Формирование в Российской Федерации правового и социально-ориентированного государства предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления прав и личных свобод граждан, но и обеспечения их всесторонней правовой и социальной защиты. В том числе, и необходимостью обеспечения правовой и социальной защиты государственных служащих уголовно-исполнительной системы.
Служба в Росреестре по Владимирской области отличается высокой психофизической нагрузкой, стрессогенностью, работой со специальным контингентом, сопряженностью с риском для здоровья и жизни, данные примеры говорят о высокой опасности данной профессии.
Актуальность повышения эффективности деятельности по обеспечению мерами социальной защиты государственных служащих в Росреестра по Владимирской области обосновывается тем, что неполное обеспечение мерами социальной защиты государственных служащих в данном учреждении Росреестра по Владимирской области приводит к неполному комплектованию штата учреждения, тем самым сотрудникам приходится осуществлять переработку, что в дальнейшем приводит к ухудшению оперативной обстановки внутри учреждения (пониженная внимательность, неспособность выполнения поставленных задач) [1].
Деятельность по обеспечению мерами социальной защиты государственных служащих в Росреестра по Владимирской области нельзя назвать эффективной, меры социальной защиты не являются инструментом кадровой политики, так как по итогам проведенного опроса меры социальной защиты не являются основополагающим фактором при выборе государственной службы в уголовно-исполнительной системе.
При этом на государственном уровне декларируется, что меры социальной защиты должны являться одним из способов по привлечению молодых и амбициозных сотрудников, а также способом повышения мотивации для работы уже постоянных сотрудников и в дальнейшем меры социальной защиты призваны содействовать повышению репутации и престижа государственной службы в Росреестре [2].
О проблемах в деятельности по обеспечению мерами социальной защиты государственных служащих Росреестра по Владимирской области, свидетельствует факт того, что сотрудник Росреестра по Владимирской области при реализации мер социальной защиты, связанной со страхованием жизни и здоровья в анализируемый период — 2023 год столкнулся с проблемой заполнения необходимых документов для предоставления выплаты. С учетом того, что сотрудник в полной мере смог собрать весь перечень документов, то выплата не была произведена.
Анализ соотношения социальных выплат к общим затратам на оплату труда представлен в табл. 1 и на рисунке 1.
Таблица 1
Анализ соотношения социальных выплат к общим затратам на оплату труда
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Изменение 2021–2019 гг. |
|
абсолют. |
относит., % |
||||
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
190989,6 |
192586,7 |
197121,8 |
6132,2 |
3,2 |
Социальные выплаты, тыс. руб. |
47877,4 |
43523,3 |
46696,6 |
-1180,8 |
-2,5 |
Доля социальных выплат в Фонде оплаты труда, % |
25,1 |
22,6 |
23,7 |
-1,4 |
-5,5 |
Средняя заработная плата на одного работника, тыс. руб. |
250,5 |
251,2 |
270,4 |
19,9 |
7,9 |
Социальные выплаты на одного работника, тыс. руб. |
62,8 |
56,8 |
64,1 |
1,3 |
2,0 |
Доля стимулирующих выплат в заработной плате одного работника, % |
25,1 |
22,6 |
23,7 |
-1,4 |
-5,5 |
Рис. 1. Доля социальных выплат в общем фонде оплаты труда
По данным таблицы и рисунка можно отметить увеличение фонда оплаты труда на 6132,2 тыс. руб. и снижение социальных выплат на 1180,8 тыс. руб. Доля стимулирующих выплат в ФОТ снизилась и составляет 23,7 %.
По рисунку можно отметить незначительное увеличение заработной платы за 3 года и снижение социальных выплат.
Проведем анализ социальных выплат на одного работника за 2021– 2023 годы, который представлен в таблице 2.
По данным таблицы можно отметить увеличение единовременных поощрений, связанных за особые условия службы на 367, 22 % и субсидии на покупку недвижимости по итогам работы на 60,97 %, а также снижение премий за выслугу лет на 26,28 %. Всего сумму социальных выплат на одного работника составила в 2021 году 62,77 тыс. руб., в 2022 году 56,74 тыс. руб., в 2023 году — 64,02 тыс. руб. Это говорит об очень низком росте социальных выплат.
Таблица 2
Анализ социальных выплат за 2021–2023 годы на 1 работника
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Изменение, % на 1 работника 2023/2021 |
Структура выплат 2023 г., % |
Стимулирующие выплаты всего, тыс. руб. |
62,77 |
56,74 |
64,02 |
2,00 |
100,00 |
Доплата за выслугу лет, тыс. руб. |
37,65 |
31,61 |
27,76 |
-26,28 |
43,35 |
Единовременные поощрения за особые условия службы, тыс. руб. |
0,22 |
0,07 |
1,05 |
367,22 |
1,64 |
Доплаты к пенсии, тыс. руб. |
0,00 |
0,03 |
0,23 |
- |
0,35 |
Компенсация путевки на отдых, тыс. руб. |
0,31 |
0,27 |
0,36 |
17,76 |
0,56 |
Субсидия на покупку недвижимости, тыс. руб. |
16,16 |
17,03 |
26,01 |
60,97 |
40,63 |
Возмещение затрат на транспорт и переезд, тыс. руб. |
7,44 |
6,73 |
7,59 |
2,01 |
11,86 |
Финансовая помощь, тыс. руб. |
0,20 |
0,18 |
0,20 |
0,26 |
0,32 |
Надбавка за выполнение важных и срочных заданий, тыс. руб. |
0,78 |
0,81 |
0,83 |
5,44 |
1,29 |
Основную долю в структуре социальных выплат составляют доплаты за выслугу лет (43,35 %) и Субсидия на покупку недвижимости (40,62 %). Можно также отметить очень низкий процент доли в структуре социальных выплат у такого показателя, как надбавка за выполнение важных и срочных заданий, которая составляет 1 % или 0,83 тыс. руб. за 2023 год.
Проведем оценку эффективности социальных льгот и привилегий государственных служащих Росреестра и представим результаты в таблице 3.
По таблице 3 проводится оценка эффективности показателей во времени и по формуле 1 определяется интегральный показатель.
Таблица 3
Оценка эффективности социальных льгот и привилегий государственных служащих Росреестра
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Значение в оценке |
Рентабельность социальных льгот и привилегий, % |
47,55 |
68,26 |
68,41 |
1 |
Доля расходов на оплату труда, % |
79,57 |
79,21 |
80,41 |
-1 |
Коэффициент соотношения темпов роста социальных льгот и привилегий и средней заработной платы |
0,91 |
1,13 |
1,13 |
1 |
Общий интегральный показатель равен:
(1)
Согласно методике, полученный результат говорит о неэффективности системы социальных льгот и привилегий в организации.
Далее сопоставим динамику заработной платы, инфляции и индекса реальной заработной платы. Результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Индекс реальной заработной платы
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
Изменение 2023/2021, % |
Номинальная среднегодовая заработная плата, тыс. руб. |
250,31 |
251,09 |
270,03 |
7,88 |
Инфляция, % |
3,05 |
4,91 |
8,39 |
157,08 |
Индекс потребительских цен, % |
102,71 |
105,35 |
109,24 |
6,37 |
Индекс номинальной заработной платы, % |
100,73 |
100,31 |
107,54 |
6,77 |
Индекс реальной заработной платы, % |
98,08 |
95,26 |
98,45 |
0,37 |
Анализ таблицы 4 позволяет говорить о том, что номинальная заработная плата в 2023 году выросла на 7,88 %. Индекс реальной заработной платы показывает, что реальный уровень оплаты труда, сравненный с изменением цен, не достигал значений уровня заработной платы прошлого года. Отсюда можно сделать вывод, что, несмотря на номинальное увеличение заработной платы, покупательская способность сотрудников падает.
Проблемы имеются также в качестве медицинского обеспечения сотрудников полиции, в дополнительном медицинском страховании, жилищные проблемы.
Исследуя получения такой социальной формы защиты, как приобретение жилищной площади показывает — что основной формой для получения жилища или для строительства жилого помещения будет предоставляться сотрудникам Росреестра по Владимирской области, у которых стаж службы в органах внутренних дел составляет не менее 10 лет с момента поступления на службу в календарном исчислении, в том числе и на улучшение жилищных условий которых требуют улучшения.
Так, единовременная социальная выплата будет предоставляться по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере Росреестра по Владимирской области, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, при условии, что данный сотрудник:
— не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
— является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
— проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
— является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, перечисленные проблемы объясняют обстоятельства как правового, так и социально — экономического характера. В связи с этим приоритетной задачей в настоящее время является совершенствование социальной защищенности сотрудников Росреестра по Владимирской области как составной части социальной защиты населения в Российской Федерации.
Литература:
- Мижитдоржиева, С. Д. Социальная защищённость государственных служащих / С. Д. Мижитдоржиева // Скиф. — 2021. — № 11(51). — С. 107–116.
- Никифоров, А. А. Государственная социальная защита населения в Российской Федерации: финансово-экономический аспект: монография / А. А. Никифоров, В. Д. Никифорова, Л. В. Ачба; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2023. — 96 с