Патриотизм и современная российская молодежь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (550) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 15.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Жилина, В. А. Патриотизм и современная российская молодежь / В. А. Жилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — URL: https://moluch.ru/archive/550/120662/ (дата обращения: 18.12.2024).

Препринт статьи



В данной статье рассматривается соотношение понятий «патриотизм» и «молодежь», а также современные подходы органов государственной власти к развитию деятельности по патриотическому воспитанию современной молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, молодежь, Родина, информационная война.

Гражданско-патриотическое воспитание — базовый аспект воспитательной работы у современной российской молодежи в современных условиях. Проблема воспитания патриотизма относится к каждому гражданину своей страны, но на сегодняшний день особое внимание обращается к подрастающему поколению, ведь именно они станут дальнейшим толчком для своих потомков в воспитании любви, чувства гордости и ответственности за свое Отечество.

Понятие «патриотизм» всегда вызывало огромное внимание и поэтому многие политики и государственные деятели использовали его в своих выступлениях и в своих государственных программах. Как сказал основатель советского государстве Владимир Ильич Ленин: «Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями». Ленин понимал преемственность традиций русского народа, стоит отметить, что Ленин и его соратники создавали новое государство, основанное на новых принципах. Но преемственность, традиции и в общем история не могла быть исключена из государственной политики. Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин: «Патриотизм не может не быть основой укрепления нашего государства, в широком и в самом благородном смысле этого слова» ... Данный подход показывает, что руководство государства уделяет огромное внимание развитию патриотизма, а самое главное понимает его истинную ценность в современных условиях международного давления и национальной конфронтации. Патриотизм как раз выступает основой воспитания и гражданственности личности и гражданина своей страны своего Отечества.

Первостепенной задачей государства является гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения. Патриотизм как особое явление определяется как любовь к Родине, радость принадлежности к ее традициям и культуре, гордость за достижения и обязанность и священный долг каждого гражданина в защите своего Отечества.

Почему в современном мире проблема патриотического воспитания молодежи ставится на первый план? Каждый день мы обращаем свое внимание на то, как на Российскую Федерацию посредством Мировой сети происходит атака, так называемая информационная война. Подобное нападение проводится с определенной целью — ввести в заблуждение сознание молодежи и через Мировую сеть провести переоценку исторически значимых событий нашей страны. Данное воздействие на психологическую и идеологическую основы порождает ответные действия со стороны нашего государства. И одной из идеологических основ в рамках противодействия информационным войнам является патриотическое воспитание, это наше идеологическое противооружие против информационной войны. И очень важно усиливать работу в данном направлении, потому что воздействия данных атак все усиливается, и мы должны иметь оружие, которое может этому противостоять.

Сегодня перед государством стоит необходимость заложить современному поколению исторические сведения, которые поспособствуют в фильтрации информации и изолировании фальсифицированных данных. О необходимости патриотического воспитания высказывался не только Президент нашей страны, но и представители власти. Премьер-министр России Михаил Мишустин отметил, «что сегодня, во времена глобальных перемен в мире, важно уделять внимание патриотическому воспитанию молодёжи».

С. В. Кириенко на семинаре по патриотическому воспитанию для региональных координаторов наставнического проекта Твой герой» заявил: «Ничего важнее системной воспитательной работы, военно-патриотического воспитания нашего подрастающего поколения для государства на самом деле не существует. При этом настоящий патриотизм требует действий. Если ты что-то по-настоящему любишь, то хочешь для этого что-то делать. Сегодня особенно необходимо вовлекать молодежь в патриотическую деятельность». Данное выступление определяет запрос руководства страны и постановка особых вопросов для решения поставленных зада в области патриотического и гражданского воспитания молодежи.

Система патриотического воспитания молодежи зависит не только от государства, но и от семьи и образовательных организаций. Очень важно определить какие практические шаги были предприняты государством для решения задачи гражданско-патриотического воспитания в государственном масштабе?

С 2022 года в учебных заведениях на постоянной основе для учащихся стали проходить внеклассные уроки «Разговоры о важном». Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов заявил: «Когда ребята получают информацию в интернете, и зачастую она не то что не самого лучшего качества, а является откровенной ложью. И если взрослый человек обладает критическим мышлением, чтобы ее проверить, сопоставить факты, то ребята оказываются один на один с дезинформацией». Данный важнейший шаг показывает решительность государственных органов в области воспитания. По сути, в учебных заведениях появилось реальное время для воспитательной работы с учениками. Реальный формат взаимодействия учитель-ученик. Всю тяжесть методической подготовки взял на себя федеральный центр, для воспитательного часа «Разговоры о важном» уже подготовленные материалы: сценарии, презентации, видео и все это для разного школьного возраста с градацией и правильным психолого-возрастным подходом в подборе материала. Первостепенной задачей главного часа выступает именно воспитательная и эту работу необходимо продолжать.

14 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», в котором закреплены основные направления деятельность подрастающего поколения, одним из которых является патриотическое воспитание. Пункт 2.1.4. устава Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» от 18–19 декабря 2022 года гласит: «подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями». Создание специализированной организации, по патриотическому воспитанию определяется высоким государственным контролем и запросом государства в рамках государственной политики по патриотическому воспитанию детей и подростков.

За 2023 год патриотические проекты «Движения Первых» охватили порядка 1,5 миллионов участников. «Мы — граждане России!», «Хранители Истории», «Свеча памяти», «Огненные картины войны», «Путь Победы», «Окна Победы», «Сборы Первых» — проекты, в которых приняли участие учащиеся школ в каждом субъекте Российской Федерации. Социально значимым проектом Движения является военно-патриотическая игра «Зарница 2.0» — легендарная игра детского движения, включающая новые виды и современное оснащение, но сохраняющая свой дух и традиции.

Особое внимание в современных условиях является поддержка СВО и «Первые» поддерживали письмами и посылками бойцов, находящихся в зоне СВО, ребята вместе с учителями и родителями отправили более 2,9 млн писем воинам в зону специальной военной операции, сплели более 100 км маскировочных сетей, изготовили более 350 тыс. различных изделий (толстовки, термобелье, спальные мешки, балаклавы, перчатки, шапки, маскировочные сети, рюкзаки, печи-буржуйки). Данная работа должна сплотить население нашей страны и показать ее силу и возможности. Поддерживает ребят и старшее поколение. Представления о движении разделяют 62,5 % родителей, и больше половины жителей России хотят, чтобы их дети тоже стали членами движения. Данные показатели, объективно показывают возможность одной организации в рамках патриотического воспитания. И поддержка бойцов на передовой, создание условий для воспитания и поддержка государства определяет благоприятный вариант развития событий.

«Движения Первых», оптимизация организаций по воспитанию упростила и усилила работу в этом направлении, теперь «Первые» — это местом, где подросток может проявить свою гражданскую активность и становится полноправным участником развития общества. Развитие всесторонней личности, гражданина государства — это вроде простая, и одновременно очень сложная задача в современных условиях. Наша страна вновь столкнулась с международными и внутренними вызовами, которые направлены на подрыв национальной идентичности и искоренение традиционных ценностей. Поэтому, патриотическое воспитание является важнейшей задачей государства в данных условиях. Ведется активная информационная война и мидийное давление на молодежь. Важно не только научить молодежь правильно воспринимать информацию и грамотно ее изучать, но и воспитать внутреннее кредо и усилить самое важное, психологическую подготовку молодого поколения. И необходимо это делать прямо сейчас.

В заключении хотелось бы привести цитату Владимира Путина: «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя». На самом деле патриотическое воспитание современной молодежи имеет ключевой аспект в современной обществе, ведь именно подростки будущее нашей страны. Нынешняя молодежь способна сама модернизировать свои силы и направить их в то русло, которое им ближе по духу. Очень важно направить молодежь в верном направлении, — помочь определить своё достойное место в этом сложном мире, максимально реализовать себя, ведь в их руках будущее родного города, региона, страны — это основная задача государства, образовательных учреждений и семьи.

Литература:

  1. Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве / ред. кол.: Т. Ю. Архангельская, Е. В. Бутенкова, Л. А. Григорович ; Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ» [и др.]. – Москва : Когито-Центр, 2019. – 730 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=696403 (дата обращения: 15.12.2024). – ISBN 978-5-89353-565-5. – Текст : электронный.
  2. Бедулева, М. А. Нормативное правовое обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации : учебное пособие / М. А. Бедулева, Н. В. Попова, Е. В. Осипчукова ; под общ. ред. А. В. Пономарева ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. – 143 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=697453 (дата обращения: 15.12.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7996-2591-7. – Текст : электронный.
  3. Дереча, И. И. Патриотическое воспитание подростков во внеучебной деятельности = Patriotic education of teenagers in extra-curricular аctivities / И. И. Дереча, Е. В. Воронина. – Москва : Библио-Глобус, 2017. – 119 с. : табл., граф. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498903 (дата обращения: 15.12.2024). – Библиогр.: с. 74-80. – ISBN 978-5-9909576-1-9. – DOI 10.18334/9785990957619. – Текст : электронный.
  4. Дормидонтов, Р. А. Психолого-педагогические аспекты формирования гражданской позиции учащихся в современных образовательных условиях : учебное пособие : [16+] / Р. А. Дормидонтов ; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. – 82 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=714537 (дата обращения: 15.12.2024). – Библиогр.: с. 64-70. – ISBN 978-5-907792-01-2. – Текст : электронный.
  5. Микрюков, В. Ю. Азбука патриота : друзья и враги России : учебное пособие : [16+] / В. Ю. Микрюков. – Москва : Книжный мир, 2013. – 288 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274411 (дата обращения: 15.12.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8041-0658-5. – Текст : электронный.
  6. Устав Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» от 18–19 декабря 2022 года
  7. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»


Задать вопрос