Музыкальная мнемоника в преподавании физики: разработка и применение песенного сборника для 7-го класса с использованием искусственного интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (551) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 25.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Олонов, Д. С. Музыкальная мнемоника в преподавании физики: разработка и применение песенного сборника для 7-го класса с использованием искусственного интеллекта / Д. С. Олонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121072/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности обучения физике в средней школе. Предлагается инновационный подход, основанный на интеграции музыкальной мнемоники и технологий искусственного интеллекта. Описывается разработка и применение оригинального песенного сборника по темам физики 7 класса, созданного с помощью нейросетей Gemini и Suno. Представлены результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность данного метода, а также обсуждаются перспективы его дальнейшего развития.

Ключевые слова: физика, обучение, средняя школа, музыкальная мнемоника, искусственный интеллект, Gemini, Suno, песенный сборник, запоминание, мотивация.

Введение

Современное образование сталкивается с необходимостью поиска новых, более эффективных методов обучения, способствующих глубокому усвоению знаний и развитию познавательной активности учащихся. Одной из актуальных проблем в преподавании физики является сложность восприятия и запоминания большого объема информации, формул и законов. Традиционные методы обучения, основанные преимущественно на лекциях и решении задач, не всегда обеспечивают достаточную мотивацию и вовлеченность учащихся в учебный процесс. В данной статье предлагается инновационный подход к решению этой проблемы, основанный на интеграции музыкальной мнемоники и технологий искусственного интеллекта.

Многочисленные исследования подтверждают положительное влияние музыки на когнитивные функции, включая память, внимание и креативность (Habib and Besson, 2009; Wan and Schlaug, 2010; Moreno et al., 2011). Музыкальные мнемоники, основанные на сочетании вербальной информации с музыкальным сопровождением, создают благоприятные условия для формирования ассоциативных связей и облегчают процесс запоминания. Работы Knott and Thaut (2016), Gfeller (1983), Wolfe and Hom (1993), Claussen and Thaut (1997) демонстрируют эффективность применения музыкальных мнемоник для запоминания вербальной информации у детей, в том числе с особенностями развития.

Цель исследования

Определить эффективность применения музыкальных мнемоник для запоминания учебного материала по физике в 7 классе.

Задачи исследования

  1. Разработать серию песен, охватывающих ключевые темы курса физики 7 класса.
  2. Провести экспериментальное исследование с участием учащихся 7 класса, сравнив результаты обучения в экспериментальной группе (использование песен-мнемоник) и контрольной группе (традиционные методы обучения).
  3. Оценить уровень запоминания и воспроизведения учебного материала в обеих группах.
  4. Проанализировать влияние музыкальных мнемоник на мотивацию учащихся к изучению физики.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 20 учащихся 7 класса одной из средних школ Республики Казахстан. Участники были случайным образом разделены на две группы: экспериментальную (10 человек) и контрольную (10 человек). Экспериментальная группа использовала в процессе обучения песни, разработанные авторами, охватывающие следующие темы курса физики 7 класса: физические величины и их единицы измерения, механическое движение, плотность вещества, сила, давление, работа и мощность, энергия, простые механизмы. Тексты песен были предоставлены учащимся в печатном виде и воспроизводились на уроках с использованием аудиозаписи. Контрольная группа обучалась по традиционной методике, включающей лекции, работу с учебником и решение задач.

Для оценки уровня запоминания и воспроизведения учебного материала были использованы следующие методы:

  1. Тестирование: Учащимся обеих групп были предложены одинаковые тесты, содержащие вопросы по изученным темам.
  2. Устный опрос: Учащиеся отвечали на вопросы учителя по изученным темам.
  3. Наблюдение: Учитель фиксировал активность учащихся на уроках, их участие в обсуждениях и выполнении заданий.

Для оценки мотивации учащихся к изучению физики использовалась анкета, включающая вопросы о интересе к предмету, уровне сложности, желании углублять знания по физике.

Результаты исследования

Результаты тестирования показали статистически значимое улучшение запоминания и воспроизведения учебного материала в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой. Учащиеся, использовавшие песни-мнемоники, демонстрировали более глубокое понимание изученных тем и лучше справлялись с решением задач.

Устный опрос также подтвердил преимущества использования музыкальных мнемоник. Учащиеся экспериментальной группы отвечали на вопросы более уверенно и полно, использовали в своих ответах терминологию из песен.

Наблюдение за учащимися показало, что использование песен-мнемоник способствовало повышению их активности на уроках и мотивации к изучению физики. Учащиеся с удовольствием пели песни, запоминали формулы и активно участвовали в обсуждениях.

Результаты анкетирования подтвердили положительное влияние музыкальных мнемоник на мотивацию учащихся. Учащиеся экспериментальной группы отмечали повышение интереса к физике, снижение уровня сложности и желание углублять свои знания по предмету.

Теоретические основы музыкальной мнемоники

Мнемоника — это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций. Музыкальная мнемоника использует мелодию, ритм и рифму для кодирования информации, что способствует ее более эффективному запоминанию. Как отмечает С. С. Коренблит (2013), синтез слова и музыки является мощным инструментом педагогической мнемоники, позволяющим активизировать образное мышление и эмоциональную сферу учащихся, что положительно влияет на процесс запоминания. Музыкальные произведения, содержащие учебный материал, способствуют созданию ярких и устойчивых ассоциативных связей, облегчая воспроизведение информации.

Искусственный интеллект в образовании

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) открывают новые возможности для совершенствования образовательного процесса. Нейросети, такие как Gemini и Suno, способны генерировать тексты, музыку и даже исполнять песни, что позволяет автоматизировать процесс создания учебных материалов. Применение ИИ в образовании позволяет создавать персонализированные учебные ресурсы, адаптированные к индивидуальным особенностям учащихся, а также автоматизировать рутинные задачи, освобождая время учителя для более творческой работы.

Разработка песенного сборника

В рамках данного исследования был разработан оригинальный песенный сборник по темам физики 7 класса с использованием нейросетей Gemini и Suno. Процесс создания сборника включал следующие этапы:

Определение ключевых тем и понятий. Были выделены основные темы курса физики 7 класса, такие как: физические величины, движение и силы, давление, работа и энергия, простые механизмы.

Генерация текстов песен. С помощью нейросети Gemini были сгенерированы тексты песен, содержащие ключевые понятия и формулы по каждой теме. Особое внимание уделялось простоте, доступности и запоминаемости текстов, использованию рифмы и ритма.

Создание музыки и аранжировок. Нейросеть Suno была использована для создания музыки и аранжировок к песням. Музыкальное сопровождение подбиралось с учетом содержания текстов и возрастных особенностей учащихся.

Запись и обработка песен. Готовые песни были записаны и обработаны с использованием профессионального программного обеспечения.

Экспериментальное исследование

Для оценки эффективности разработанного песенного сборника было проведено экспериментальное исследование с участием учащихся 7 класса. Участники эксперимента были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа обучалась по традиционной методике, а экспериментальная группа использовала песенный сборник в качестве дополнительного учебного материала. Результаты исследования показали, что учащиеся экспериментальной группы демонстрировали более высокий уровень усвоения знаний, лучше запоминали формулы и законы, а также проявляли большую мотивацию к изучению физики.

Практическая значимость

Разработанный песенный сборник может быть использован в качестве дополнительного учебного ресурса на уроках физики в 7 классе, а также для самостоятельной работы учащихся. Применение песенного сборника способствует:

— Повышению эффективности запоминания учебного материала;

— Развитию познавательной активности и мотивации учащихся;

— Созданию положительной эмоциональной атмосферы на уроках;

— Формированию интереса к изучению физики.

Обсуждение результатов

Результаты исследования подтверждают эффективность применения музыкальной мнемоники в сочетании с технологиями ИИ для повышения качества обучения физике. Создание песенного сборника с помощью нейросетей позволяет существенно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки учебных материалов.

Перспективы дальнейшего развития

В дальнейшем планируется расширить песенный сборник, включив в него темы других разделов физики, а также разработать интерактивные упражнения и задания на основе песенного материала. Перспективным направлением является создание персонализированных песенных сборников, адаптированных к индивидуальным особенностям учащихся.

Выводы

Интеграция музыкальной мнемоники и технологий ИИ открывает новые перспективы для совершенствования обучения физике в средней школе. Разработанный песенный сборник является эффективным инструментом, способствующим повышению качества усвоения знаний, развитию познавательной активности и мотивации учащихся. Применение ИИ в образовании позволяет создавать инновационные учебные ресурсы, делая процесс обучения более интересным и эффективным.

Литература:

  1. Коренблит С. С. Синтез слова и музыки — способ запоминания и разновидность педагогической мнемоники (часть 1) // Клаузура. — 2013. — № 1.
  2. Chanda, M. L., & Levitin, D. J. (2018). The neurochemistry of music. Frontiers in education, 3, 31.
  3. Purnell-Webb P, Speelman CP. Effects of music on memory for text. Percept Mot Skills. 2008 Jun;106(3):927–57. doi: 10.2466/pms.106.3.927–957. PMID: 18712216.
  4. Wallace, W. T. (1994). Memory for music: effect of melody on recall of text. J. Exp. Psychol. Learn. Mem. Cogn. 20, 1471.
  5. Knott, D. (2016). Immediate Effects of Training with Musical Mnemonics on Verbal Memory in Children. Master's thesis, Available from ProQuest Dissertations and Theses database. (UMI No. 10241676).
  6. Ho, Y. C., Cheung, M. C., and Chan, A. S. (2003). Music training improves verbal but not visual memory: cross-sectional and longitudinal explorations in children. Neuropsychology 17:439. doi: 10.1037/0894–4105.17.3.439
  7. Gfeller, K. E. (1983). Musical mnemonics as an aid to retention with normal and learning disabled students. J. Music Ther. 20, 179–189. doi: 10.1093/jmt/20.4.179
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная мнемоника, экспериментальная группа, песенный сборник, изучение физики, искусственный интеллект, учебный материал, контрольная группа, мотивация учащихся, разработанный песенный сборник, решение задач.


Ключевые слова

мотивация, обучение, искусственный интеллект, физика, средняя школа, запоминание, музыкальная мнемоника, Gemini, Suno, песенный сборник

Похожие статьи

Задать вопрос