В статье анализируется текущее состояние правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Подчёркивается значимость инвестиций как ключевого фактора экономического развития страны и важность создания стабильной и понятной правовой среды для привлечения инвесторов. Автор рассматривает разнообразие нормативных актов, регулирующих инвестиционные отношения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и указывает на проблему — отсутствие единого кодифицированного акта.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционное законодательство, кодификация.
По данным Минэкономразвития в Российской Федерации, наблюдается рост инвестиций в основной капитал государства, инвестиционная деятельность проходит в положительной плоскости [6]. Действительно, инвестиции — ключевой фактор развития экономики страны, привлечение которых требует надежной правовой базы и гарантий для инвесторов. Инвестиции представляют собой вложения капитала или активов для получения прибыли или другого результата.
В связи с этим, государством установлено определенное правовое регулирование инвестиционной деятельности. А. В. Майфат отмечает, что «сегодня в России правовое регулирование инвестирования характеризуется прежде всего тем, что отсутствует единый нормативный акт, который регламентировал бы все «инвестиционные» отношения, а также появлением специализированных нормативных актов в ранге законов, посвященных отдельным моделям инвестирования, таким как долевое участие в строительстве, инвестирование в деятельность инвестиционных фондов, участие в жилищных накопительных кооперативах, негосударственных пенсионных фондах, что совершенно естественно и верно» [4].Стоит согласиться с автором, т. к. к актам инвестиционного законодательства на сегодняшний день относятся документы и акты как федерального и регионального характера, так и муниципального.
Полагаем считать верной точку зрения В. А. Третьякова о том, что инвестиционное право — это отдельная область законодательства, включающая нормы из разных отраслей, таких как гражданское, международное, финансовое, банковское право и другие. Инвестиции, инвестиционная политика, договоры и деятельность в этой сфере представляют собой комплексные правовые институты, затрагивающие сразу несколько отраслей [5].
Целесообразно рассмотреть правовые акты, совокупность которых представляет собой законодательство об инвестициях. В частности, среди источников федерального уровня следует выделить: Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральный закон от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе», Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Кроме этого, к источникам федерального уровня относятся подзаконные акты, издаваемые Правительством РФ, например Постановление Правительства РФ от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов») или же, к примеру, Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».
В качестве примеров регионального законодательства можно привести акты Республики Татарстан, среди которых стоит выделить: Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан», Закон Республики Татарстан от 25.11.1998 № 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», Закон Республики Татарстан от 10.10.2011 № 68-ЗРТ «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан», а также Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.11.2013 № 925 «Об утверждении Положения о перечне приоритетных инвестиционных проектов Инвестиционного меморандума Республики Татарстан». На уровне муниципалитетов также действуют акты инвестиционного законодательства, например, сюда относится Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 27.04.2020 № 1287 «О программе поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Казани на 2020–2024 годы».
Можно сделать вывод, что инвестиционное законодательство насчитывает многочисленные нормативно-правовые акты различных уровней власти. Кроме того, как указывает М. В. Клепоносова, «характерной чертой инвестиционного законодательства можно считать и то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность» [2].
Необходимость в проведении кодификации законодательства довольно часто высказывается в научных исследованиях. Например, А. С. Кравченко указывает, что «подобное разнообразие законов выступает в роли административного барьера для инвестиций» [3]. А. Р. Загорец также указывает на наличие этой проблемы и отмечает: «в российском законодательстве, регулирующем инвестиционные правоотношения, имеется некая рассогласованность актов, нет единого законодательного акта об инвестициях, который был бы основан на единообразной системе понятий» [1].
Многие зарубежные государства кодифицируют инвестиционное законодательство. Например, сегодня действует Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. На наш взгляд, проведение кодификации в инвестиционном законодательстве нужно для устранения рассогласованности нормативных актов, единообразия понятий и упрощения регулирования инвестиционных отношений. Сейчас множество законов, регулирующих инвестиции. Они относятся к разным правовым сферам и уровням власти, что создает, в частности, те или иные административные барьеры и усложняет инвестиционную деятельность. Кодификация позволила бы сформировать единую, логически выстроенную систему регулирования, повысив прозрачность и привлекательность правовой среды для участников общественных отношений.
Таким образом, проведённый анализ показывает, что инвестиционное законодательство России состоит из множества нормативных актов. Такое разнообразие норм и отсутствие единого нормативного акта создают административные барьеры для инвестиционной деятельности и препятствуют эффективному регулированию этой сферы. Кодификация законодательства могла бы устранить существующие расхождения, стандартизировать понятия и упростить правовое регулирование. Создание единой правовой базы повысило бы прозрачность и стабильность инвестиционной среды, сделав её более привлекательной для отечественных и иностранных инвесторов и более удобной для правоприменителя.
Литература:
- Загорец А. Р. Система инвестиционного законодательства в Российской Федерации // Вестник науки. 2022. № 12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-investitsionnogo-zakonodatelstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.11.2024).
- Клепоносова М. В. Становление и развитие инвестиционного законодательства в России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-investitsionnogo-zakonodatelstva-v-rossii (дата обращения: 09.11.2024).
- Кравченко А. С. Кодификация инвестиционного законодательства российской Федерации // МНИЖ. 2015. № 11–5 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kodifikatsiya-investitsionnogo-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.11.2024).
- Майфат А. В. Инвестирование: способы, риски, субъекты: монография. Москва: Статут, 2020. 176 с.
- Третьяков В. А. Место инвестиционного права в системе законодательства РФ // Форум молодых ученых. 2018. № 5–3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-investitsionnogo-prava-v-sisteme-zakonodatelstva-rf (дата обращения: 12.11.2024).
- Министерство экономического развития Российской Федерации может улучшить прогноз по росту инвестиций в 2024 г. // URL: https://economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_mozhet_uluchshit_prognoz_po_rostu_investiciy_v_2024_g.html (дата обращения: 09.11.2024).