Тренажёры для обучения курсантов и отработки навыков летного состава | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 27.11.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, М. Д. Тренажёры для обучения курсантов и отработки навыков летного состава / М. Д. Лысенко, И. А. Савлюков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119751/ (дата обращения: 17.12.2024).



Приобретение практических навыков полёта на современной авиационной технике начинается на земле. Основой успешного полета является качественная подготовка на земле, а именно на тренажёрной базе. Поэтому тренажеры играют ключевую роль в обучении курсантов авиационных вузов. Они обеспечивают безопасность, экономичность, а также индивидуальный подход, обратную связь сразу после тренировки, что делает их неотъемлемым инструментом в формировании высококвалифицированных специалистов. С учетом технологического прогресса тренажеры продолжат развиваться, открывая новые возможности для авиационного образования.

Введение

Обучение студентов авиационных учебных заведений представляет собой сложный и многосторонний процесс, объединяющий в себе теоретические знания и практические умения. Учитывая повышенные требования к подготовке пилотов и других аспектов авиационной специализации, использование тренажеров становится неотъемлемой частью учебного процесса. Они способны эмулировать условия полетов, снижать риски и увеличивать уровень безопасности авиационных миссий. В данной статье мы рассмотрим различные типы тренажеров, применяемых для обучения студентов авиационных вузов и летного состава.

Основная часть

Одним из важных аспектов подготовки курсантов является полезность использования тренажеров. Это важно как для самих обучаемых, так и с точки зрения удобства работы с тренажерами. Большое количество студентов проходят обучение на тренажерах, совершенствуя свои навыки, умения работать в команде, сплоченность в сложных ситуациях во время полета. Их работа с тренажерами во время ежедневных учебных занятий является показателем того, что существуют меры для увеличения эффективности тренировочных мероприятий. Необходимость оперативного взаимодействия преподавательского (инструкторского) состава и умения работать с современной аппаратурой позволяет перейти к применению своих навыков на реальных упражнениях в тяжелых погодных, психологических и моральных условиях. Важными аспектами для изучения этой темы являются безопасность обучения.

Безопасность обучения — использование тренажеров, позволяющие обучать курсантов в безопасной среде, избегая высоких рисков, связанных с обучением на реальных самолетах. Такие упражнения на тренажерах помогают студентам отработать навыки принятия решений и минимизировать ошибки в экстренных ситуациях.

Экономическая эффективность — использование тренажеров в обучении пилотов, та как это выгоднее, чем содержание настоящих самолетов. Студенты могут тренироваться на протяжении длительного времени без дополнительных затрат на топливо и техническое обслуживание, что приносит значительные преимущества для учебных заведений.

Современные тренажеры оснащены системами обратной связи, которые позволяют студентам мгновенно видеть результаты своих действий. Это способствует увеличению скорости обучения и позволяет исправлять ошибки на ходу. Инструкторы также могут записывать полеты для анализа действий студентов и выявления областей, где требуется дополнительная проработка.

Персонализированный подход для каждого учащегося, где тренажеры могут быть настроены под индивидуальные потребности очень эффективны при обучении. Путем занятий на тренажере студент может упражняться в сложных маневрах до достижения необходимого уровня навыков.

Авиационный (пилотажный) тренажёр — симулятор полёта, предназначенный для наземной подготовки пилотов. В пилотажном тренажере с помощью специальных моделей, воплощенных в программном обеспечении комплекса тренажера, имитируется динамика полета и функционирование систем воздушного судна.

Рассматривая тренажёры обучения, их можно разделить разные виды:

Процедурные тренажеры используются для практической отработки процедур подготовки к полету и его выполнения экипажем. В таких тренажерах пульты, инструменты и управляющие элементы часто имитируются на сенсорных мониторах. Процедурные тренажеры не предназначены для обучения навыкам пилотирования, поэтому часто не оснащаются системами визуализации.

Тактические тренажеры предназначены для тренировок групповых тактических действий. Они объединены в единую сеть с помощью специального интерфейса, который позволяет интегрировать различные типы тренажеров — авиационные, танковые, артиллерийские.

Комплексные симуляторы предоставляют полную подготовку экипажей к выполнению их функциональных обязанностей в процессе эксплуатации конкретного типа воздушного судна. Обычно они обладают системой подвижности и имеют кабину, имитирующую реальную кабину воздушного судна. На них устанавливают передовые системы визуализации.

Эти симуляторы широко используются для обучения, включая тренажёр для подготовки экипажей самолёта Ил-76 (и его модификаций). Он позволяет проводить тренировку пилотажа в разных режимах полёта, маневрирование и посадку при различных погодных условиях, а также упражнения по неотложным действиям экипажа в экстренных ситуациях полёта и другие обучающие задачи.

Кабина тренажера состоит из двух отдельных модулей, установленных на неподвижных основаниях. Каждый модуль точно соответствует внутренним размерам, интерьеру, оборудованию и расположению приборов и пультов, а также внешнему виду и функциональности кабины самолета Ил-76 и его модификаций. Первый модуль представляет собой кабину летчиков с рабочими местами командира, второго пилота, бортового инженера и бортового радиста, а второй модуль — кабину штурмана. Он имитирует работу всех систем и оборудования самолета в условиях реальной кабины.

Оптико-коллимационная система визуализации тренажера обеспечивает для каждого летчика углы обзора не менее 80° по горизонтали и 30° по вертикали, моделирование района не менее 400 х 400 кв. км с дальностью видимости до 45 км. В кабине штурмана используется система визуализации на основе одноканального компьютерного генератора изображения с LCD монитором. Рабочее место инструктора выполнено как унифицированный модуль, обеспечивающий удобное управление процессом обучения: Назначение сценария тренировки и постоянный контроль за действиями обучаемых; Введение отказов и оперативное изменение текущего сценария упражнения; Проведение визуального наблюдения и контроля за действиями экипажа в кабине симулятора; Проведение анализа занятий после полета; Документирование результатов тренировок и другие задачи.

Заключение

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что ничто не сравнится с тренировкой в реальных условиях. Будь то пилоты, управляющие самолетом, или члены экипажа, решающие потенциальные чрезвычайные ситуации на борту, важно иметь эффективную подготовку для освоения навыков воздушного движения. Симуляторы играют важную роль в обучении студентов авиационных учебных заведений. Предоставляя защиту, повышая экономическую эффективность, позволяя индивидуализировать обучение и обеспечивая мгновенную обратную связь, они становятся неотъемлемым инструментом в формировании высококвалифицированных специалистов. С учетом технологических достижений симуляторы будут продолжать развиваться, открывая новые возможности для авиационного образования.

Литература:

  1. Земляной А. Ф. Пилотирование самолета и ориентация в пространстве: учебное пособие для СПО / А. Ф. Земляной. -2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 236 с.: ил. — Текст: непосредственный.
  2. Жабров А. А. Теория полета и пилотирование самолета: ДОСААФ, Москва — 1959.-86 с.
  3. Том 18. Тренажеры и технические средства обучения. Серия: Оружие и технологии России. Энциклопедия XXI век. В 18 томах, Издательство: Оружие и технологии
Основные термины (генерируются автоматически): тренажер, использование тренажеров, обучение студентов, LCD, авиационное образование, безопасность обучения, неотъемлемый инструмент, обратная связь, различный тип тренажеров, экономическая эффективность.


Похожие статьи

Задать вопрос