Настоящая статья посвящена существующей системе криминалистического учёта гражданского и служебного оружия и патронов к нему с последующей целью использования результатов такой деятельности в ОРД, а именно её анализу, так как каждый год происходит пополнение количества оружия в связи с напряженной ситуацией в мире, в том числе в России, что приводит к пополнению его незаконной продаже с пост криминальными целями. Такая ситуация создает дестабилизирующую обстановку и проблемы в расследовании преступлений, сопряженных с наличием огнестрельного оружия.
Ключевые слова: криминалистический учёт, огнестрельное оружие, патроны, раскрытие преступлений.
This article is devoted to the existing system of criminalistic accounting of civilian and service weapons and ammunition for the subsequent purpose of using the results of such activities in the ORD, namely, its analysis, since every year there is a replenishment of the number of weapons due to the tense situation in the world, including in Russia, which leads to replenishment of its illegal sale from post for criminal purposes. This situation creates a destabilizing situation and problems in the investigation of crimes involving the presence of firearms.
Keywords: forensic accounting, firearms, ammunition, crime detection.
Огнестрельное оружие уже многие годы является средством совершения множества преступлений, в особенности это связано с организацией террористических актов. Субъекты таких преступлений обладают цельными и системными знаниями об оружии, его конструктивных особенностях и порядке логистики, с последующей целью его приобретения. В связи с этим, законодатель занимает правильную позицию относительно оружия, ограничивая и всячески поддерживая системность порядка его обращения в обороте [7].
Важность в раскрытии таких преступлений, в особенности с участием иностранного элемента, в главной степени обусловлен эффективностью информационного хранилища данных, которая обеспечивает деятельность правоохранительных органов.
На сегодня невозможно обработать такой объем информации без цифровых технологий, поэтому важным аспектом в таком вопросе является прозрачность и правильность понимания обработки такой информации, практичный и удобный учет имеющейся информации, которая хранится в соответствующих программных комплексах.
В России с принятием ФЗ «Об оружии» отмечается, что люди активно стараются легально приобрести оружие для удовлетворения законных потребностей. Количество законных владельцев превысило 4 млн. человек, что конечно в дальнейшем способствуют совершению преступлений, связанных с огнестрельным оружием, уровень раскрытия которых остается достаточно низким. В связи с этим правоохранительные органы активно используют достижения современных цифровых технологий при раскрытии и расследовании преступлений различных категорий.
В настоящий момент имеется группа учетов огнестрельного оружия и следов его применения, в которую входят:
– учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий;
– учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия;
– учет самодельного огнестрельного оружия и т. д.
Данные учеты становятся одним из средств решения проблемы раскрытия преступлений в данной области.
На сегодня ОВД и иных уровнях применяется множество различных по содержанию учетов, в связи с этим они дифференцированы в зависимости от видов. В настоящем вопросе главным делением является функциональный уровень формирования, а именно [5]:
– оперативно-справочные;
– розыскные;
– криминалистические;
– оперативные;
Розыскные содержат сведения об объекте учета, выполняя вместе с оперативно-справочной функцией — сравнения установочных данных и сходных внешних описаний.
На такой учет подлежит постановка утраченного и выявленного оружия, а также иное вооружение.
Однако, эффективность процедуры учёта отдельными структурными подразделениями поддается критике. Стоит обратить внимание на правовые положения действия органов, осуществляющих учёт за оружием и патронами к нему в отношении организаций и физических лиц.
Федеральная служба войск национальной гвардии в соответствии с ФЗ «Об оружии» (а также приказом № 239 о ведении документов учёта; приказом № 8 об утверждении административного регламента учёта оружия и патронов и иными приказами) [3] осуществляет учёт как новоприобретённого оружия и патронов, так и движение указанных объектов в обороте [2]. Однако действующая система учета и проверки учёта оружия организаций, обладающих соответствующими лицензиями является существующей проблемой. Для обеспечения деятельности, ФСВНГ ведет учет использованных патронов и их оборот, однако списание патронов проводится в следующем порядке:
- Приказ на стрельбы соответствующей организацией;
- Подача заявки со списком лиц, участвующих в стрельбах;
- Занесение в специализированные бланки учёта организации указанных лиц;
- Заполнение актов списания патронов и т. д.
Ситуация с реализацией указанного порядке является обходимой ввиду получения/приобретения патронов через сторонние пути, с последующей их реализацией. Аналогичная ситуация, только в обратном порядке, происходит со списанием патронов. В указанном выше порядке отсутствует этап накопления стрелянных гильз и учёт таких гильз [4]. Предполагается, что сделано это для облегчения накопления информации, однако такой пробел позволяет в легко создать «мертвые патроны», которые не попадают не под один учёт и являются невидимыми для правоохранительных и контролирующих органов, до момента их использования.
Действующая нормативно-правовая база в части регулирования учетно-регистрационной деятельности правоохранительных, контролирующих органов, а также физических и юридических лиц является противоречивой и несовершенной.
В указанных выше обстоятельствах, предлагается внести в действующие законодательные акты четкую регламентацию порядка функционирования криминалистических учетов, а также их связь с учётной системой иных органов. Информация, содержащаяся в учетах огнестрельного оружия и патронов к нему, а также следов его применения, находит свое применение и в ходе осуществления профилактической деятельности, с целью предотвращения преступлений, связанных с огнестрельным оружием, а также выявления и устранения обстоятельств, способствующих их совершению.
Важным решением существующих проблемы будут являться: оптимизация информационного обеспечения расследования; регистрация сведений об объектах, правомерно находящихся в собственности граждан и организаций, но несущих потенциальную опасность использования в криминальных целях.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 1 марта 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 51, ст. 5681; 2021. № 27, ч. 1, ст. 5141.
3. Об утверждении форм и порядка ведения документов учета оружия и патронов юридическими лицами, имеющими право на приобретение оружия, указанными в пунктах 2–7 статьи 10 федерального закона от 13 декабря 1996 г. n 150-фз «Об оружии», занимающимися для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость: Приказ от 6 июля 2023 г. № 239 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации // Зарегистрировано в Минюсте России 1 сентября 2023 г. № 75059
4. Берова Джульетта Михайловна / К вопросу о значении и возможностях использования в контртеррористической борьбе криминалистических учетов огнестрельного оружия, стреляных пуль и гильз // Общество и право. 2012. № 5 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-znachenii-i-vozmozhnostyah-ispolzovaniya-v-kontrterroristicheskoy-borbe-kriminalisticheskih-uchetov-ognestrelnogo (дата обращения: 13.10.2024).
5. Иван Анатольевич Чубарь Потенциальные возможности использования автоматизированных баллистических идентификационных систем при раскрытии и расследовании преступлений // Вестник экономической безопасности. 2022. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsialnye-vozmozhnosti-ispolzovaniya-avtomatizirovannyh-ballisticheskih-identifikatsionnyh-sistem-pri-raskrytii-i-rassledovanii (дата обращения: 13.10.2024).
6. Капинус Оксана Сергеевна Преступность иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupnost-inostrannyh-grazhdan-i-lits-bez-grazhdanstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.10.2024).
7. Ручкин В. А. Криминалистическая экспертиза оружия и следов его применения: вопросы теории, практики и дидактики. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. С.5.
8. Цуканов А. С. Криминалистические испытания гражданского и служебного оружия и патронов к нему, использование их результатов при формировании справочных учетов ЭКЦ МВД России // Вестник экономической безопасности. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminalisticheskie-ispytaniya-grazhdanskogo-i-sluzhebnogo-oruzhiya-i-patronov-k-nemu-ispolzovanie-ih-rezultatov-pri-formirovanii (дата обращения: 13.10.2024).