Исследование агрессивности как фактора профессионального выгорания у продавцов бытовой химии и косметики является актуальным в связи с тем, что эти специалисты работают в условиях повышенной конкуренции, постоянного стресса и необходимости соблюдения высоких стандартов обслуживания. Понимание влияния агрессивности на профессиональное выгорание позволит разработать эффективные меры по предотвращению данного явления и повышению уровня удовлетворенности работой у продавцов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества обслуживания клиентов и увеличению прибыли компаний.
Ключевые слова: агрессивность, агрессия, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, выгорание.
The study of aggressiveness as a factor of professional burnout among sellers of household chemicals and cosmetics is relevant due to the fact that these specialists work in conditions of increased competition, constant stress and the need to comply with high standards of service. Understanding the impact of aggressiveness on professional burnout will allow us to develop effective measures to prevent this phenomenon and increase the level of job satisfaction among sellers, which, in turn, will contribute to improving the quality of customer service and increasing company profits.
Keywords: aggressiveness, aggression, professional burnout, emotional burnout, burnout.
В работе большое внимание уделяется двум основным понятиям: стрессоустойчивость и профессиональное выгорание.
По определению А. А. Реана, агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого человека, которую обеспечивает готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т. д. В связи с этим А. А. Реан выделяет потенциально агрессивное восприятие и потенциально агрессивную интерпретацию как устойчивую личностную особенность мировосприятия и миропонимания.
Е. П. Ильина, агрессивность — это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
По Р. С. Немову, агрессивность трактуется как враждебность — это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением нанести ущерб, причинить им неприятности [1].
Профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание — синонимы и поэтому в нашей работе мы придерживаемся мнению В. В. Бойко, который считал, что «эмоциональное выгорание» представляется в качестве выработанного личностью механизма психологической защиты, который проявляется в виде полного или частичного исключения эмоционального реагирования из-за чрезмерного психотравмирующего воздействия [3].
Е. В. Орел определяет «профессиональное выгорание» как полисистемное образование, которое включено в ряд взаимодействующих систем различных уровней, где базовая система — система профессионального становления личности, в которой формируется и развивается выгорание [2].
В исследовании приняли участие 30 продавцов магазина «Новэкс» в возрасте от 18 до 45 лет, из них все представительницы женского пола, что отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по полу (%)
Стаж работниц магазина представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по стажу работу (%)
Согласно данным рисунка 2, всех обследованных условно можно разделить на три группы: стаж первой группы выборки был более 1 года — ее составили 67 % выборки, стаж второй группы — более 3 лет — 20 % выборки, стаж третьей группы — более 5 лет — 13 % выборки.
Следовательно, коллектив центра стабилен, подавляющее большинство сотрудников имеют большой стаж работы в данном учреждении.
Испытуемые принадлежат к возрастному периоду от 30–45 лет, данные о возрастном составе выборки представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Характеристика выборки продавцов магазина «Новэкс» по возрастному составу (%)
Таким образом, выборка исследования состояла из 30 респондентов женского пола в возрасте от 18до 45 лет, со стажем работы от более 1 до более 5 лет.
Методики, которые использовались в исследовании:
- «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Е. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой);
- «Личностная агрессивность и конфликтность» (И. П. Ильин, П. А. Ковалев);
- «Уровень легитимизированной агрессии, ЛА-44» (С. Н. Ениколопов, Н. П. Цибульский).
Для выявления агрессивности как фактора профессиаонльного выгорания у продавцов бытовой химии и косметики был использован корреляционный анализ вычисления r-коэффициента К. Пирсона, результаты которого представлены в виде корреляционной плеяды на рисунке 4. Критическое значение коэффициента Пирсона составило r кр. = 0,36, при p≤0,05, r кр. = 0,46, при p≤0,01.
Рис. 4. Корреляционная плеяда агрессивности как фактора профессионального выгорания у продавцов бытовой химии и косметики
По результатам корреляционного анализа были выявлены значимые связи а именно:
Шкала «Эмоционального истощения» по методике К. Маслач, С. Е. Джексонимеет взаимосвязь со шкалой «Конфликтность» по методике Е. П. Ильина, П. А. Ковалева (r = 0,46при p ≤ 0,05), т. е. чем выше показатели по шкале эмоционального истощения, тем выше показатели конфликтности. Можно предположить, что эмоциональное истощение может быть одним из факторов, способствующих возникновению конфликтов. Возможно, продавцы, испытывающие эмоциональное истощение, становятся более раздражительными и менее терпимыми к негативным ситуациям, что может приводить к конфликтам как на работе, так и в личной жизни.
Корреляционный анализ позволил выявить положительные статистически значимые связи между «Системным индексом перегорания», по методике К. Маслач, С. Е. Джексон с методикой Е. П. Ильина, П. А. Ковалева шкалой «Позитивная агрессия» (r = 0, 36при p ≤ 0,05), т. е. чем выше показатели агрессии, тем выше системный индекс перегорания. Можно предположить, что позитивная агрессия может быть полезным и эффективным способом реализации своих целей и достижения успеха.
Также были выявлены положительные связи между шкалой «Интегральная шкала агрессии» и «Деперсонализация» (r = 0, 57 при p ≤ 0,01), т. е. выше интегральная шкала агрессии, тем выше деперсонализация. Можно предположить, что агрессивное поведение может привести к ухудшению отношений с клиентами, что в свою очередь может вызвать деперсонализацию — чувство отчужденности от себя и других.
Помимо того «Редукция профессиональных достижений» взаимосвязана со шкалой «Конфликтность» (r = 0, 55 при p ≤ 0,01), т. е. чем выше редукция профессиональных достижений, тем выше конфликтность. Можно предположить, что продавцы, у которых снижены профессиональные достижения, могут испытывать более высокую конфликтность из-за неуверенности в себе или стресса, связанного с неудачами в карьере. Обратная связь также может быть возможной, где повышенная конфликтность может привести к снижению профессиональных достижений из-за отвлечения или негативного влияния на работу.
Также шкала «Эмоциональное истощение» взаимосвязана со шкалой «Позитивная агрессия» (r = 0, 55при p ≤ 0,01), т. е. чем выше показатели по шкале эмоциональное истощение, тем выше позитивная агрессия. Можно предположить, что эмоциональное истощение может приводить к накоплению негативных эмоций, которые затем могут выразиться через позитивную агрессию.
Также была выявлена опосредованная положительная связь между шкалой «Негативная агрессия» и «Интегральная шкала агрессии» через шкалу «Деперсонализация» (r = 0, 57при p ≤ 0,01), т. е., чем выше агрессия, тем выше интегральная шкала агрессии. Можно предположить, что деперсонализация может играть определенную роль в формировании общей агрессивности у продавцов. Возможно, что чувство отчуждения от себя и других людей может приводить к усилению агрессивных реакций.
Также была выявлена опосредованная положительная связь между шкалой «Редукция профессиональных достижений» и «Интегральная шкала агрессии» через шкалу «Конфликтность» (r = 0, 37 при p ≤ 0,05), т. е., чем выше редукция профессиональных достижений агрессия, тем выше конфликтность. Можно предположить, что снижение профессиональных достижений могут вызывать негативные эмоции и недовольство, что в свою очередь может привести к агрессивным проявлениям.
Помимо того «Системный индекс перегорания» взаимосвязана с «Интегральной шкалой агрессии» через шкалу «Конфликтность» (r = 0, 37при p ≤ 0,05), т. е. чем выше системный индекс перегорания, тем выше интегральная шкала агрессии. Можно предположить, что высокое перегорание может способствовать увеличению агрессивного поведения продавца. Возможно, эмоциональное и физическое истощение, характерные для состояния перегорания, могут стать катализаторами для проявления агрессии в различных ситуациях.
Также была выявлена опосредованная положительная связь между шкалой «Эмоциональное истощение» и «Интегральная шкала агрессии» через шкалу «Конфликтность» (r = 0, 37 при p ≤ 0,05), т. е., чем выше эмоциональное истощение, тем выше конфликтность. Можно предположить, что увеличение эмоционального истощения у продавцов приводит к повышению конфликтности в их взаимодействии с клиентами и коллегами. Это может быть связано с тем, что эмоциональное истощение снижает способность работников к эмпатии и конструктивному общению, что, в свою очередь, может вызывать напряжение и конфликты в рабочей среде.
Итак, гипотеза поставленная на начальных этапов исследования, о том, что существует значимая взаимосвязь между агрессивностью и профессиональным выгоранием у сотрудников бытовой химии и косметики, а именно: чем выше агрессивность у сотрудников, тем выше профессиональное выгорание подтвердилась
Литература:
- Бибикова, Д. А. Причины и способы управления поведением в агрессивных конфликтных ситуациях у сотрудников МЧС РФ / Д. А. Бибикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 111–114. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112975/ (дата обращения: 23.12.2024).
- Козлова, К. В. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов / К. В. Козлова, О. И. Муравьева, Г. С. Корытова. — Текст: электронный // Психологическая газета. — 2022. — 18 дек. — URL: https://psy.su/feed/9316/ (дата обращения: 21.11.2024).– Режим доступа: для авториз пользователей.
- Кокорева, Ю. В. Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики / Ю. В. Кокорева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 165–166. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74110/ (дата обращения: 20.10.2024). — Режим доступа: для авториз пользователей.