Применение возможностей искусственного интеллекта на занятиях физической культурой на примере использования функционала нейросети ChatGPT 4 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Петроченко, В. Н. Применение возможностей искусственного интеллекта на занятиях физической культурой на примере использования функционала нейросети ChatGPT 4 / В. Н. Петроченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 672-675. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120968/ (дата обращения: 10.01.2025).



В современном стремительно развивающемся обществе информационных технологий важно отдавать отчет в том, что каждая сфера жизнедеятельности тем или иным образом изменяется, оцифровывается, компьютеризируется. В этой связи важно идти в ногу со временем, а, следовательно, использовать все доступные инструменты, методы и способы улучшения и развития конкретного направления, так называемые «умные технологии», нацеленные на оптимизацию всех процессов, окружающих человека. Одним из основных направлений в информатизации современного общества является повсеместное использование искусственного интеллекта (далее ИИ) в разные секторы и области, в частности в спортивную деятельность. ИИ является новым научным направлением, распространяя сферу своего применения, способствует реализации целей в области спорта и физкультуры.

Об актуальности темы представленной статьи свидетельствуют результаты применения возможностей ИИ в профессиональном спорте России и других стран. Следовательно, повсеместное использование элементов искусственного интеллекта на занятиях физической культурой в учебных заведениях будет приносить положительные результаты и показатели в области спортивного развития студентов, их физической активности и подготовки.

В настоящей статье приведены практические элементы использования ИИ в физкультуре на примере нейросети ChatGPT 4 проведен анализ, сделаны выводы.

Ключевые слова: нейросеть, искусственный интеллект умные технологии, чат-бот, стартап, машинное обучение, данные для запроса.

Разработка и внедрение новых информационных технологий в разные сферы деятельности с каждым днем набирает всё большую востребованность. Умный дом, smart-watch, фитнес-браслет, это первое, что скажет почти каждый член современного общества, затронув тему технологий, доступных для жизни. Без инноваций уже сложно представить жизнь полноценного человека, и эти технологии только начинают набирать свои обороты.

На сегодняшний день особое внимание уделяется проблеме использования искусственного интеллекта в спорте. Нейросети выступают инструментом для атлетов и тренеров, для участников соревнований, болельщиков, судей и других. Согласно отчету Allied Market Research, мировой рынок искусственного интеллекта в спорте к 2030 году достигнет $19, 2 млрд (при стартовых $1, 4 млрд в 2020 году). [1].

В России технологии ИИ стали использоваться сравнительно недавно, но стремительно набирают свои обороты. В виду того, что появляются новые методики, а также уникальные технологии, решаются многие задачи в спортивной отрасли.

Использование возможностей ИИ набирает обороты и уже сейчас имеет существенный потенциал. На сегодняшний день исследователи активно пропагандируют применение программ физических упражнений, на основании ИИ. Прогресс и производительность спортсменов, при физической подготовке которых используются возможности искусственного интеллекта, улучшаются. ИИ способствует формированию наиболее эффективным комплексов упражнений, методов тренировок, алгоритмов восстановления физической формы, прогнозированию рисков получения травм, минимизации ошибок, помимо этого, позволяет оптимизировать стратегии командной игры или индивидуальных тренировок.

При рассмотрении темы искусственного интеллекта, необходимо четко понимать суть данного термина. Искусственный интеллект — это новейшая прогрессивно развивающаяся система, своеобразный механизм, который в своей основе имеет процесс самообучаемости и запоминания всех факторов, с которыми ему придется столкнуться. Иными словами, это целостный организм, который растет, поглощает информацию, напитывается знаниями, и может в нужной интерпретации их выдать, сгенерировать, представить и т. д.

Как говорил Стоянов Е. И., спортивные цели и задачи изо дня в день становятся всё больше и больше, растут потребности в наиболее четкой и продуктивной подготовке спортсменов. [3]. В особенности, силы в данной подготовке направлены на сферы, связанные с молодым поколением. Потому как, именно молодежь быстрее всего принимает на себя все новшества, новые технологии, инновационные внедрения, которые взрослому населению даются гораздо сложнее. Именно поэтому важным моментом является то, что учебные заведения, которые являются местом аккумулирования юного поколения, должны уделять существенное внимание, применению именно новых технологий как в образовательном, так и в воспитательной процессе. Чтобы современному студенту было легко и интересно получать знания, необходимо предоставлять информацию на понятном ему языке, использовать интересные методы и подходы.

Целью написания данной статьи является проведение анализа использования возможностей искусственного интеллекта в спорте, а именно на занятиях физической культуры. В качестве объекта для проведения аналитики выбран дифференцированный подход к обучению студентов с разными физическими показателями и возможностями. В качестве базы для проведения аналитики выбрана нейросети ChatGPT 4 и ее функционал.

Согласно сведениям за октябрь 2024 года, «искусственный интеллект изменил спорт и продолжает двигаться в этом направлении, как относительно РФ, так и всего мирового сообщества» [5]. Представители Бюро информационных технологий, которые занимаются разработкой и модернизацией программного обеспечения, говорят, что примеров и вариантов использования искусственного интеллекта в спорте довольно много. За последние несколько лет тренеры активно обращаются «за помощью к современным технологиям». По мнению специалистов данной области, внедрение ИКТ способствует мгновенному принятию решений в разгаре матча, облегчению организации спортивного мероприятия, проведению спортивной аналитики [6]. Главные области спорта, в которых активно используются возможности ИИ сводятся к следующему:

  1. Подготовка к матчу — благоприятный настрой, наставничество, организация контроля и анализа травм, организация планирования игры;
  2. Поиск и выборка игроков — определение показателей для эффективной игры, отбор талантливых игроков и участников;
  3. Активность внутри игры — отбор тренерского состава и судейской коллегии;
  4. Анализ матча — проведение текущей аналитики игры, реакции, восстановительные мероприятия после завершения матча;
  5. Работа с общественностью, СМИ и медиа — организация спортивных ставок, коммерциализация спорта, новостной контент;
  6. Менеджмент и сервис — обслуживание спортивных соревнований, организация спонсорства и меценатства, управление спортивными клубами и командами.

В государственной Стратегии развития спорта на период до 2030 года четко сформулирована цель — создание благоприятных условий, необходимых для эффективной жизнедеятельности различных областей спорта и физподготовки на территории всей Российской Федерации [7]. Достижение данной цели можно исполнить при помощи внедрения возможностей ИИ в образовательную деятельность учебных заведений, в частности вузов. Так, на сегодняшний день инновационные технологии обладают достаточно серьезным потенциалом и способностью реализовать спортивные задачи через приложения на смартфонах и умные устройства. Если говорить о высших учебных заведениях, то следует заметить, что искусственный интеллект уже используется в виде симуляторов, а также информационных баз данных и аналитических систем.

Если провести сравнительный анализ, то можно сказать, что пока искусственный интеллект и его возможности в РФ носят эпизодический характер. Следует заострить внимание на том, что применение элементов ИИ в образовании есть, но уровень их интеграции не велик, что говорит об отставании от организаций образования других стран. [8]

С целью развития цифровизации и компьютеризации физической культуры и спорта можно выделить некоторые рекомендации:

— Проводить конкурсы стартапов среди молодого поколения на тематику, связанную с возместимы применения ИИ в спорте;

— Разработать систему грантов и другой финансовой поддержки лучших проектов;

— Организовать и поощрять функционирование проектных и экспериментальных групп на базе высших учебных заведений.

Для анализа с практической стороны была выбрана нейросеть ChatGPT 4. ChatGPT принадлежит американской компании OpenAI, старт запуска был в конце 2022 года. Данный сервис взаимодействует с пользователем напрямую через диалоговое окно в онлайн-режиме. Чат-бот отвечает на запросы, умеет делать дополнения, признавать свои ошибки, оспаривать неверные факты и отклонять некорректные запросы. Возможности данного сервиса будут использованы для практического этапа, для наглядной демонстрации элементов машинного обучения. Использовать данную нейросеть можно через официальный сайт [9], а также через Telegram-bot [10].

В качестве примера для исследования взята разминка, которая проводится в начале занятия физической культуры. Учитывая тот факт, что все студенты имеют разную физическую подготовку, разный рост, вес, противопоказания, активную позицию и другие факторы, были взяты рандомные показатели физических характеристик студентов (см.Таблица 1).

Таблица 1

Физиологические показатели студентов, выбранные для исследования

Пол

Возраст

Рост (см)

Вес (кг)

Примечания

М

17

175

60

Заболевание дыхательных путей

М

19

180

80

Нет противопоказаний по здоровью

М

21

185

95

Активные тренировки спортом 3 раза в неделю

Ж

17

160

50

Заболевание ЖКТ

Ж

18

170

58

Нет противопоказаний по здоровью

Ж

20

175

65

Хореография 3 раза в неделю

Используя данные показатели, были осуществлены запросы в нейросеть ChatGPT 4 по следующему алгоритму: «Сформировать комплекс упражнений для разминки для …», подставляя необходимые параметры из Таблицы 1. После формирования запроса, нейросеть в течении нескольких секунд генерирует перечень упражнений, подходящих по конкретному типу заданных параметров.

Проанализировав данные, можно сделать вывод, что нейросеть генерирует перечень упражнений, в зависимости от заданных параметров дифференцированно, учитывая все физиологические показатели. Соответственно каждый студент может выполнить разминку, которая пойдет ему на пользу, будет эффективна и не нанесет вреда здоровью.

Практически осуществить данный подход на занятиях, можно посредством использования бота нейросети каждым студентом, куда он введет все свои параметры и получит готовый комплекс упражнений.

Нейросеть может сгенерировать любой ответ по заданному вопросу пользователя, в зависимости от тематики. Так, например, можно запросить ИИ:

— алгоритм правильного забрасывания мяча в баскетбольную корзину;

— как правильно взбираться на канат;

— техника прыжков в длину;

— как осуществить подачу в волейболе чтобы не попасть в сетку и т. д.

Запросы могут быть разнообразны, начиная от правильности выполнения того или иного упражнения, заканчивая формой одеждой, подходящей под тот или иной вид спорта. Возможности искусственного интеллекта безграничны, и то, каким образом их применять, будет зависеть от конкретного пользователя: для планирования занятий по физической культуре, дифференциации упражнений и нагрузки по способностям и возможностям студентов, для выполнения самостоятельных заданий, проработки алгоритмов дома и вне учебного времени.

Искусственный интеллект становится частью повседневной жизни общества, это уже не что-то неизвестное, а наша сегодняшняя реальность. Поэтому применение возможностей ИИ, использование нейросетей является одним из перспективных направлений развития физической культуры и спорта. В любом случае, ИИ не заменит живое общение, контакт преподаватель-студент, способности порассуждать и выступить за грань алгоритмов и норм, но в то же время, поможет в детализации, дифференциации, возбуждении интереса студентов к дисциплине. За искусственным интеллектом будущее, а значит, нужно идти в ногу с современными технологиями, опираться на их возможности, пользоваться их функционалом. Только тогда эффективность занятий будет повышаться, интерес обучающихся расти, а показатели подниматься вверх.

Литература:

  1. https://iz.ru/
  2. Василюк А. А. Искусственный интеллект в сфере физического воспитания и спорта // Инновации. Наука. Образование. — 2023. — № 32. — c. 1487–1492.
  3. Мухутдинов А. Р., Данилова Н. В. Искусственный интеллект в спорте // Наука и образование: новое время. — 2023. — № 2(31). — c. 76–79.
  4. Конев М. А. Применение информационных технологий при занятиях спортом // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 8–1. — c. 72.
  5. Касиси Д. Применение искусственного интеллекта в спорте // In Situ. — 2024. — № 5. — c. 30–33.
  6. Петров П. К. Информационные технологии в физической культуре и спорте. — Саратов: Вузовское образование, 2022. — 377 c.
  7. Фаизова Н. Р. Информационные технологии в физической культуре и спорте // Студенческий вестник. — 2023. — № 16–4(255). — c. 55–56.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, физическая культура, возможность, нейросеть, спорт, машинное обучение, молодое поколение, РФ, современное общество, физическая подготовка.


Ключевые слова

нейросеть, стартап, машинное обучение, чат-бот, искусственный интеллект умные технологии, данные для запроса

Похожие статьи

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Современные подходы к цифровизации управления персоналом в организациях связи

В современной экономике на фоне цифровизации всех управленческих и производственных процессов внедрение информационных технологий в управление персоналом является одним из важных условий повышения его финансовой устойчивости. Главный результат цифров...

Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов

Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...

Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интел...

Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России

В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...

Преимущества цифровой трансформации нефтегазовой отрасли: проект «Интеллектуальное месторождение»

В современных кризисных условиях на рынке энергоресурсов, в частности на рынке углеводородного сырья, для нефтегазодобывающих компаний на первое место выходит вопрос повышения эффективности производства, в том числе за счет автоматизации производстве...

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных техни...

Развитие коммуникативных навыков детей с использованием lego-технологии

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Наряду с применением традиционных методик обучения в после...

Совершенствование инновационной деятельности для малого предпринимательства

Формирование эффективных механизмов инновационной деятельности в отечественной экономики с применением потенциала малого бизнеса является актуальной проблемой и заключается в том, что накопленный опыт индустриально развитых и постиндустриальных стран...

Похожие статьи

Дополненная и виртуальная реальность в образовании

Компьютерные технологии активно используются в образовательном процессе практически в каждом уголке земного шара. Однако, до сих пор продолжаются споры между педагогами о пользе и вреде компьютерных игр, что ограничивает их применение. Тем не менее, ...

Современные подходы к цифровизации управления персоналом в организациях связи

В современной экономике на фоне цифровизации всех управленческих и производственных процессов внедрение информационных технологий в управление персоналом является одним из важных условий повышения его финансовой устойчивости. Главный результат цифров...

Использование ПОПС-метода как интерактивного метода обучения профессиональному казахскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов

Деятельностный характер образования позволяет говорить о необходимости формирования учебно-познавательной компетенции как об одном из основных направлений модернизации содержания образования и одной из основных составляющих профессиональной компетент...

Искусственный интеллект как актуальный тренд содержания обучения информатике в условиях цифровизации

В данной статье рассматривается актуальная проблема поиска новых направлений для развития обучения искусственному интеллекту в условиях современных цифровых технологий. Авторы статьи кратко описывают основные технологии на основе искусственного интел...

Влияние цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России

В статье представлены результаты изучения влияния цифровизации на повышение конкурентоспособности нефтегазового комплекса России и Республики Казахстан. Цифровая революция охватила всю мировую экономику. В настоящее время идёт переход на дополнение и...

Преимущества цифровой трансформации нефтегазовой отрасли: проект «Интеллектуальное месторождение»

В современных кризисных условиях на рынке энергоресурсов, в частности на рынке углеводородного сырья, для нефтегазодобывающих компаний на первое место выходит вопрос повышения эффективности производства, в том числе за счет автоматизации производстве...

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных техни...

Развитие коммуникативных навыков детей с использованием lego-технологии

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Наряду с применением традиционных методик обучения в после...

Совершенствование инновационной деятельности для малого предпринимательства

Формирование эффективных механизмов инновационной деятельности в отечественной экономики с применением потенциала малого бизнеса является актуальной проблемой и заключается в том, что накопленный опыт индустриально развитых и постиндустриальных стран...

Задать вопрос