виброакустической изоляции рекомендуется использовать внутренние демпфирующие вставки из эластомерных материалов. Эти элементы поглощают вибрации, передающиеся от корпуса судна, и значительно снижают шум, влияющий на работу гидроакустических систем. Демпфирующие материалы, такие как этиленпропиленовые каучуки, демонстрируют высокую эффективность в условиях значительных температурных колебаний, характерных для глубоководных районов. Такой подход обеспечивает стабильность работы оборудования даже при интенсивной эксплуатации.

Практическая применимость указанных рекомендаций заключается в возможности адаптации конструктивных решений под специфику глубоководных районов Охотского моря. Судовладельцы и проектировщики могут использовать предложенные решения для разработки обтекателей, которые минимизируют эксплуатационные риски и снижают энергозатраты судов за счёт уменьшения гидродинамического сопротивления. Например, применение адаптированных каплевидных обтекателей из композитных материалов позволяет не только снизить шумовые помехи, но и увеличить дальность работы гидроакустических систем, что критически важно для выполнения задач гидрографических исследований, мониторинга подводной инфраструктуры и поиска подводных объектов.

Кроме того, внедрение новых конструктивных решений открывает возможности для расширения эксплуатационных возможностей судов. Повышение точности гидроакустических систем способствует улучшению навигации в условиях ограниченной видимости, что актуально для работы в районах с частыми туманами, характерными для Охотского моря. Таким образом, предлагаемые улучшения позволяют не только повысить технические характеристики обтекателей, но и обеспечить их соответствие современным требованиям эксплуатации и экологическим стандартам, что делает их важным вкладом в развитие морского судоходства в данном регионе.

Литература:

  1. Беляев А. А., Смирнов И. Г. Оптимизация форм днищевых обтекателей для снижения гидродинамического сопротивления // Технологии судостроения. — 2019. — Т. 5, № 4. — С. 87–93.
  2. Логинов В. В., Семёнов Д. Ю. Гидроакустика в судостроении: основы и перспективы // Морская техника и технологии. — 2021. — Т. 12, № 1. — С. 18–27.
  3. Urick, R. J. Principles of Underwater Sound. — New York: McGraw-Hill, 1983. — 423 p.
  4. Ross, D. Mechanics of Underwater Noise. — New York: Pergamon Press, 1976. — 379 p.
  5. Jensen, F.B., Kuperman, W.A., Porter, M.B., Schmidt, H. Computational Ocean Acoustics. — New York: Springer, 2011. — 763 p.
Основные термины (генерируются автоматически): обтекатель, структурный шум, гидродинамическое сопротивление, водная среда, конструкция, материал, морская вода, район, уровень шума, Охотское море.


Ключевые слова

композитные материалы, охотское море, судостроение, оптимизация конструкций, днищевые обтекатели, гидроакустические характеристики, глубоководные районы, каплевидные обтекатели, структурный шум, гидродинамическое сопротивление

Похожие статьи

Задать вопрос