Социокультурный подход к патриотическому воспитанию по Федеральной образовательной программе дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Бутина, Т. А. Социокультурный подход к патриотическому воспитанию по Федеральной образовательной программе дошкольного образования / Т. А. Бутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 203-207. — URL: https://moluch.ru/archive/547/118948/ (дата обращения: 16.12.2024).



В соответствии с приказом Минпросвещения РФ от 25.11 2022 г. № 1028 все дошкольные образовательные учреждения на территории РФ обязаны были перейти на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО) с 1 сентября 2023 года. В данной статье проведён анализ социокультурного подхода к патриотическому воспитанию дошкольников по ФОП ДО с целью рассмотрения полноты содержания предлагаемого авторами по направлению воспитания патриотизма и возможного создания или выбора направления вариативной парциальной программы по базовым основам краеведения.

Ключевые слова: федеральная образовательная программа дошкольного образования, дошкольная образовательная организация, социокультурный подход, патриотическое воспитание.

Социокультурный подход — методологический подход на базе системного подхода, сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Это единство, согласно принципам системного подхода, образует целое, свойства которого не выводимы из характеристик частей. Сама личность при социокультурном подходе рассматривается как связанная с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм.

Основоположником социокультурного подхода принято считать Питирима Сорокина [1].

По мнению Н. Я. Большуновой, Т. В. Соколовой, О. В. Федоскиной социокультурный подход в дошкольной организации проявляется в умении индивида сопоставлять и соизмерять свою жизнь с социокультурными образцами, которые представлены системой установок и стилей общения, ритуалами, праздниками, чтением и инсценировками народного фольклора, игровыми тренингами, играми, тематическими проектами, выставками [2]. Данные методы работы соответствуют патриотическому воспитанию дошкольников.

Долгие годы образовательные учреждения работали по направлению образования обучающихся, воспитание ушло на второй план, и, в результате, выросло поколение людей, которое неоднозначно относится к вопросу любви и уважения к своим историческим корням, своей Родине, у которых сформировано гипертрофированное отношение к основным духовно- нравственным и социокультурным ценностям России.

В связи с этим, Указами Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В данных Указах сформулированы национальная цель, целевой показатель и стратегический национальный приоритет по воспитанию гармонично — развитой личности ребенка на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти российского народа.

В сентябре 2022 года Президент подписал изменения в закон «Об образовании». А также заявил, что нужно создать в стране единое образовательное пространство, которое будет учитывать национальное многообразие и духовно-нравственные ценности жителей России. А спустя месяц Министерство просвещения разработало проект, а в ноябре утвердило новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования — ФОП ДО.

Одна из основополагающих функций дошкольного уровня образования в ФОП ДО — это «создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины».

Цель ФОП ДО — «развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций». Основные традиционные российские духовно — нравственные ценности в программе обозначены, как жизнь, достоинство, права и свободы людей, патриотизм и гражданственность, желание служить Отечеству, быть ответственным за него, нравственные идеалы, семейственность, труд, историческая преемственность поколений и др.

Цель программы дошкольное учреждение реализовывать средствами приобщения детей к вышеназванным базовым ценностям. Одним из принципов программы является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Социокультурный подход к воспитанию у ребенка патриотических основ в формирования будущего гражданина и патриота своей страны проходит красной линией через всю образовательную программу: от целевого раздела, через содержательную и организационную части.

Планируемые результаты показаны в динамике развития детей от младенчества до выпуска в школу. Сначала формируются простейшие социальные отношения. В старшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться проявления духовно-нравственных качеств как основ патриотизма, которые они приобретают в процессе ознакомления с достижениями российских спортсменов, усвоения норм и правил культуры поведения, стремления к познанию разных видов труда и профессий и т. д. К шести годам жизни у детей должен быть осознанный познавательный интерес к малой родине, своей стране, и разным её регионам. А к семи годам ребёнок должен обладать знаниями о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях, иметь представления об обществе, его национально-культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему. Он должен свободно задавать вопросы в данном направлении, иметь представления о жизни людей в России и о некоторых важных исторических событиях Отечества, её разных природных зонах, о многообразии стран и народов мира, а также, выражать интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства.

В содержательной части ФОП ДО раскрыто содержание работы по социально-коммуникативной области от усвоения детьми в раннем возрасте элементарных правил «можно-нельзя», «спасибо-пожалуйста», познания себя как члена своей семьи до развития основ патриотизма и гражданственности уже начиная с трехлетнего возраста. Например, «обогащать представления детей о малой родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности» и знакомить с элементарными правилами культуры поведения, хозяйственно-бытовым трудом взрослых.

К семи годам педагог должен воспитать у дошкольника «осознанное отношение к своему будущему и стремление быть полезным обществу». Дети уже должны обладать расширенными представлениями о семье, семейных и родственных отношениях, значимых и памятных событий семьи. У них в достаточной мере обогащены представления о нравственных качествах людей, воспитаны патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к нашей Родине — России, расширены представления о столице нашей Родины, людях разных национальностей нашей страны, их культуре, традициях, обычаях, государственных праздниках, событиях. Должно быть сформировано чувство гордости за свою страну, защитников Отечества и уважение к памяти павших бойцов. Так же, немаловажным является расширение кругозора детей 6–7 лет в области представлений о труде взрослых.

Образовательная область «Познавательное развитие» также отражает систему содержания педагогической деятельности в части социокультурного подхода к развитию личности дошкольника от осознания ребенка членом своей семьи до расширенных представлений о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества. Данная образовательная область предполагает к концу дошкольного возраста: «обогащение представлений о родном городе (название улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностей), о стране (герб, гимн, атрибуты государственной власти, Президент, столица и крупные города, особенности природы и населения)».

Социокультурный подход ФОП ДО в образовательной области «Речевое развитие» включает в себя содержание по ознакомлению детей художественными произведениями с младенчества. Сначала используется устное народное творчество в виде потешек, пестушек, песенок, сказок с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки). В 3 года дети заучивают наизусть короткие произведения устного народного творчества и уже вводятся для чтения авторские стихи, сказки, рассказы и т. д. Далее, у детей должен сформироваться опыт восприятия разных жанров фольклора (загадки, считалки, заклички, сказки о животных, волшебные сказки) и художественной литературы (авторские сказки, рассказы, стихотворения). В старшем дошкольном возрасте педагог продолжает работать с детьми над восприятием художественной литературы разнообразных жанров, приобщать их к художественному слову как к составляющей части общей культуры дошкольника.

Область художественно-эстетического развития в ФОП ДО предполагает: приобщение детей к музыке и произведениям изобразительного искусства. С младенчества педагог должен учить детей слушать музыку, а в дальнейшем петь, танцевать под неё, эмоционально отзываются на музыкальные произведения. А уже с года развивает у детей цветовосприятие в процессе рисования, лепки. С раннего возраста предлагается развивать восприятие иллюстраций, рисунков и предметов декоративно- прикладного искусства. Далее следует приобщать детей к посещению театра, а с четырех лет программа предлагает «воспитывать патриотизм и чувства гордости за свою страну, край в процессе ознакомления с различными видами искусств». В подготовительной группе педагоги должны воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за свою страну, в процессе ознакомления с разными видами искусства и «формировать чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с различными произведениями музыки, изобразительного искусства гражданственно-патриотического содержания».

Образовательная область «Физическое развитие» в ФОП ДО ориентирует педагогов решать задачи по воспитанию и развитию основ патриотизма, начиная с возраста 5–6 лет. В подготовительной группе имеется установка на воспитание патриотизма, нравственно-волевых качеств и гражданскую идентичность в двигательной деятельности и различных формах активного отдыха и знакомства с разными видами спорта и достижениями наших спортсменов.

Интересно, что задачи программа предлагает решать не только посредством досугов и праздников, имеющих социально-значимую и патриотическую тематику, но и туристическими прогулками с целью ознакомления с памятниками истории, боевой и трудовой славы.

Итак, образовательная программа включает в себя образовательную и воспитательную части, основанные на социокультурном подходе к воспитанию патриотизма, по всем образовательным областям и направлена на приобщение детей к таким ценностям, как: «Родина», «Природа», «Культура» и др. важные ценности.

В ФОП ДО для педагогов разработаны перечни художественной литературы, музыкальных произведений, мультфильмов, кинофильмов, произведений художественно и декоративно — прикладного искусства, народных подвижных игр и подвижных игр социально-значимой направленности и т. д., обязательных для ознакомления с ними детей.

Вместе с тем, ФОП ДО рекомендовано разработать вариативную, формируемую участниками образовательных отношений частью (40 %). В рамках социокультурного подхода к воспитанию она может включать в себя углубленное знакомство детей с бытом и традициями народов именно того региона, где проживают дети. Конечно, вся эта деятельность должна быть привязана к экскурсиям по достопримечательным местам, в музеи, где есть экспозиции истории народов, населяющих край, художественные произведения местных авторов, художников, к встречам со знаменитостями малой родины, героями ВОВ, СВО и т. п.

А вот формы, способы, методы и средства реализации Программы образования педагогу рекомендовано определять самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.

Организационный раздел ФОП ДО предъявляет к развивающей предметно-пространственной среде особые требования, как к части образовательной среды и фактору, мощно обогащающему развитие детей. Программа требует при проектировании РППС учитывать: местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природноклиматические условия, где расположено дошкольное учреждение. При этом, зонирование пространства остается в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Важно, что сейчас уже появилось больше возможностей для цифровизации образовательного процесса. Цифровые ресурсы так же рекомендуются ФОП ДО и, конечно, они являются подспорьем в воспитании у детей таких важных качеств личности, как патриотизм и гражданственность, особенно, когда нет возможности воочию посетить музей, какое-то особо значимое место и т. д. Так же с целью закрепления материала с детьми можно использовать цифровую образовательную среду организации для дидактических игр, презентаций, виртуальных экскурсий по малой родине и т. п.

Федеральная рабочая программа воспитания является структурным элементом федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В этой программе воспитание определяется как: «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде». Она определяет традиционные ценности как нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение граждан России на основе исторического и культурного развития страны. Одной из традиционных ценностей программа воспитания называет именно патриотизм, к которому необходимо приобщать дошкольников. В основе патриотического воспитания лежат такие ценности, как Родина и Природа. Программа воспитания так же имеет три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Цель воспитания в дошкольном учреждении — это «личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества».

Особое внимание в программе уделено патриотическому направлению воспитания. Цель патриотического воспитания в программе обозначена следующим образом: детский сад должен: «содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны». А перед педагогами стоят задачи воспитания у детей нравственных качеств, интереса, любви и уважения к своей стране — России, своей малой родине, своему народу и гражданский патриотизм, ответственность, ощущение принадлежности к своему народу. Патриотизм формируется из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

В дошкольном возрасте необходимо формировать следующие патриотические качества личности:

— «патриотизма наследника», который испытывает гордость за своих предков);

— «патриотизма защитника», который хочет сохранить и защищать то, что ему дорого, свою семью, малую родину;

— «патриотизма созидателя и творца», который хочет трудиться на благо малой родины, края и Отчизны в целом.

Конечно, все эти составляющие патриотизма в целом, предполагает приобщение детей к истории, культуре, традициям нашего народа, формирование отношения к труду, семье, стране и вере, преодоление трудностей (которые по силам детям) в достижении целей и ежедневную работу ребенка, направленную на созидательную деятельность, основанную на осознанном желании внести посильный вклад в развитие места, где он живет и в развитие нашей Отчизны.

Целевые ориентиры патриотического воспитания вначале дошкольного детства программой определены следующим образом — это привязанность к близким людям, бережное отношение к живому. А к окончанию дошкольного детства ребенок должен любить свою малую родину, иметь представления o своей стране — России, испытывать чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

В содержательной части программы так же уделано внимание воспитанию патриотизма дошкольников по направлениям:

  1. Познавательное направление воспитания ставит следующую задачу- воспитание стремления ребенка к целостному познанию мира, эмоциональному отношению к нему, людям, природе и т. д.
  2. Физическое и оздоровительное направление воспитания предполагает осознанное отношение к жизни и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
  3. Трудовое направление воспитания направлено на формирование таких ресурсов ребенка, как физические, трудовые умения и нравственные, а в итоге на стремление приносить пользу людям.
  4. Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному (природе, произведениям искусства) и развитие желания создавать своими руками прекрасное.

В процессе воспитания у детей формируются следующие целевые ориентиры по направлению воспитания патриотизма:

— к 3 годам, формируя ценности «Родина» и «Природа» мы должны получить следующий результат: ребенок должен проявлять привязанность к близким людям, бережное отношение к живому;

— к завершению освоения программы по вышеназванным ценностям у детей должны сформироваться любовь к малой родине и представление о своей стране — России, они испытывают чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Содержательный раздел федеральной рабочей программы базируется на укладе образовательной организации. Одной из основных характеристик является социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда детского сада, которая учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности. Воспитывающая среда должна включать условия для взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» непосредственно соотносится с патриотическим воспитанием детей и решает следующие задачи социокультурной направленности:

— воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;

— воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России.

В области познавательного развития педагоги должны приобщать детей к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России, воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну), бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны

А речевое развитие предполагает решение задачи воспитания ценностного отношения к родному языку.

Художественно-эстетическое воспитание решается посредством приобщения к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры.

Данные задачи программа воспитания предлагает решать в плотном взаимодействии всех субъектов воспитательно-образовательного пространства: педагоги, дети, родители (законные представители), социальное партнерство.

Особые требования федеральная рабочая программа воспитания предъявляет к организации РППС. Что касается организации воспитания патриотизма, то в образовательном пространстве детского сада должны быть следующие объекты РППС:

— знаки и символы государства, региона, населенного пункта и образовательной организации;

— компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится детский сад;

— компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.

Для реализации данной программы необходимо обеспечить условия:

  1. Кадровые.
  2. Нормативно-методические, которым является практическое руководство «Воспитателю о воспитании».

Реализацию задач Федеральной рабочей программы воспитания детские сады должны осуществлять в соответствии с Федеральным календарным планом воспитания на основе примерного перечня основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в детском саду.

Подводя итог, необходимо отметить, что ФОП ДО должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, на основе духовно-нравственных ценностей и национально-культурных традиций российского народа. Вариативную часть программы предлагается составлять с учетом территориальных особенностей, в итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом.

Литература:

  1. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т.1. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.
  2. Асмолов, А., Глебкин, В., Солдатова, Г., Шайгерова , Шарова, О., Магун В., Жамкочьян М., Магура М. На пути к толерантному сознанию [Текст] /А. Асмолов. — М.: Смысл, 2000. — 256с
  3. Приказ Министерства Просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Основные термины (генерируются автоматически): малая родина, социокультурный подход, ребенок, воспитание, детский сад, дошкольное образование, образовательная область, российский народ, Россия, ценность.


Похожие статьи

Задать вопрос