Развитие системы TCAS | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 15.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Лысенко, М. Д. Развитие системы TCAS / М. Д. Лысенко, И. А. Савлюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120564/ (дата обращения: 16.01.2025).



Представленная статья посвящена бортовой системе предупреждения опасного сближения TCAS, особенности применения, а также перспективы развития.

Ключевые слова: TCAS, MLAT, УВД, опасное сближение, ADS-B, безопасность воздушного движения, Inmarsat.

The presented article is devoted to the on-board TCAS dangerous approach warning system, application features, as well as development prospects

Keywords: TCAS, MLAT, ATC, dangerous approach, ADS-B, air traffic safety, Inmarsat.

Еще в 1888 впервые в воздух поднялся первый самолёт Можайского. Бурное развитие авиации наблюдалось еще со времен первой мировой войны, а к Великой Отечественной количество самолётов исчислялось уже не в сотнях, а в десятках тысяч аппаратов. С появлением различных летательных аппаратов по всему миру способствовало большой нагрузке на воздушное пространство. В те времена органы управления воздушным движением были не столь обеспечены довольно прогрессивными средствами наблюдения, что приводило к столкновениям в воздухе. Спустя несколько лет появилась система предупреждения опасного сближения, а в настоящее время данная система имеет приоритет над человеком. TCAS помогает не только на борту самолёта, но и органам УВД предотвратить опасное сближение и выполнить безопасность полётов в полном масштабе.

TCAS (Traffic Collision Avoidance System) — система предупреждения опасного сближения в воздухе между самолетами [1]. Комплекс производит радиолокацию воздушного пространства вокруг летательного аппарата, которые оборудованы данной системой. При возникновении конфликтных ситуаций, система TCAS информирует об этом сразу экипажи подает им взаимосвязанные команды. К примеру для первого самолёта будет команда на снижение, в то время как для второго придёт на борт команда на набор высоты. Принцип работы данного комплекса заключается в следующем. Воздушное судно должно быть оборудовано ответчиками ADS-B или MLAT и системой TCAS. В свою очередь данные устройства взаимодействуют с аналогичными устройствами и производят обмен информацией. Как только будет обнаружена конфликтная ситуация, TCAS немедленно оповещает экипажи не только на индикаторах, но речевым информированием.

TCAS способна обнаруживать такие ситуации в пределах от 15 до 50км и в интервалах 3000м между бортами по высоте. Изначально комплекс определяет курсы конфликтных самолётов, а также скорость их расхождения. Далее определяется высота относительно этих воздушных судов. После чего рассчитывается траектория движения летательных аппаратов до конфликтной ситуации и расчетное время сближения. По этому случаю существуют 4 категории конфликтных ситуаций.

Немедленное вмешательство (RA) — красный цвет; уведомление об сближение (TA) — оранжевый цвет; ближайшие самолеты — бирюзовый цвет; другие объекты. — все что вне остальных зон.

Данный комплекс оборудован не только всеми иностранными самолетами, но и отечественными такими как Ту204, Ил-96, Сухой «Суперджет» и МС-21. Помимо этого системы предупреждения столкновения установлены дополнительно и на такие самолеты Ту-154, Ан-24, Як-40 и ряд других старых моделей.

Для местных воздушных линий или небольших летательных аппаратов такая система не является обязательной. Но в настоящее время, даже небольшой самолёт по типу Cessna-208 имеет данный комплекс на борту. На советских самолётах по типу Ту-154 изначально устанавливалась бортовая РЛС «Гроза», которая в свою очередь только оповещала об объекте без указания высоты и тем более команд.

С развитием данных систем на его борту появилась система TCAS, которая взаимодействует с бортовым ответчиком. Для транспордера авиадиспетчер выдает пилотам код ответчика в восьмеричной системе до четырех цифр. После чего происходит взаимодействие как между бортами так и с органом управления воздушным движением. Нововведение для отечественных самолётов играет только положительную роль. Чтобы не загромождать место на рабочей панели, устанавливают систему TCAS совместно с футовым вариометром, что облегчает полёт, так как международные полёты требуют исчисление высоты в футах, а не в метрах.

АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание (ADS-B — Automatic dependent surveillance-broadcast) — система, позволяющая и экипажам и авиадиспетчерам наблюдать движение воздушных судов с большей точностью, чем это было доступно ранее, и получать аэронавигационную информацию [2]. АЗН-В также передает экипажам самолётов в реальном времени погодную информацию. Эта информация значительно расширяет осведомлённость лётчика об обстановке и повышает безопасность полётов. Приёмники АЗН-В, встроенные в системы контроля воздушного движения, а также установленные на борту воздушного судна, обеспечивают точное отображение на экране РЛС движения воздушных судов, оборудованных АЗН-В, как в воздухе, так и на земле. Данная система выдает вторичную информацию, что облегчает работу органов управления воздушного движения. В режиме «А» передается только высота, что требуется в основном для систем TCAS, а в режиме «S» полная информация о воздушных судах поступает на диспетчерский пункт. Также есть и другие системы, к примеру MLAT.

MLAT (Multilateration) — наземная многопозиционная система, позволяющая определять местоположение самолётов или иных воздушных судов без использования дополнительного к имеющемуся оборудованию на ВС [3]. В качестве приёма принимаются различные источники информации, в том числе ADS-B, военные системы УВД и другие. Данная система работает на методе триангуляции и поэтому считается более точной и удобной как для экипажей, так и для авиадиспетчеров. Этот комплекс работает и со взаимодействием спутниковых систем, что очень важно для трансантлантических перелетов.

Для трансантлантических перелетов или полетов над слабо оборудованной системами наблюдения местностью в развитие уходит комплекс спутникового отображения. Он позволяет не только разрешать конфликты между самолётами на расстоянии больше, чем с помощью ADS-B, но и отображать треки от самолётов на индикаторах авиадиспетчера, что помогает ему наблюдать за воздушным движением на большом расстоянии.

Одна из новейших и прогрессирующих систем считается — Inmarsat [4]. Она позволяет связать экипаж с диспетчерскими службами, автоматически передать данные о состоянии полёта на индикаторы авиадиспетчера и систем самолёта, определить координаты и рассчитать наиболее выгодную трассу, например, при полёте над океаном. В данное время ведется установка на широкофюзеляжные самолёты, выполняющие дальние перелеты. Если раньше информация на борт от органов УВД Исландии поступали исключительно телеграфным способом, то теперь есть возможность вести и радиообмен и навигацию. Это позволяет точно определять местоположение самолета, что влияет на безопасность полетов.

Заключение

Для полного обеспечения безопасности полетов была создана система для предупреждения о столкновении с другим самолетом, тем самым сделав управление движения автоматизированным процессом. Кроме того развитие не стоит на месте и взаимодействие между самолетами так и органом УВД будет происходить основываясь не на наземных радиолокационных станциях, но и с помощью спутниковой системы.

Литература:

  1. Introduction to TCAS II version 7.1: Federal Aviation Administration, февраль 2011–50с
  2. FAA’s next gen: Federal Aviation Administration, 2009–62с
  3. Multilateration (MLAT) concept of use: International Civil Aviation Organization Asia and Pacific office, edition -1.0, сентябрь 2007–19с
  4. Inmarsat plc reports Preliminary Full Year Results 2014: Inmarast, London UK, март 2015–38с.
Основные термины (генерируются автоматически): TCAS, ADS-B, MLAT, воздушное движение, опасное сближение, система, ATC, воздушное пространство, индикатор авиадиспетчера, конфликтная ситуация.


Ключевые слова

TCAS, MLAT, УВД, опасное сближение, ADS-B, безопасность воздушного движения, Inmarsat

Похожие статьи

Системы предотвращения столкновения самолетов в воздухе

В статье рассматриваются особенности назначения систем предотвращения столкновений самолетов в воздухе, применение в отечественной авиации, а также перспективы их развития.

Анализ средств наблюдения применяемых для контроля за наземным движением на рабочей площади региональных аэродромов и управления им

В статье автор анализирует применение средств наблюдения для контроля и управления за наземным движением на рабочей площади региональных аэродромов.

Роль юстировки РЛС наблюдения КО в условиях усложняющейся космической обстановки (кластерные запуски КО)

В статье приведен обзор состоявшихся и планируемых кластерных запусков ИСЗ на околоземные орбиты. Рассмотрено влияние усложнившейся космической обстановки на функционирование РЛС дальнего обнаружения, перечислены возможные меры для повышения качества...

Аналитика значимых инцидентов информационной безопасности в первом полугодии 2022 года и меры противодействия им

В статье рассматриваются значимые происшествия в сфере кибербезопасности, последствия, результаты их расследования и предлагаемые пути повышения информационной безопасности.

Обзор мобильных роботов, использующих бортовые системы навигации для автономного планирования пути к заданной цели

Проведён краткий обзор мобильных роботов, используемых в сфере обеспечения безопасности, в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания, таких как: LAURON 5, iC Hexapod, BoniRob и BigDog. Сформулированы главные принципы организации системы управления дв...

Аварийный авиационный радиобуй

В статье рассмотрена система сообщения поисковым службам о авиационной катастрофе (авиационной аварии).

К вопросу о системах управления беспилотными воздушными судами

В статье приведен краткий анализ состояния систем управления БВС, рассмотрены проблемные вопросы. Выделены тенденции развития систем управления БВС. Сделаны выводы об эффективности применения БВС при соответствующем уровне развития систем управления.

Перспективы развития группировки спутников дистанционного зондирования Земли в России

В статье представлен краткий обзор перспектив развития группировки ДЗЗ России.

Особенности системы управления самолетом Airbus А320

В данной статье рассмотрены конструктивные и эксплуатационные особенности системы управления самолета Airbus A320. Рассмотрены особенности работы электродистанционной системы в пассажирском авиалайнере, а также преимущества и недостатки внедрения дан...

Анализ современных систем головного освещения транспортного средства

В данной статье рассматривается необходимость в создании устройства, имеющих еще большую эффективность. Говорится о важности создания микроконтроллерной системы автоматической регулировки фар для бесплотного грузового транспорта и выработка рекоменда...

Похожие статьи

Системы предотвращения столкновения самолетов в воздухе

В статье рассматриваются особенности назначения систем предотвращения столкновений самолетов в воздухе, применение в отечественной авиации, а также перспективы их развития.

Анализ средств наблюдения применяемых для контроля за наземным движением на рабочей площади региональных аэродромов и управления им

В статье автор анализирует применение средств наблюдения для контроля и управления за наземным движением на рабочей площади региональных аэродромов.

Роль юстировки РЛС наблюдения КО в условиях усложняющейся космической обстановки (кластерные запуски КО)

В статье приведен обзор состоявшихся и планируемых кластерных запусков ИСЗ на околоземные орбиты. Рассмотрено влияние усложнившейся космической обстановки на функционирование РЛС дальнего обнаружения, перечислены возможные меры для повышения качества...

Аналитика значимых инцидентов информационной безопасности в первом полугодии 2022 года и меры противодействия им

В статье рассматриваются значимые происшествия в сфере кибербезопасности, последствия, результаты их расследования и предлагаемые пути повышения информационной безопасности.

Обзор мобильных роботов, использующих бортовые системы навигации для автономного планирования пути к заданной цели

Проведён краткий обзор мобильных роботов, используемых в сфере обеспечения безопасности, в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания, таких как: LAURON 5, iC Hexapod, BoniRob и BigDog. Сформулированы главные принципы организации системы управления дв...

Аварийный авиационный радиобуй

В статье рассмотрена система сообщения поисковым службам о авиационной катастрофе (авиационной аварии).

К вопросу о системах управления беспилотными воздушными судами

В статье приведен краткий анализ состояния систем управления БВС, рассмотрены проблемные вопросы. Выделены тенденции развития систем управления БВС. Сделаны выводы об эффективности применения БВС при соответствующем уровне развития систем управления.

Перспективы развития группировки спутников дистанционного зондирования Земли в России

В статье представлен краткий обзор перспектив развития группировки ДЗЗ России.

Особенности системы управления самолетом Airbus А320

В данной статье рассмотрены конструктивные и эксплуатационные особенности системы управления самолета Airbus A320. Рассмотрены особенности работы электродистанционной системы в пассажирском авиалайнере, а также преимущества и недостатки внедрения дан...

Анализ современных систем головного освещения транспортного средства

В данной статье рассматривается необходимость в создании устройства, имеющих еще большую эффективность. Говорится о важности создания микроконтроллерной системы автоматической регулировки фар для бесплотного грузового транспорта и выработка рекоменда...

Задать вопрос