Влияние процесса обучения стрельбе из табельного оружия на психологическое состояние сотрудников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XLIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2022)

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Горбачева, В. А. Влияние процесса обучения стрельбе из табельного оружия на психологическое состояние сотрудников / В. А. Горбачева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 40-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/468/17616/ (дата обращения: 16.12.2024).



В процессе выполнения упражнений учебных стрельб сотрудники УИС пребывают в амбивалентных психологических состояниях, причем даже у одного и того же человека они могут изменяться в зависимости от различных условий, что же говорить об индивидуальных различиях стрелков. В любом случае процесс стрельбы для любого сотрудника является стрессовым фактором, влекущем за собой проявление вредных стрелковых рефлексов. С целью преодоления данных рефлексов применяются педагогические техники, физическая нагрузка, комплекс практических мероприятий с использованием идеомоторной тренировки, учет модальности внутреннего опыта и морально-психологическая подготовка.

Во время прохождения службы в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС) одним из важнейших направлений подготовки и оценки профессиональной деятельности пенитенциарных сотрудников является дисциплина «Огневая подготовка». Данная дисциплина предполагает не только овладение теоретическими знаниями, но и приобретение эффективных навыков меткой стрельбы при выполнении упражнений учебных стрельб «Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников УИС» (далее — «Курс стрельб»).

Стрельба из огнестрельного оружия представляет собой стрессовую ситуацию для любого человека, для сотрудников пенитенциарной системы данный стресс удваивается в связи с тем, что

результаты стрельб влияют на дальнейшую судьбу сотрудника. В процессе обучения в ведомственных учебных заведениях курсанты по результатам выполнения упражнений учебных стрельб подвергаются оценке со стороны профессорско-преподавательского состава. В случае прохождения службы в учреждениях у пенитенциарных сотрудников по результатам контрольных стрельб оценивается уровень огневой подготовки в рамках служебно-боевой подготовки на годовых, полугодовых и квартальных зачетах, что в совокупности с изначальным стрессовым состоянием является мощным психотравмирующим фактором.

Отдельным составным элементом психологического состояния стрелка является его индивидуальность (темперамент, характер и др.). Особенно актуально учитывать индивидуальные особенности стрелка при выявлении причин совершаемых ошибок и поиска путей их искоренения [6, с. 117]. Сотрудникам УИС во время стрельбы свойственны следующие группы полярных психологических состояний, возникающих в зависимости от свойств его личности:

1) сотрудники могут проявлять как активность, жизнерадостность, бодрость, так и усталость, безразличие, неудовлетворенность;

2) стрелки могут быть решительными, уверенными в себе или же испытывать боязнь, тревогу, страх [4, с. 183].

3) Приведем факторы, мешающие достичь стрелку психологической готовности:

4) боязнь, тревога и страх (эти чувства затормаживают нервную систему обучаемого и вызывают состояние излишней напряженности психики и всех систем организма);

5) слабая физическая подготовка (не позволяет уверенно обращаться с оружием, особенно если стрелки — женщины);

6) отсутствие уверенности в улучшении результатов стрельбы и в закоренелости своих ошибок (характерно для стрелков, имеющих небольшой опыт обращения со стрелковым оружием);

7) недостаточная мотивация (характерно для обучаемых в возрасте до 25 лет) [6, с. 117–118].

Внешне эмоциональные состояния проявляются в изменении мимики, дыхания, движений, походки, интонации. Оптимальное психическое состояние стрелка обычно характеризуется активизацией восприятия, внимания, уверенностью в своих силах, способностью свободно управлять мыслями, стремлением получить высокий результат.

Психические состояния делятся на ситуативные (возникающие только в определенных условиях) и личностные (являющиеся свойством личности). Известны случаи, когда данные состояния проявляются одновременно, тогда стрессовая ситуация возрастает в несколько раз. Важно при решении этой проблемы выявить предрасположенность у стрелка к тому или иному психическому состоянию.

Для одних выстрел и процессы, связанные с ним, воспринимаются как объект страха, который можно «победить» путем нажатия на спусковой крючок, а другие воспринимают выстрел как угрозу. Первая категория стрелков, нажимая на спусковой крючок, «побеждают» страх, избавляются от него, думая, что источник страха таким образом исчезнет и ничего страшного в этом нет. Представители второй категории думают, что стрелять из пистолета все равно придется и процессы, связанные с выстрелом, снова и снова будут повторяться. Вследствие этого перед занятиями по огневой подготовке у сотрудников УИС нарастает состояние беспокойства, стрессового напряжения, что в конечном итоге приводит к вхождению в тревожное состояние или состояние страха обучаемых [4, с. 183–184].

До применения оружия сотрудник находится в спокойном стабильном состоянии, в то время как к моменту выстрела его эмоциональное напряжение усиливается, при этом в мышечной системе увеличивается тремор, учащается пульс, поднимается артериальное давление крови, а острота ощущений и восприятия заметно снижается. Если эти изменения превышают оптимальный уровень или возникают несвоевременно, то они приводят к появлению множества ошибок при производстве выстрела [2, с. 25— 26]. Выделяют следующие ошибки сотрудников УИС во время стрельбы: «ожидание выстрела»; «ошибка затягивания выстрела»; «потеря мушки» [2, с. 25–27].

С целью преодоления ошибок выполнения учебных стрельб разработаны перспективные и оперативные способы, основанные на положениях идеомоторной тренировки (сознательное представление техники конкретных движений).

К перспективным способам относятся:

1) увеличение времени устойчивости стойки стрелка, правильность хвата оружия и управление спусковым крючком (идеомоторно-мысленно);

2) увеличение проведений занятий стрельбы «вхолостую» на согласованность устойчивости и управления спускового крючка без прицеливания по белому листу или по

3) мишени на необходимое расстояние для стрельбы;

4) стрельба по белому листу на кучность.

5) К оперативным способам преодоления вышеназванных ошибок, которые приводят к нормализации состояния стрелка, относятся:

6) отвлечение мыслей от момента выстрела и сосредоточенность на нажиме на спусковой крючок;

7) специальное затягивание выстрела;

8) управление силового воздействия на спусковой крючок во время стрельбы;

9) представление предельно стрессового состояния, например, при угрозе для жизни, и сопоставление его с имеющимся напряжением при стрельбе [2, с. 25–27].

A. A. Гофман и М. Д. Храмова отмечают, что во время стрельбы необходимо: во-первых, преодолеть страх перед оружием, быть уверенным в его надежности и точном попадании; во-вторых, быть уверенным в своих силах и в самом себе; в-третьих, больше уделять времени тренировке без патрона; в-четвертых, анализировать допущенные ошибки [3, с. 11 —12].

Ряд авторов (Д. В. Пестриков, H. A. Полянин, Е. В. Пентяшин) отмечают, что при выполнении учебных стрельб в искусственно создаваемых дискомфортных условиях возникает привыкание лишь к внешним раздражителям и притупление внимания к ним. В связи с этим, по мнению авторов, стреляющие должны производить стрельбу все одновременно и не закрывать уши (наушниками, ватой, гильзами). Авторами предлагается смоделировать физическое состояние сильного волнения путем применения силовых нагрузок непосредственно перед выполнением упражнений «Курса стрельб» (кроме контрольных стрельб и участия в соревнованиях), включающих комплекс физических упражнений (предложенный Е. Б. Ефимовым и Ю. Н. Буряком): во-первых, челночный бег 30–50 м; во-вторых, 10–15 глубоких приседаний с прыжком вверх; в-третьих, 10–15 отжиманий в упоре лежа с хлопком ладонями. Подобная нагрузка сбивает дыхание, закачивает верхний и нижний пояс, происходит потеря устойчивости, снижается прицельность стрельбы. В созданной стрессовой ситуации волевой компонент сходит на нет и руки автоматически выполнят все необходимые действия в сокращенное время [7, с. 63].

Р. А. Кудрявцев и В. В. Белевцев отмечают, что для обучения стрелков необходимому психологическому состоянию для стрельбы обстановка на занятиях должна располагать к творческой, последовательной и результативной работе. Диалог преподавателя (инструктора) с обучаемым должен строиться на доверии. Данная обстановка на занятии необходима для достижения психологического состояния стрелка, при котором он, при косвенном участии преподавателя (инструктора), сам контролирует свои действия, зная, какой он должен получить результат. Контроль правильности своих действий отвлекает стрелка от производства и ожидания выстрела, а также от других психологических переживаний, негативно влияющих на качество стрельбы [6, с. 118–119].

Одним из важнейших условий формирования меткой стрельбы является психологическая подготовка, содержание и методические приемы которой изменяются по мере увеличения подготовленности стрелка. На начальном этапе обучения стрельбе сотрудников УИС, не имеющих за плечами опыта стрельбы из огнестрельного оружия, такая подготовка направлена в основном на преодоление ошибочных стрелковых рефлексов; в период совершенствования стрелка формируются конкретные качества, необходимые для достижения вершин мастерства [4, с. 183].

Таким образом, следует отметить, что во время стрельбы сотрудники УИС испытывают как конструктивные, так и деструктивные психологические состояния. В целом сам процесс выполнения упражнений «Курса стрельб» служит условием для возникновения стрессового состояния, с вытекающими из него эмоциональной нестабильностью, напряженностью, волнением, тревожностью и другими негативными эмоциональными проявлениями, выступающими в совокупности условиями ошибок, которые сотрудники УИС допускают во время стрельб. С целью выбора путей преодоления вредных стрелковых рефлексов необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности личности стрелка, степени их развития и умения подчинить их своей воле, в том числе и уровень общего физического развития.

Литература:

  1. Краснокутский Д. Н., Тимошенко Л. И. Использование пейнтбольного и страйкбольного оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сб. материалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.
  2. Кудрявцев Р. А. Формирование психологической готовности курсантов вузов МВД России к правомерному применению огнестрельного оружия // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел России: сб. материалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.
  3. Кудрявцев Р. А. Структура личностного самосознания студента // Семья. Общество. Государство: история и современность: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием). Ставрополь, 2014.
  4. Тарасов В. А., Кудрявцев Р. А., Тимошенко Л. И., Малофей А. О. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Философия права. 2015. № 2.
  5. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке: сб. материалов VI межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013.
  6. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. Некоторые особенности соблюдения мер безопасности при проведении стрельб с сотрудниками полиции подразделений специального назначения // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для ОВД: сб. материалов VIII межвуз. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2015.
  7. Тимошенко Л. И. Организационные формы обучения в высшей школе // Физическая культура в профессиональном образовании учащихся высшей школы: сб. материалов II Всерос.науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. Н. Кашина, А. В. Шульженко. Ставрополь, 2015.
  8. Находкин Е. Н., Головинский И. В., Кущев П. М. Основания и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции: учеб. пособие. Ставрополь, 2014.