Приобретение практических навыков полёта на современной авиационной технике начинается на земле. Основой успешного полета является качественная подготовка на земле, а именно на тренажёрной базе. Поэтому тренажеры играют ключевую роль в обучении курсантов авиационных вузов. Они обеспечивают безопасность, экономичность, а также индивидуальный подход, обратную связь сразу после тренировки, что делает их неотъемлемым инструментом в формировании высококвалифицированных специалистов. С учетом технологического прогресса тренажеры продолжат развиваться, открывая новые возможности для авиационного образования.
Введение
Обучение студентов авиационных учебных заведений представляет собой сложный и многосторонний процесс, объединяющий в себе теоретические знания и практические умения. Учитывая повышенные требования к подготовке пилотов и других аспектов авиационной специализации, использование тренажеров становится неотъемлемой частью учебного процесса. Они способны эмулировать условия полетов, снижать риски и увеличивать уровень безопасности авиационных миссий. В данной статье мы рассмотрим различные типы тренажеров, применяемых для обучения студентов авиационных вузов и летного состава.
Основная часть
Одним из важных аспектов подготовки курсантов является полезность использования тренажеров. Это важно как для самих обучаемых, так и с точки зрения удобства работы с тренажерами. Большое количество студентов проходят обучение на тренажерах, совершенствуя свои навыки, умения работать в команде, сплоченность в сложных ситуациях во время полета. Их работа с тренажерами во время ежедневных учебных занятий является показателем того, что существуют меры для увеличения эффективности тренировочных мероприятий. Необходимость оперативного взаимодействия преподавательского (инструкторского) состава и умения работать с современной аппаратурой позволяет перейти к применению своих навыков на реальных упражнениях в тяжелых погодных, психологических и моральных условиях. Важными аспектами для изучения этой темы являются безопасность обучения.
Безопасность обучения — использование тренажеров, позволяющие обучать курсантов в безопасной среде, избегая высоких рисков, связанных с обучением на реальных самолетах. Такие упражнения на тренажерах помогают студентам отработать навыки принятия решений и минимизировать ошибки в экстренных ситуациях.
Экономическая эффективность — использование тренажеров в обучении пилотов, та как это выгоднее, чем содержание настоящих самолетов. Студенты могут тренироваться на протяжении длительного времени без дополнительных затрат на топливо и техническое обслуживание, что приносит значительные преимущества для учебных заведений.
Современные тренажеры оснащены системами обратной связи, которые позволяют студентам мгновенно видеть результаты своих действий. Это способствует увеличению скорости обучения и позволяет исправлять ошибки на ходу. Инструкторы также могут записывать полеты для анализа действий студентов и выявления областей, где требуется дополнительная проработка.
Персонализированный подход для каждого учащегося, где тренажеры могут быть настроены под индивидуальные потребности очень эффективны при обучении. Путем занятий на тренажере студент может упражняться в сложных маневрах до достижения необходимого уровня навыков.
Авиационный (пилотажный) тренажёр — симулятор полёта, предназначенный для наземной подготовки пилотов. В пилотажном тренажере с помощью специальных моделей, воплощенных в программном обеспечении комплекса тренажера, имитируется динамика полета и функционирование систем воздушного судна.
Рассматривая тренажёры обучения, их можно разделить разные виды:
— Процедурные тренажеры используются для практической отработки процедур подготовки к полету и его выполнения экипажем. В таких тренажерах пульты, инструменты и управляющие элементы часто имитируются на сенсорных мониторах. Процедурные тренажеры не предназначены для обучения навыкам пилотирования, поэтому часто не оснащаются системами визуализации.
— Тактические тренажеры предназначены для тренировок групповых тактических действий. Они объединены в единую сеть с помощью специального интерфейса, который позволяет интегрировать различные типы тренажеров — авиационные, танковые, артиллерийские.
— Комплексные симуляторы предоставляют полную подготовку экипажей к выполнению их функциональных обязанностей в процессе эксплуатации конкретного типа воздушного судна. Обычно они обладают системой подвижности и имеют кабину, имитирующую реальную кабину воздушного судна. На них устанавливают передовые системы визуализации.
Эти симуляторы широко используются для обучения, включая тренажёр для подготовки экипажей самолёта Ил-76 (и его модификаций). Он позволяет проводить тренировку пилотажа в разных режимах полёта, маневрирование и посадку при различных погодных условиях, а также упражнения по неотложным действиям экипажа в экстренных ситуациях полёта и другие обучающие задачи.
Кабина тренажера состоит из двух отдельных модулей, установленных на неподвижных основаниях. Каждый модуль точно соответствует внутренним размерам, интерьеру, оборудованию и расположению приборов и пультов, а также внешнему виду и функциональности кабины самолета Ил-76 и его модификаций. Первый модуль представляет собой кабину летчиков с рабочими местами командира, второго пилота, бортового инженера и бортового радиста, а второй модуль — кабину штурмана. Он имитирует работу всех систем и оборудования самолета в условиях реальной кабины.
Оптико-коллимационная система визуализации тренажера обеспечивает для каждого летчика углы обзора не менее 80° по горизонтали и 30° по вертикали, моделирование района не менее 400 х 400 кв. км с дальностью видимости до 45 км. В кабине штурмана используется система визуализации на основе одноканального компьютерного генератора изображения с LCD монитором. Рабочее место инструктора выполнено как унифицированный модуль, обеспечивающий удобное управление процессом обучения: Назначение сценария тренировки и постоянный контроль за действиями обучаемых; Введение отказов и оперативное изменение текущего сценария упражнения; Проведение визуального наблюдения и контроля за действиями экипажа в кабине симулятора; Проведение анализа занятий после полета; Документирование результатов тренировок и другие задачи.
Заключение
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ничто не сравнится с тренировкой в реальных условиях. Будь то пилоты, управляющие самолетом, или члены экипажа, решающие потенциальные чрезвычайные ситуации на борту, важно иметь эффективную подготовку для освоения навыков воздушного движения. Симуляторы играют важную роль в обучении студентов авиационных учебных заведений. Предоставляя защиту, повышая экономическую эффективность, позволяя индивидуализировать обучение и обеспечивая мгновенную обратную связь, они становятся неотъемлемым инструментом в формировании высококвалифицированных специалистов. С учетом технологических достижений симуляторы будут продолжать развиваться, открывая новые возможности для авиационного образования.
Литература:
- Земляной А. Ф. Пилотирование самолета и ориентация в пространстве: учебное пособие для СПО / А. Ф. Земляной. -2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 236 с.: ил. — Текст: непосредственный.
- Жабров А. А. Теория полета и пилотирование самолета: ДОСААФ, Москва — 1959.-86 с.
- Том 18. Тренажеры и технические средства обучения. Серия: Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. В 18 томах, Издательство: Оружие и технологии