Использование мобильных приложений на занятиях русской литературы в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 17.12.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Сыздыкова, Э. Ж. Использование мобильных приложений на занятиях русской литературы в школе / Э. Ж. Сыздыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120713/ (дата обращения: 16.01.2025).



Статья посвящена вопросу использования мобильных приложений на занятиях русской литературы в школьном образовании. В статье дается обзор мобильных приложений, которые можно использовать во время преподавания русской литературы.

Ключевые слова: мобильные приложения, русская литература, обучение, преподавание.

В настоящее время одним из эффективных инструментов, который может значительно улучшить учебный процесс, стали мобильные приложения. Мобильные устройства позволяют быстро получить доступ к большому количеству ресурсов ‒ текстов, видео, аудиоматериалов, онлайн-курсов и других образовательных материалов.

Мобильные технологии сегодня открыли уникальную возможность создания персонализированного профессионально ориентированного мобильного пространства / контура обучающегося, что, с одной стороны, соответствует современной компетентностно-ориентированной концепции образования, в которой акцент делается на обучении умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике; с другой стороны, персонализированный профессионально ориентированный мобильный контур позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности обучающегося, вовремя производить диагностику проблем, выстраивать индивидуальный темп обучения и т. д. [1].

Уникальность мобильного обучения по сравнению с традиционными методами обучения и современными методами, такими как e-learning и смешанное обучение, заключается в том, что обучающиеся прежде всего не привязаны к определенному времени и месту, имея доступ к учебному материалу всегда, в любое удобное время [2].

Мобильное обучение имеет следующие преимущества:

— Мобильное обучение предоставляет новые средства связи и совместной работы, а также позволяет соединить обучение в классе с обучением вне его, по дороге домой и между уроками.

— Со временем учащиеся будут становиться более ответственными, что приведет к укоренению навыков непрерывного обучения. Этому способствует мобильный доступ к открытым образовательным ресурсам, открытым курсам, образовательным социальным сетям, которые могут поддержать учебные цели или развитие карьеры человека в течение всей жизни.

— Облегчается запись информации, фиксация и конспектирование учебной работы с использованием современных цифровых устройств, которые рассматриваются как доказательство участия в обучении или как способ сочетания формального и неформального обучения.

— Использование относительно недорогих повседневных технологий. Возможность обучаться в собственном ритме, в условиях конфиденциальности [3].

Рассмотрим примеры использования мобильных приложений на занятиях русской литературы в школьном образовательном процессе. Все приведенные ниже мобильные приложения можно установить через Google Play и App Store.

Чтение и анализ текстов. Такие приложения, как ЛитРес, Букмейт, Строки, ReadEra, Pocketbook, FBReader, Русская классика позволяют ученикам читать произведения на уроке и дома, делать пометки, создавать подборки, менять шрифт и размер текста.

Данные приложения (ЛитРес, Букмейт, Строки, Книга вслух) имеют в своем ассортименте также и аудиоверсии книг. Они позволяют слушать художественные произведения, что полезно для развития аудирования, а также для учеников с трудностями в чтении. После прослушивания можно обсудить произведение, сравнить аудиальное восприятие с текстом.

Подкасты по литературе. Многие образовательные подкасты посвящены русской литературе, анализу произведений, биографии писателей. Прослушивание подкастов возможно с помощью следующих приложений: Яндекс Музыка, SoundStream, VK Музыка, Google Подкасты, ЛитРес, Букмейт, Строки, Радио Arzamas, Лекторий «Достоевский».

Приложения для создания презентаций Apple Keynote, WPS Presentation, Presentation Creator, Zoho Show, MoShow, Google Slides, PowerPoint, Canva позволяют создавать презентации к урокам, к сочинениям, к проектам, связанным с анализом произведений.

Более сложные приложения для видеомонтажа позволяют создавать видео-эссе, презентации с озвучиванием и др. Приложения для видеосъемки (iMovie, CapCut, Adobe Premiere Rush, FilmoraGo, VivaVideo, InShot, VivaCut) расширяют возможности. Ученики могут создавать видео-презентации, небольшие видеоролики, где они рассказывают о прочитанном произведении, анализируют его персонажей или события.

Многочисленные приложения предлагают викторины и тесты по произведениям русской литературы. Это позволяет закрепить знания в игровой форме. Весьма удобно для такого вида контроля использовать мобильное приложение Quizizz. Функционал Quizizz позволяет провести не только тест, но и игры и викторины; отслеживать результаты каждого учащегося. Использование Quizizz на уроке дает возможность за короткое время провести фронтальный опрос или групповую работу в виде игры-соревнования: результаты учащихся отражаются на экране учителя и ученика. Все виды контроля легко проводить также с помощью приложений Nearpod. Приложение Nearpod предлагает учителю широкие возможности по созданию различных тестов. Можно также использовать приложение Kahoot! С помощью данного приложения можно в интересном формате проводить викторины, опросы и дидактические игры. В Kahoot! имеется возможность добавить картинку или видео, установить время на ответ, присудить баллы за правильный ответ и скорость. Таким образом, вопросы могут быть разнообразного характера, с включенными в него ребусами, головоломками, таблицами, видеофрагментами из аутентичных материалов.

Интересным выбором станет приложение «Закончи стихотворение». Оно отличается простым и интуитивно понятным интерфейсом. Сразу после запуска пользователю предлагается начать игру, в которой необходимо завершить стихотворение, подставив правильное слово. Это не только увлекательное занятие, но и полезная тренировка для развития орфографии, ведь слова нужно собирать из букв. В процессе игры пользователи зарабатывают монеты, которые можно потратить на подсказки. Приложение включает в себя известные стихотворения русских авторов, охватывающие различные темы и стили, что делает его интересным как для любителей литературы, так и для тех, кто хочет расширить свои знания в области поэзии.

Быстрый доступ к словарям и энциклопедии может быть полезен для расширения словарного запаса и углубления знаний. На уроках можно использовать следующие приложения: Wiki Слово, Ударения, Рифмы-стихи, Словарь Даля, Карта слов, Русский словарь и тезаурус, Стихи дня — Русская поэзия и т. д.

Образование в XXI веке ориентировано на развитие у школьников не только фундаментальных знаний, но и навыков критического мышления, самостоятельного поиска информации, способности к анализу и интерпретации. Традиционные методы преподавания русской литературы, хотя и остаются важными, уже не могут полностью удовлетворить потребности современных учеников, выросших в эпоху информационных технологий.

Таким образом, использование мобильных приложений на занятиях русской литературы в школе открывает значительные возможности для улучшения качества образования. Современные технологии делают процесс обучения более интерактивным, доступным и индивидуализированным, что особенно важно в контексте изучения литературы, требующей анализа, интерпретации и глубокого понимания текста.

Литература:

1. Титова С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Томского государственного университета. ‒ 2016. ‒ № 7–8. ‒ С. 7–14.

2. Думачев Л. Л., Смолина Л. В. использование мобильных приложений для развития иноязычных лексических навыков обучающихся в неязыковом вузе // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 1.

3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под редакцией: Бадарча Дендева — М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): русская литература, приложение, Мобильное обучение, WPS, анализ произведений, вид контроля, возможность, обучение, урок, ученик.


Похожие статьи

Возможности информационных технологий в школьном курсе физики

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий на уроках физике. Представлены теоретические аспекты и примеры использования компьютерных средств обучения на уроках физики.

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Методика обучения географии

В данной статье рассмотрен подход в изучении географии с использованием новой информации из различных источников и грамотное внедрение в учебный процесс. Эта статья будет полезна как в младшей школе, так и в старшей.

Использование газетных статей для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.

Использование видеороликов на уроках английского языка в школе

В статье авторы описывают преимущества и способы использования видеороликов на школьных уроках.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Использование игровых технологий в начальной школе в обучении грамматике испанского языка

В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.

Обучение чтению на уроках английского языка в средней школе

В статье авторы пытаются определить наиболее эффективные методы и стратегии обучения средних школьников чтению на уроках английского языка.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Похожие статьи

Возможности информационных технологий в школьном курсе физики

В статье рассматриваются возможности применения современных информационных технологий на уроках физике. Представлены теоретические аспекты и примеры использования компьютерных средств обучения на уроках физики.

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Методика обучения географии

В данной статье рассмотрен подход в изучении географии с использованием новой информации из различных источников и грамотное внедрение в учебный процесс. Эта статья будет полезна как в младшей школе, так и в старшей.

Использование газетных статей для развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В статье рассматривается роль газетных материалов в обучении английскому языку. Рассматриваются этапы работы с аутентичными текстами, предлагаются задания для развития умений различных видов чтения, а также лексических и грамматических навыков.

Использование видеороликов на уроках английского языка в школе

В статье авторы описывают преимущества и способы использования видеороликов на школьных уроках.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Использование игровых технологий в начальной школе в обучении грамматике испанского языка

В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.

Обучение чтению на уроках английского языка в средней школе

В статье авторы пытаются определить наиболее эффективные методы и стратегии обучения средних школьников чтению на уроках английского языка.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Задать вопрос