Роль и место информационно-обучающих тренажеров в боевой подготовке подразделений воздушно-десантных войск
Автор: Пономарев Андрей Юрьевич
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 2155 раз
Библиографическое описание:
Пономарев, А. Ю. Роль и место информационно-обучающих тренажеров в боевой подготовке подразделений воздушно-десантных войск / А. Ю. Пономарев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 204-208. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2757/ (дата обращения: 16.12.2024).
Тактика – это теория и практика подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов Вооруженных Сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе и на море [3, с 123].
Тактическая подготовка является основным и ведущим предметом обучения подразделений и частей воздушно-десантных войск. Она проводится в соответствии с требованиями Боевого устава ВДВ, наставлений, программ боевой подготовки, указаниями старших начальников и должна обеспечивать постоянную и высокую готовность подразделений к ведению активных боевых действий в тылу противника в любое время года и суток, выработку у десантников высоких морально-боевых качеств и непреклонной воли к победе [3, с 125].
Результатом обучения является усвоение обучаемыми систематизированных знаний, формирование у них необходимых умений и навыков обеспечивающих качественную подготовку личного состава и вооружения к боевому применению и его эффективное использование в различных условиях современного общевойскового боя.
Усвоение знаний, формирование умений и навыков происходит в рамках педагогического воздействия обучающих на обучаемых, в полном соответствии с педагогическими закономерностями, принципами, формами и методами обучения. Именно поэтому тактическая подготовка должна рассматриваться как непрерывный педагогический процесс, протекающий в рамках педагогической системы – системы тактической подготовки.
Под системой тактической подготовки следует понимать совокупность взаимосвязанных элементов, средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния, направленного на формирование у обучаемых необходимого уровня обученности и достижение целей и задач подготовки специалистов разного уровня [8, с 49]. Элементы педагогической системы диалектически связаны между собой и постоянно влияют друг на друга. Структура педагогической системы тактической подготовки показана на рисунке 1.
Рассмотрение обучения в виде процесса, протекающего в рамках педагогической системы, позволяет проводить его исследования, как целостного педагогического явления включающего и материально-техническую сторону обучения.
Рис. 1. Структура педагогической системы тактической подготовки
К настоящему времени в ВДВ в целом сложилась система тактической подготовки, обеспечивающая поддержание боевой готовности соединений и частей. Она содержит в себе многолетний положительный опыт, который практически применяется для организации боевой подготовки войск. В соответствии с методическими рекомендациями обучение должно обеспечивать формирование, поддержание на требуемом уровне и совершенствование знаний, навыков и умений, позволяющих военным специалистам качественно выполнять функциональные обязанности в процессе боевой работы и эксплуатации вооружения и военной техники в обычных и стрессовых ситуациях.
Индивидуальное обучение военных специалистов, а также слаживание войсковых формирований производится с использованием штатного ВВТ и оборудования учебных объектов учебной базы.
Учебный объект – совокупность средств обучения различных видов и назначения, специализированных зданий, помещений, а также оборудованных районов или участков местности и сооружений для проведения занятий по видам боевой подготовки, в соответствии с программами боевой подготовки и методиками подготовки родов войск. Учебные объекты разделяются по видам боевой подготовки (огневая, тактическая, вождение) и являются элементами полевой, приказарменной или мобильной учебной базы.
Учебный объект является основным составным элементом учебной базы. В состав учебных объектов, в зависимости от предназначения, могут входить различные элементы. Основным элементом учебного объекта и материальной основой процесса обучения являются средства обучения – носители учебной информации. Структура такого учебного объекта представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура учебного объекта тактической подготовки.
Информационно-обучающие тренажеры являются составной частью системы средств обучения тактической подготовки. Они предназначены для формирования у обучаемых практических знаний (знания алгоритма действий - ЗА), формировании у них необходимых умений (умения действовать по заданным алгоритмам УА) и навыков (умение действовать творчески - УТв) подготовки и применения вооружения в различных условиях его эксплуатации, а также для восстановления утраченных навыков. Такие знания, умения и навыки приобретаются обучаемыми в ходе различного вида тренировок, сначала с использованием простейших УТС, затем тренажеров и тренажерных комплексов, а затем и образцов ВВТ.
В психолого-педагогическом плане обучение с использованием ОИТ – это активный процесс взаимодействия руководителя, комплекса ИОТ и обучаемого. В ходе обучения происходит приобретение обучаемым новых или совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков с заданным уровнем качеств. Занятия на ИОТ проводятся для выработки первоначальных навыков в действиях при оружии (вооружении) и в решении тактических и огневых задач, в управлении подразделениями в различных видах боя, их закрепления и развития перед полевым выходом или перед проведением учений и тренировок. В последующем занятия на тренажерах проводятся для поддержания практических навыков в управлении подразделениями.
В ходе занятий по тактической подготовке помимо специализированных средств обучения используются образцы вооружения и боевой техники. Однако необходимо отметить, что образцы ВВТ различных групп эксплуатации (боевой, строевой, учебно-боевой и учебно-строевой) не могут считаться учебно-тренировочными средствами, так как входят в состав системы вооружения войскового формирования и создаются не для обучения личного состава, а для выполнения боевых задач.
Использование ИОТ в процессе тактико-огневой подготовки значительно сокращает затраты моторесурсов, горючего и других материальных средств на обучение, способствует сохранению дорогостоящей техники, ускоряет приобретение обучаемыми прочных знаний, умений и навыков.
Отличительными особенностями ИОТ являются:
необязательность абсолютно полной имитации всей боевой машины (например, для отработки навыков прицеливания для стрельбы из танка необязательно иметь у ИОТ двигатель, гусеницы), в связи с чем изготовление ИОТ обходится значительно дешевле штатной техники;
возможность создания ИОТ с большей долговечностью, чем штатная техника, что повышает число циклов полезной работы и снижает стоимость одного цикла;
повышенная чувствительность ИОТ к качеству выполнения задачи обучаемыми, которая достигается установкой на них специальных датчиков и приборов для контроля действий обучаемых;
способность воспроизвести большое количество ситуаций, встречающихся в практической деятельности военнослужащих.
Все ИОТ тактической подготовки можно разделить на три основные группы:
тренажеры для воспроизведения двигательных действий (ММГ, тренажер наводчика-оператора боевой машины);
тренажеры для подготовки экипажей, расчетов (тренажеры для подготовки экипажей боевых машин);
комплексные УТС (тренажерные комплексы тактико-огневой подготовки для подготовки отделений, взводов, рот и штаба батальона).
Ввиду вышеизложенного, исследование проблем разработки перспективных ИОТ тактической подготовки должны основываться на том понимании, что они являются составным элементом процесса тактической и огневой подготовки. Именно поэтому все вопросы совершенствования ИОТ должны быть тесно взаимоувязаны с развитием всех элементов системы тактической подготовки и факторов, влияющих на совершенствование тактической подготовки. Только системное решение задачи совершенствования всех элементов педагогической системы тактической подготовки, может позволить создать ИОТ, обеспечивающих выполнение целей и задач тактической подготовки.
Все попытки повышения эффективности образовательного процесса только на основе совершенствования отдельных элементов педагогической системы (например, только средств обучения) заведомо обречены на неудачу. Ввиду этого разработка новых средств обучения должна начинаться с разработки учебно-методических (дидактических) требований к ним. Разработка этих требований должна проводиться специалистами в области обучения и организации боевой подготовки войск по определенным правилам.
Анализ ИОТ тактической подготовки показал, что они являются составной частью педагогического процесса тактической подготовки. Целью этого процесса является обучение военнослужащих определенным знаниям, умениям и навыкам. Общие педагогические принципы обучения позволяют определить основные закономерности развития ИОТ, как составной части системы средств обучения и составной части педагогического процесса тактической подготовки.
Основной закономерностью развития ИОТ является соответствие их дидактических и технических возможностей задачам обучения в системе тактической подготовке. Постоянно происходящее уточнение задач обучения, ввиду совершенствования тактики парашютно-десантных (десантно-штурмовых) подразделений, изменения способа комплектования частей и подразделений ВДВ, изменение организационно-штатной структуры, поступление на вооружение новых, более сложных образцов ВВТ, требует наличия соответствующих (разработки новых или совершенствования существующих) ИОТ.
Для подготовки военнослужащих различных специальностей частей и подразделений ВДВ должны создаваться такие ИОТ, которые полностью обеспечат их обучение до установленного уровня, поддержание необходимых умений и навыков и их восстановление в случае необходимости.
Современные ИОТ, основанные на использовании компьютерной техники, являются сложными программно-техническими устройствами. Значительное развитие новых информационных технологий настоятельно требует использования новейших достижений в области компьютерного моделирования, аудио-визуализации среды и фоно-целевой обстановки, средств передачи информации в создании перспективных ИОТ. Ввиду этого, ещё одной закономерностью развития ИОТ следует считать зависимость уровня их совершенства от использования в них новейших достижений информационных технологий.
ИОТ являются составной частью системы средств обучения, обеспечивающих формирование у обучаемых необходимых умений и навыков. При этом следует иметь в виду, что средства обучения это материальные объекты, обеспечивающие педагогическое воздействие на обучаемых. Разработка ИОТ с новыми дидактическими возможностями должна, прежде всего, основываться на требованиях педагогики и психологии обучения. Исходя из этого, имеет место следующая закономерность развития ИОТ – решающее и непосредственное влияние последних достижений в области педагогики и психологии обучения на разработку учебно-методических требований к перспективным тренажерам, тренажерным комплексам и на создание компьютерных учебных программ.
Эффективное применение перспективных ИОТ, обладающих новыми дидактическими возможностями, невозможно без совершенствования способов их применения. Именно поэтому создание новых высокотехнологичных ИОТ должно сопровождаться созданием новых методик их применения, изменениями в Программе боевой подготовки, Курсе стрельб и Методике тактической и огневой подготовки. Ввиду этого необходимо отметить еще одну закономерность развития ИОТ – совершенствование ИОТ должно происходить в тесной взаимосвязи с разработкой новых методик обучения, новых методиках оценки уровня обученности и совершенствованием основных документов определяющих порядок организации, проведения и контроля тактической выучки военнослужащих и подразделений.
Эффективное применение ИОТ также невозможно без совершенствования системы их технического (гарантийного и послегарантийного) обслуживания, ремонта и модернизации. Ввиду этого необходимо отметить такую закономерность развития ИОТ как необходимость развития системы их технического обслуживания и ремонта одновременно с внедрением в войсках новых систем учебно-тренировочных средств тактической подготовки.
Таким образом, к основным закономерностям развития ИОТ тактической подготовки следует отнести следующие:
развитие ИОТ должно происходить в тесной взаимосвязи со всеми элементами системы тактической подготовки;
первоочередное влияние законов и принципов педагогики и психологии обучения на создание и использование перспективных ИОТ;
дидактические и технические требования к перспективным ИОТ должны соответствовать задачам обучения;
зависимость уровня совершенства ИОТ от использования новых информационных технологий;
создание принципиально новых ИОТ должно сопровождаться разработкой методик их применения, а также изменениями в Программе боевой подготовке, Курсе стрельб и Методике тактической и огневой подготовки.
Анализ роли и места ИОТ в системе тактической подготовки, факторов влияющих на совершенствование средств обучения и закономерностей развития ИОТ позволяет сформулировать наиболее общие принципы создания перспективной системы средств обучения.
Главный принцип, который должен быть положен в основу создания перспективной системы средств обучения – принцип соответствия средств обучения содержанию обучения и дидактическим задачам. Другими принципами, лежащими в основе создания перспективных средств обучения, являются:
принцип рациональности – рационального распределения задач обучения по создаваемым средствам обучения, т.е. сложность (не всегда техническая) разрабатываемых средств должна соответствовать значимости решаемых на них задач подготовки;
принцип согласованности – все средства обучения должны быть связаны между собой общими и едиными для данной системы нормами оценок, т.е. переход обучаемого с одного технического средства обучения на другое должен осуществляться только на основе оценки его деятельности на предыдущем средстве (средствах);
принцип достаточности – каждое техническое средство системы должно решать определенный круг задач обучения, не дублирующих задачи, решаемые на других средствах системы;
принцип непрерывности – количество и технические характеристики средств, составляющих систему средств обучения, должны выбираться таким образом, чтобы обеспечить непрерывный процесс обучения при полной загрузке средств, его реализующих. Данный принцип требует учета специфики деятельности специалиста в процессе обучения. При этом наиболее сложные для усвоения элементы деятельности (действия, операции), требующие больших затрат времени, должны отрабатываться на устройствах с большей пропускной способностью;
принцип функциональной гибкости – элементы системы средств обучения должны быть спроектированы с учетом возможных изменений характера и содержания профессиональной деятельности, происходящих в течение срока эксплуатации системы обучения;
принцип преемственности – при разработке каждого нового средства системы, взамен существующего необходимо учитывать опыт проектирования и эксплуатации созданного ранее средства. Новое средство должно без значительных изменений вписываться в существующую систему обучения, как методически, так и конструктивно.
Определение закономерностей развития ИОТ и принципов их разработки позволяет обоснованно определить тенденции развития и учебно-методические требования к перспективным ИОТ.
Литература:
Большая Советская энциклопедия. Т. 23. М.: издательство «Советская энциклопедия, 1976.
Большая Советская энциклопедия. Т. 25. М.: издательство «Советская энциклопедия, 1976.
Военная энциклопедия. Т. 8. М., Воениздат, 2004 г.
Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983.
Гареев М.А. Тактические учения и маневры: (исторический очерк). М.: Воениздат, 1977.
Жуков Г.П. Военно-экономический анализ и исследование операций. М.: Воениздат, 1987.
Золотарев А.А. Технические средства обучения в ВВУЗАХ. М.: Воениздат, 1976.
Суганов В.Б. «Огневая подготовка мотострелковых (танковых) подразделений на основе внедрения новых средств обучения». Диссертация на соискание ученой степени кандидата военных наук. М.: ОА ВС РФ, 2006.
Руденко Р.И. Использование средств наглядности в пропаганде проблем научного коммунизма. М.: Знание, 1977.
Тихонов И.И. Назначение и роль технических средств в программированном обучении. М.: ВПА, 1965. 44 с.
Фукс Р., Кролл К. Аудиовизуальные средства обучения // Современная высшая школа. 1987. № 1.