Влияние возрастно-психологических особенностей на жизнедеятельность человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 04.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Чиник, А. О. Влияние возрастно-психологических особенностей на жизнедеятельность человека / А. О. Чиник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/548/120111/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируются возрастно-психологические особенности, оказывающие прямое и косвенное влияние на жизнедеятельность человека. В рамках работы раскрываются подходы к типологизации данных особенностей, а также обосновываются критерии, по которым отдельные особенности следует выделять в качестве ключевых. Делается вывод о необходимости большего учета возрастных факторов в рамках жизнедеятельности человека

Ключевые слова: психология, самореализация, философия, возраст, жизнедеятельность.

Говоря о возрастно-психологических особенностях, оказывающих влияние на жизнедеятельность человека, следует рассматривать их в контексте отдельных черт характера, определяющих поведение индивида на определенном этапе его жизни. Психологическо-возрастные особенности личности, как и самореализация, также попадали под пристальное внимание исследователей, что привело к формированию их распространенной классификации: сангвинические, меланхолические, холерические и флегматичные.

Впоследствии, данная классификация была дополнена Г. Хеймансом эмоциональностью, активностью и первичной функцией, у каждой из которой есть антиподы — безэмоциональность, пассивность и вторичность. Индивиды, обладающие первичными психологическими особенностями, проявляют реактивную реакцию на внешние раздражители, при этом, также быстро успокаиваясь. Напротив, у индивидов с противоположными, вторичными качествами, реакция на раздражители будет медленно, постоянно усиливающейся, что приводит к такому же медленному угасанию эмоций. В дополнение с основными психолого-возрастными особенностями, данные качества образуют новые характеристики личности: увлекающуюся, аморфную, апатичную, нервную и сентиментальную [7].

Значительный вклад в понимание возрастно-психологических особенностей и их влияния на жизнедеятельность внес С. Берт, разработав концепцию факторных особенностей, путем анализа поведения детей 9–12 лет. Исследователь включил в разработанную им классификацию ряд качеств вместе, по примеру Г. Хейманса, с их антиподами:

– Фактор 1. Общую эмоциональность — эмоциональную неустойчивость;

– Фактор 2. Экспрессивные эмоции — заторможенные эмоции;

– Фактор 3. Положительные эмоции — отрицательные эмоции.

В данном случае, С. Берт делал больший акцент на эмоциональную составляющую психолого-возрастных характеристик индивида, для определения модели его поведения.

В свою очередь, исследования С. Берта были дополнены Дж. Гилфордом, который ввел 13-факторную теорию для определения способностей индивида. Данная теория включает в себя следующие компоненты и их противоположности:

1) Общая активность — пассивность (отражает степень активности индивида, его вовлеченность в разнообразные процессы и скорость принятия решений);

2) Доминантность — отсутствие доминации (отражает возможность индивида преобладать над другими, отстаивать и навязывать свою точку зрения);

3) Мужество — отсутствие мужественности (отражает готовность индивида претерпевать внешнее давление, уровень дисциплины, самоконтроль);

4) Уверенность — отсутствие уверенности (отражает уверенность индивида в собственных силах, отсутствие необходимости одобрения со стороны других, и ряд иных параметров);

5) Спокойствие — беспокойство (отражает реакцию индивида на внешние раздражители, способность оставаться спокойным вне зависимости от обстоятельств);

6) Общительность — необщительность (отражает степень готовности и желание человека взаимодействовать с окружающими);

7) Рефлексивность — отсутствие рефлексии (отражает степень поглощения индивидом самоанализом, размышлениями);

8) Депрессия — отсутствие депрессии (отражает подверженность индивида негативным проявлениям своей психики, изменчивость настроения);

9) Эмоциональность — безэмоциональность (отражает степень проявления и глубину эмоций индивида);

10) Сдержанность — несдержанность (отражает чувство сдержанности у индивида и его возможности не проявлять не подходящие к ситуации эмоции);

11) Беспристрастность — пристрастность (отражает возможность индивида объективно оценивать свои возможности и окружающую среду, не отдавать предпочтения той или иной точке зрения);

12) Доброжелательность — недоброжелательность (отражает специфику взаимодействия индивида к окружающим);

13) Терпимость — нетерпимость (отражает степень доверия индивида к обществу, учет интересов других) [6].

Несмотря на проработанность широкого спектра психологических характеристик, в качестве недостатка исследований Дж. Гилфорда следует отметить придание им самостоятельного статуса для каждого спектра. Тем не менее, как из сущности представленных характеристик, так и из иных исследований следует, что данные факторы тесно связаны друг с другом, предопределяя поведение индивида. На это же обстоятельство ссылалась и

К. Лоуэлл, которая провела анкетирование студентов вузов, и создавшая несколько отличную классификацию из следующих факторов:

– Фактор 1. Вспыльчивость — сдержанность;

– Фактор 2. Реализм;

– Фактор 3. Эмоциональность;

– Фактор 4. Социальная адаптируемость [8].

Примечательно, что указанные факторы никак не пересекались друг с другом, образуя самостоятельные условия при поведении индивида в отдельно взятых ситуациях. Примерно тех же результатов добился и

Л. Тэрстон, введя, после дополнения предыдущих исследований, семь факторов, к которым отнес активность, энергичность, импульсивность, доминантность, стабильность, социальность и рефлексию индивида, которые также не пересекаются друг с другом [5].

Вышеизложенное позволяет заключить, что, как и в случае с самореализацией, у исследователей не сложилось единого взгляда на сущность психолого-возрастных особенностей, оказывающих непосредственное влияние на жизнедеятельность индивида. Тем не менее, ряд факторов поддается анализу, что позволяет установить общие черты, которые предопределяют поведение человека. В связи с этим, особую актуальность приобретают исследования, которые смогут дополнить традиционные подходы к восприятию особенностей поведения индивида.

Обращаясь к отечественным работам, определяющим психолого-возрастные особенности индивида, следует отметить структурно-функциональный подход, применяемых рядом исследователей, в рамках которого были выявлены такие свойства как:

1) Интроверсия-экстраверсия;

2) Импульсивность-рефлексию;

3) Активность-реактивность;

4) Эмоциональную устойчивость;

5) Тревожность [1].

Данные качества пересекаются с выводами зарубежных исследователей о свойствах индивида, определяющих его поведения, и представляют, на сегодняшний день, одну из обоснованных оценок факторов, оказывающих влияние на поведение человека.

Хотя есть исследования, которые предпочитают ограничивать деятельность индивида ограниченным перечнем характеристик (например, в работах В. Д. Небылицина в качестве доминирующих характеристик выступают активность и эмоциональность), следует признать, что они в любом случае затрагивают обширный перечень психологических особенностей, лишь переформатируя их классификацию, и создавая иерархические структуры, доминирующие в поведении индивида.

Особую ценность, в связи с этим, приобретают уточняющие исследования, которые предлагают рассматривать возрастно-психологические особенности индивида в контексте одной характеристики, но в разных проявлениях, например, в психомоторной, интеллектуальной, волевой и коммуникативной сферах, которые позволяют углубить понимание индивидуальных особенностей поведения человека [3]. Кроме того, приобретает актуальность вопрос об обоснованности отношения той или иной характеристики к возрастно-психологическим особенностям личности. Так как представляется необходимым определить ключевые возрастно-психологические характеристики, оказывающие наибольшее влияние на жизнедеятельность человека.

В первую очередь, важно, чтобы избираемые характеристики должны быть связаны с рефлексией человека, которая влечет за собой постановку целей, задач, выбор стратегии поведения в различных условиях, а также устанавливает мотивы. Данное условие является обязательным в контексте самореализации, так как рассматриваемый процесс в своей основе предполагает самоанализ, вне зависимости от того, предшествовал ли он осуществляемой деятельности, или замыкал её.

В качестве второго критерия следует выделить взаимосвязь между избранными возрастно-психологическими характеристиками и продуктивной жизнедеятельностью человека. Следует учитывать, что не вся жизнедеятельность человека связана с самореализацией. В связи с этим, необходимо учитывать только те характеристики, которые прямо или косвенно (то есть даже вне зависимости от принятия сознательного решения) сопутствуют осуществлению продуктивной деятельности.

В качестве третьего условия необходимо обозначить регулярность проявления возрастно-психологических характеристик, сопутствующих деятельности индивида. В таком случае, можно быть уверенным, что конкретная особенность поведения личности связана с его психологическим портретом. Кроме того, эпизодичность проявления возрастно-психологических характеристик в специфичных ситуациях может больше никогда не повториться, что позволяет судить о неповторимости проявления отдельных качеств. Следственно, их влияние на самореализацию также будет минимальным. Представляется возможным говорить о реальном влиянии эпизодичных характеристик на жизнедеятельность человека только в том случае, если они повлияли на оформление психологического портрета человека, а пережитой опыт предопределяет дальнейшее поведение индивида.

В качестве дополнительного критерия к регулярности проявления возрастно-психологических характеристик также можно добавить повсеместность, то есть постоянное их проявление в отдельных видах жизнедеятельности. Но, представляется, что данный критерий, в зависимости от точки зрения различных исследователей, может как выступать составной частью названного критерия, так и обладать несколько самостоятельной сущностью [4]. В рамках рассматриваемой проблематики это не имеет существенного значения.

Также представляется дискуссионным вопрос о включении наследуемости в перечень возрастно-психологических характеристик, определяющих поведение индивида. По мнению части исследователей, психологические характеристики являются наследуемыми, что позволяет утверждать об их существенном влиянии на жизнедеятельность индивида [2]. Тем не менее, маловероятно, что данные обстоятельства следует учитывать в качестве ключевых, при определении возрастно-психологических характеристик индивида. Не следует отрицать большое влияние наследственности на поведение человека. Но представляется затруднительным ответить, какие именно характеристики представляются наследуемыми, и переданными предками человека, а какие приобретенными или прямо противоречащими им, из-за особенностей воспитания. В связи с этим, представляется нецелесообразным относить рассматриваемый критерий к условиям определения возрастно-психологических характеристик.

Подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что в систему возрастно-психологических особенностей индивида, оказывающих влияние на его жизнедеятельность, следует включить:

1) Интроверсия-экстраверсия;

2) Импульсивность-рефлексию;

3) Активность-реактивность;

4) Эмоциональную устойчивость;

5) Тревожность.

Остальные характеристики представляются либо входящими в данный перечень, либо второстепенными по отношению к ним, в зависимости от позиции исследователя. Несмотря на наличие множества точек зрения на рассматриваемый объект, следует признать, что возрастно-психологические особенности также выступают в качестве системного явления, характер которого необходимо учитывать при определении индивидуального подхода в рамках самореализации человека.

Литература:

  1. Вяткин Б. А. Полисистемное исследование индивидуальности человека / Б. А. Вяткин. — М.: Изд-во «ПЭР СЭ». — 2005. — 384 с.
  2. Крупнов, А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера / А. И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. — М.: УДН, 1994. — С. 5–12.
  3. Крупнов А. И. Психологическая природа различных составляющих черт характера // Вестник РГНФ. — М., 1997. — № 2.
  4. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — Москва-Воронеж: Модэк, 1996. — 446 с.
  5. Небылицын, В. Д. Электрофизиологические корреляты умственной активности / В. Д. Небылицын, В. Д. Мозговой // Журн. высш. нерв. деят. — 1972.- Т.22. — № 5. — С. 899–906.
  6. Небылицын, В. Д. К проблеме мозговых механизмов психической активности / В. Д. Небылицын // Избранные психол.труды. — М.: Педагогика, 1990 — С.360–367.
  7. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. — М.: Наука, 1976. — 336 с.
  8. Небылицин В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. — М. Воронеж, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): характеристика, жизнедеятельность человека, поведение индивида, особенность, качество, поведение человека, возможность индивида, возрастно-психологическая особенность индивида, жизнедеятельность индивида, Эмоциональная устойчивость.


Похожие статьи

Задать вопрос