Современный этап развития низкоэмиссионного транспорта в Кыргызской Республике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.11.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Джунушев, М. Ш. Современный этап развития низкоэмиссионного транспорта в Кыргызской Республике / М. Ш. Джунушев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/544/119067/ (дата обращения: 16.12.2024).



В работе проведен анализ развития сферы электромобилей в Кыргызской Республике, который включает в себя оценку ключевых аспектов их развития, таких как экономические стимулы и внедряемая электрозарядная инфраструктура.

Ключевые слова : устойчивое развитие, зеленая экономика, электромобили, зарядная инфраструктура

Наиболее интенсивным источником загрязнения атмосферного воздуха в городах Кыргызской Республики является автотранспорт с двигателем внутреннего сгорания и ввиду неуклонного роста его количества загрязнение воздуха растет с каждым годом.

Количество зарегистрированных автотранспортных средств в Кыргызской Республике к настоящему времени составляет около 870 тысяч единиц, в том числе около 820 тысяч легковых, 10 тысяч грузовых и около 40 тысяч микроавтобусов и автобусов.

Государственное агентство по регистрации транспортных средств и водительского состава

Тип транспортных средств

Количество по годам, единиц

2019–2021

2020

2021

2022

2023

на 31.12.2023

Легковые

59094

25443

27334

46193

92246

820242

Микроавтобусы, автобусы

1793

589

756

947

1442

39511

Грузовые

300

153

162

194

332

9872

В первой половине 2010-х годов наблюдается высокая динамика увеличения количества автотранспортных средств в стране. Основные показатели перевозок грузов, пассажиров и грузооборота всеми видами транспорта за последние годы также увеличиваются. При этом, несмотря на меры, принятые Кабинетом Министров, все еще сохраняется старение парка автотранспорта, большая их часть эксплуатируются более 15 лет.

Количество по дате выпуска зарегистрированных транспортных средств

Тип транспортных средств

Количество по году выпуска, единиц

до 5 лет

5–10 лет

10–15 лет

свыше 15 лет

Легковые

19815

60028

74561

665838

Микроавтобусы, автобусы

1637

1171

2462

34241

Грузовые

395

1580

3159

4738

Для функционирования деятельности автотранспорта необходимо использовать различные виды топлива, которые сами по себе являются вредными для здоровья, а также негативно влияют на окружающую среду. При работе двигателя поглощается кислород и выделяются выхлопные газы, многие из которых отрицательно влияют на природу и на здоровье людей. Более того, работа автотранспорта сопровождается тепловым загрязнением среды обитания и при их движении по грунтовым дорогам нарушается поверхностный слой почвы, возникает пылеобразование и другие виды отрицательного воздействия на окружающую среду.

Национальный статистический комитет

Тонн/тысяч м 3

2019

2020

2021

2022

2023

Бензин

436 695,10

977 349,2

543 223,4

610 367,0

380 018,0

Дизтопливо

520 039,67

246 017,4

425 396,5

549 540,9

407 719,5

Сжиженный газ

47 470,7

63 133,5

Природный газ

390 251,2

На сегодняшний день значительная часть выбросов вредных веществ в атмосферу исходит от автотранспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, их технического состояния и срока эксплуатации.

Выбросы в атмосферный воздух от транспортных средств в 2023 году составили 400,27 тыс. тонн, что в 1,6 раза больше, чем в 2019 году.

Наибольшее количество выбросов в 2023 году приходилось на оксиды углерода и азота, а также углеводороды от потребления бензина.

Основным механизмом снижения выбросов загрязняющих веществ от потребленного топлива в атмосферный воздух является увеличение количества транспортных единиц, приводимые в движение электрическим двигателем.

Для развития данного направления в Кыргызской Республике проводятся масштабные реформы и мероприятия, такие как:

1. В городе Бишкек автопарк муниципального общественного транспорта полностью переведен на использование газомоторных автобусов.

В настоящее время столицу обслуживает около 1400 газомоторных автобуса и ожидается прибытие более 120 электроавтобусов (источник: мэрия города Бишкек).

В городе Ош ситуация за 5 лет не изменилась. Доля муниципального общественного транспорта минимальна, поскольку в городе Ош действуют около 200 троллейбусами и более 100 дизельных автобусов.

Вместе с тем город обслуживают 42 маршрута с 1076 микроавтобусами, которые принадлежат частным операторам. Автопарк микроавтобусов в основном состоит из микроавтобусов со сроком эксплуатации от 10 лет и более лет.

В 2024–2028 годах ожидается прибытие 150 троллейбусов и 300 газомоторных автобусов, которые частично заменят микроавтобусы, сокращение которых планируется до 450 единиц (источник: мэрия города Ош).

В рамках политики стимулирования использования электрического транспорта в Кыргызской Республике внесены изменения в налоговое законодательство в части освобождена от НДС поставка электротранспортных средств с годом выпуска до 5 лет и запчасти к ним;

— оборудование для заряда электричеством транспортных средств,

— оборудование и его комплектующие, отвечающие требованиям энерго- и ресурсоэффективности;

— электрический транспорт освобожден от налогов на имущество.

Ведется работа по формированию сети зарядной инфраструктуры. В рамках пилотного проекта в городе Бишкек установлены более 100 ЭЗС с мощностью от 23 до 90 кВт. Также в городе Ош установлены более 20 электростанций. Ведется работа по расширению сети быстрозарядных электростанций, в том числе вдоль популярных туристических маршрутов.

Тем не менее, принятых мер недостаточно для увеличения количества электромобилей. Введенные нулевые пошлины и налоги в настоящее время являются недостаточным стимулом для увеличения доли электромобилей в стране. Из общего количества 9916 единиц импортированных электромобилей за 5 лет, только 3552 единицы зарегистрированы на территории Кыргызской Республики, что является только 0,4 % от общего количества зарегистрированных автотранспортных средств в Кыргызской Республике.

Импортированные транспортные средства не из стран-участниц ЕАЭС

Тип транспортных средств

Количество по годам, единиц

2019

2020

2021

2022

2023

Всего

Легковые (ДВС)

400

3710

6578

25948

103608

140244

Легковые (Гибрид)

1

421

1486

4598

10078

16584

Микроавтобусы, автобусы

130

10

188

124

518

970

Приводимые в движение электрическим двигателем

4

40

240

1609

8023

9916

Источник: Государственная таможенная служба при Министерстве финансов

Зарегистрированные транспортные средства

Тип транспортных

средств

Количество по годам, единиц

2019–2021

2022

2023

Всего

Приводимые в движение электрическим двигателем

277

1096

2179

3552

Также одним из серьезных препятствий для широкого распространения электромобилей остается начальная стадия развития сферы электрозарядной инфраструктуры.

Учитывая мировые тенденции внедрения электромобилей как потенциально устойчивого транспорта ввиду технологического прогресса и повышения осведомленности об охране окружающей среды, в Кыргызской Республике потребители отдают предпочтение электромобилям, чтобы уменьшить свой углеродный след и внести вклад в более экологичное будущее.

Для поддержания данной тенденции и сохранения темпов спроса, Правительству Кыргызской Республике необходимо усилить меры по адаптации и поступательному переходу на электрический вид транспорта создавая необходимую зарядную инфраструктуру, углубляя стимулирующие преференции и расширяя доступ к кредитным продуктам на банковском и финансовом рынках страны.

Литература:

  1. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kg/ru/statistics/transport-i-svyaz/
  2. Государственная таможенная служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: https://www.customs.gov.kg/article/page/Tabular-forms
  3. Мэрия города Бишкек [Электронный ресурс]. URL: https://bulak.kg/2023/10/11/v-merii-bishkeka-rasskazali-skolko-eshhe-avtobusov-planiruyut-zakupit-dlya-stolitsy/
  4. Мэрия города Бишкек [Электронный ресурс]. URL: https://bishkek.gov.kg/ru/post/27026
  5. Администрация Президента Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.kg/ru/post/s/23314-v-kabinete-ministrov-podveli-itogi-100-dnevnykh-otraslevykh-reform-v-ramkakh-programmy-pravitelstvennye-akseleratory
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызская Республика, средство, Ош, автобус, атмосферный воздух, Бишкек, единица, окружающая среда, электрический двигатель, внутреннее сгорание.


Ключевые слова

устойчивое развитие, зеленая экономика, электромобили, зарядная инфраструктура

Похожие статьи

Перспективы развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

В статье рассматриваются, проблемы и особенности развития МИП в Чеченской Республике и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Интеграция солнечных панелей в городскую среду: мировой опыт и возможности для Казахстана

В статье рассмотрены вопросы повышения энергоэффективности на основе интеграции в городскую среду солнечной энергетики. Показано, что Казахстан обладает большим потенциалом солнечной энергии, однако недостаточно оцениваются возможности использования ...

Возможные меры по ускорению развития промышленного рециклинга полимеров с целью реализации концепции устойчивого развития

В статье рассказывается о проблемах и перспективах бизнеса в сфере переработки полимеров. Предлагается обратить внимание на удовлетворительную статистику полимерной промышленности, выгоды от радикальных мер в сфере обращения с отходами и международны...

Экономический рост инновационной активности АПК Азербайджанской Республики

В статье анализируется состояние инвестиционной активности аграрной экономики в последние годы, его влияние на улучшение и рост основных макроэкономических показателей и повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.

Развитие инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана

В статье отражены необходимые предпосылки развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана. Дана оценка инвестиционного климата Республики Узбекистан и предложен путь стимулирования инновационной активности на промышленных...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Развитие ветроэнергетики в Казахстане

В представленной научной статье проанализировано текущее состояние ветроэнергетики в Казахстане. Особенное внимание уделено изучению проблем, вытекающих из зависимости страны от ископаемых ресурсов, таких как газ, нефть и уголь, в качестве основных и...

Коммуникационная политика медицинских учреждений в современных условиях

Рассмотрены направления коммуникационного воздействия на потребителей. Дана оценка уровню конкуренции на рынке медицины и охарактеризованы перспективы развития рынка.

Бизнес-план по производству и реализации кабельной продукции в Республике Казахстан

В данной работе исследуется процесс создания и функционирования предприятия по производству кабельной продукции на территории Казахстана. Работа акцентирует внимание на экономической актуальности и социальной значимости запуска отечественного произво...

Предпосылки развития инновационной экономики в Узбекистане

На сегодняшний день, в эпоху конкуренции между государствами одним из определяющих факторов конкурентоспособности страны в мировом сообществе является человеческий потенциал. Так как только посредством интеллектуального ресурса появляются инновации и...

Похожие статьи

Перспективы развития малых инновационных предприятий в Чеченской Республике

В статье рассматриваются, проблемы и особенности развития МИП в Чеченской Республике и условия их эффективного развития. Проведен анализ развития МИП в ЧР. На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Интеграция солнечных панелей в городскую среду: мировой опыт и возможности для Казахстана

В статье рассмотрены вопросы повышения энергоэффективности на основе интеграции в городскую среду солнечной энергетики. Показано, что Казахстан обладает большим потенциалом солнечной энергии, однако недостаточно оцениваются возможности использования ...

Возможные меры по ускорению развития промышленного рециклинга полимеров с целью реализации концепции устойчивого развития

В статье рассказывается о проблемах и перспективах бизнеса в сфере переработки полимеров. Предлагается обратить внимание на удовлетворительную статистику полимерной промышленности, выгоды от радикальных мер в сфере обращения с отходами и международны...

Экономический рост инновационной активности АПК Азербайджанской Республики

В статье анализируется состояние инвестиционной активности аграрной экономики в последние годы, его влияние на улучшение и рост основных макроэкономических показателей и повышения конкурентоспособности сельского хозяйства.

Развитие инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана

В статье отражены необходимые предпосылки развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана. Дана оценка инвестиционного климата Республики Узбекистан и предложен путь стимулирования инновационной активности на промышленных...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Развитие ветроэнергетики в Казахстане

В представленной научной статье проанализировано текущее состояние ветроэнергетики в Казахстане. Особенное внимание уделено изучению проблем, вытекающих из зависимости страны от ископаемых ресурсов, таких как газ, нефть и уголь, в качестве основных и...

Коммуникационная политика медицинских учреждений в современных условиях

Рассмотрены направления коммуникационного воздействия на потребителей. Дана оценка уровню конкуренции на рынке медицины и охарактеризованы перспективы развития рынка.

Бизнес-план по производству и реализации кабельной продукции в Республике Казахстан

В данной работе исследуется процесс создания и функционирования предприятия по производству кабельной продукции на территории Казахстана. Работа акцентирует внимание на экономической актуальности и социальной значимости запуска отечественного произво...

Предпосылки развития инновационной экономики в Узбекистане

На сегодняшний день, в эпоху конкуренции между государствами одним из определяющих факторов конкурентоспособности страны в мировом сообществе является человеческий потенциал. Так как только посредством интеллектуального ресурса появляются инновации и...

Задать вопрос