В статье автор рассматривает актуальные проблемы обучения сотрудников ведомственных учреждений психологической готовности к производству выстрела, анализирует психическое состояние стрелка во время производства выстрела. Приводит основные психологические состояния стреляющего. Представляет внутреннее состояние стрелка во время производства выстрела и приводит способы стабилизации данного состояния. В статье рассматриваются основные способы приведения стрелка в психологическую готовность перед выстрелом., приводятся основные пути решения по повышению эффективности производства выстрела.
Ключевые слова: готовность, обучение сотрудников, производство выстрела.
Как правило, опытные инструкторы и стрелки относят стрельбу (как практическую, так и спортивную) к психологическим видам спорта. Следует понимать, что действия, производимые с оружием, как во время выстрела, так и при подготовке к нему — это не только периферически-моторный процесс, но и психически регулируемая деятельность. На наш взгляд психологические аспекты при стрельбе отображают большой удельный вес в общем объеме работы стрелка. Именно от психологической подготовки стрелка зависит и качество стрельбы.
Рассматривая психические состояния, можно разделить их на личностные и ситуативные. Личностные — это те, которые проявляются у конкретного человека. Ярким примером может служить боязнь стрелка, что ствол при выстреле разорвется, тем самым, повредив стреляющему руки. Вследствие данной проблемы стрелок не сможет уверенно производить прицельные выстрелы, так как при подготовке и проведении их у стреляющего будет возникать стрессовое состояние, которое в свою очередь даст начало психологическим факторам, таким как «сдергивание», моргание при выстреле, тремор в руках [2, с.10].
Ситуативные — это те, которые протекают в зависимости от сложившейся ситуации в определенный промежуток времени. Примером может стать сильная усталость стрелка. Предположим, что стрелок не спал 24 часа и пришел на тренировку. В руках из-за переутомления появится тремор, мишень при прицеливании начнет расплываться, дыхание станет более частым и тяжелым. Вследствие всего вышеперечисленного стрелок не сможет добиться того результата, который соответствует его уровню.
Эмоции могут оказывать как положительное влияние на стреляющего, так и отрицательное. С одной стороны стрелок может испытывать положительные эмоции: бодрость, жизнерадостность, активность, с другой стороны негативные: стресс, неудовлетворенность. Данные факты неразрывно влияют на стрелка, что позволяет ему сделать качественный выстрел. Положительные эмоции, использованные в неверном ключе, могут также отрицательно повлиять на качественный выстрел, а именно бодрость и легкость могут привести к безответственному выстрелу (попустительскому отношению). Важен настрой и координация при производстве выстрела, даже когда он в хорошем расположении духа.
В свою очередь, стресс оказывает колоссальное влияние на стрелка. По опыту можно сказать, что именно стресс нарушает нормальное течение психических процессов, ухудшает внимание, вызывает сужение сознания, дезорганизует различные двигательные функции. К такой дезорганизации можно отнести, ожидание выстрела. Причинной данной проблемы является страх и тревога, вызванные у каждого из стрелков индивидуально.
Как известно, каждый человек воспринимает мир по-своему. Для людей, которые воспринимают мир в большей степени через визуальное представление предметов («визуалы») причиной возникновения стрессового состояния при стрельбе является вспышка или же резкое и быстрое движение затвора в заднее положение. Для такого типа людей страхом является, как правило, источник зрительного образа. Для того, чтобы избавить «визуала» от возникновения стрессового состояния, необходимо продемонстрировать состояние оружие и его детали, а также привести примеры надежности данного средства и объяснить, что при правильном обращении с ним пользователь не сможет никаким образом навредить себе. Все эти действия помогут данному человеку предать больше уверенности при обращении с оружием [2, с.98].
Следующий тип людей, это те, кто воспринимает окружающий их мир благодаря звукам — «аудиалы». Естественно, для данного типа основным источником стресса при стрельбе является громкий звук. Для того, чтобы не допустить возникновения стресса для данного типа стрелков, необходимо снизить уровень шума, который возникает при выстреле. С этим в полной мере смогут справиться беруши или специальные наушники.
И последний тип — «кинестетики». Для данного типа людей свойственно восприятия мира при помощи ощущений и чувств. Если продемонстрировать стрелку, что после выстрела не возникает никаких болевых ощущений, а запах пороховых газов не причинит ему вреда, то это поможет избавиться от возникновения стрессового состояния при стрельбе.
Однако стоит отметить, что существуют и другие факторы, которые способствуют возникновению неблагоприятных психических ситуаций. Во время проведения стрельб могут стать следующие факторы:
1) эмоциональная неустойчивость;
2) психологическая неподготовленность стрелка;
3) ответственность за результат;
4) разговоры на отвлекающие и затрагивающие темы.
5) напряженная обстановка вокруг;
6) психологический аспект давления (получение лучших результатов у других стреляющих.)
Таким образом, изучив особенности нервной системы и тип стрелка, можно составить ему индивидуальную тренировку.
Следует понимать, что стресс может возникать не только в момент подготовки выстрела, но и при его произведении. Ярким примером является «сдергивание». Одни обучающиеся способны легко преодолеть стрессовое состояние и не допустить данной ошибки, а другие — нет. Причина на наш взгляд заключается в том, что стрелок воспринимает выстрел и происходящие при этом процессы как объект страха. По мнению обучающегося преодолеть данный страх можно путем нажатия на спусковой крючок. В данной ситуации стрелок пытается быстрее избавиться от причины возникновения страха, что приводит к «сдергиванию» спускового крючка. Еще одним из возможных факторов предупреждения «сдергивания» спускового крючка можно привести: тренировка нажатия на спусковой крючок в стрелковой галерее с оружия, которым будет проводиться выполнение норматива. Данный тактический прием снизит страх стреляющего на рубеже открытия огня и позволит привыкнуть к пистолету, с которого будет выполняться норматив, ведь учебное оружие и стрелковое имеет существенное различие.
Для того, чтобы избавиться от данной проблемы, следует понять, откуда она берет свое начало. Дело в том, что подсознание стрелка, который только начал заниматься стрельбой, пытается оградить организм человека от негативных раздражающих факторов: отдача, грохот, вспышка и другие. Из этого следует, что борьба со «сдергиванием» заключается в том, чтобы «обмануть» его подсознание и не дать опередить свои намерения. В результате этого, обучающийся сможет плавно и без рывка нажать на спусковой крючок.
Основным источником преодоления негативного воздействия психологических факторов на человека является его воля. Основным условием психологического воспитания стрелка является воспитание его воли, то есть привитие ему качеств, которые позволят в условиях эмоциональной напряженности реализовать свои навыки и умения, которые стрелок приобрел в ходе подготовки. Воля формируется не от трудностей, возникающих у стрелка, а от их преодоления, которое увеличивает способность волевых усилий. Именно волевые качества стрелка должны быть направлены на преодоление трудностей, с которыми стрелок сталкивается на контрольных стрельбах или соревнованиях.
Также было проведено анкетирование среди преподавателей кафедры огневой подготовки Кузбасского института ФСИН России. Резюмируя изложенное, мы пришли к следующим результатам:
1) Психологические факторы при производстве выстрела оказывают в среднем 58 % от всего объема работы при выстреле;
2) 67 % ответили, что при проведении промежуточных аттестаций курсанты показывают результат хуже, чем при проведении на тренировочных упражнениях;
3) 60 % считают, что эмоции играют отрицательную роль при стрельбе.
Подводя итог сказанному, стоит отметить, что в работе были рассмотрены основные психологические состояния, влияющие на стрелковый показатель обучающихся, приведены пути решения для повышения эффективности стрельбы при выполнении упражнений в период промежуточной аттестации и выполнения стрелковых упражнений.
Литература:
- Балуев, А. С. Психологические аспекты, влияющие на результаты при стрельбе из боевого оружия / А. С. Балуев, В. Н. Хомяков // Наука-2020. — 2021. — № 2(47). — С. 10–14.
- Подлиняев О. Л. Эффективная память: учеб. пособие. 8-е изд., испр. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. 199 с.