Уже несколько десятилетий общественность борется с негативным влиянием, которое оказывает автомобильный транспорт на окружающую среду при его эксплуатации. Негативное влияние автомобильного транспорта на экологию усиливается с возрастанием числа автомобилей в городе, стране и мире в целом. Именно поэтому актуальность вопроса влияния автомобильного транспорта на экологию в любом крупном городе не вызывает сомнения. Одним из вариантов снижения количества отработавших газов автомобильного транспорта является применение электромобилей.
В городе Красноярске у горожан начинает проявляться интерес к электрокарам. На начало 2020 года насчитывается более 60 автомобилей с полностью электрическим двигателем, об этом констатировали в «Россетях Сибири». Они опираются на свою статистику электрозарядных станций, где все владельцы получают специальные карты, чтобы воспользоваться услугой [1].
При этом в компании отмечают, что автомобилей в крае может быть больше, ведь некоторые владельцы живут за городом и просто заряжают их от розетки дома. По данным ГИБДД, в крае на учете стоит 53 электромобиля [7]. Вероятно, остальные могут быть просто зарегистрированы в соседних регионах.
На более чем полсотни электрокаров в Красноярске приходится четыре заправки, ул. Шахтеров, 18/1 (АЗС «КНП»), ул. Александра Матросова, 4 (гастроном «Красный Яр»), ул. Бограда, 144 А (парковка у ж/д вокзала), Комсомольский пр. 2а. и еще одна работает в аэропорту. Для сравнения, в Москве в ближайшее время планируется увеличить количество станций до 200.
В г. Красноярске имеются достаточно сложные препятствия к круглогодичной эксплуатации электромобилей, связанные с техническими и технологическими трудностями обеспечения работоспособности автомобилей в холодный период года.
Известно, что емкость аккумуляторных батарей уменьшается на 2,5–3 % на каждый градус отрицательной температуры воздуха. Для электромобилей требуются отапливаемые гаражи-стоянки, которыми пользуются менее 3 % состава автопарка города. Основная масса автомобилей хранится в холодный период года на открытых площадках. Для обеспечения работоспособности батарей требуются специальные разогреватели, а при парковках на какой-то период в дневное время требуются подогреватели [2].
Приобретению электромобилей препятствует и страх остаться без электричества. Он преследует любого владельца полноценного электромобиля. Ведь инфраструктура для электромобилей недостаточно развита даже в самых развитых странах, а аккумуляторы пока далеки от совершенства.
Однако, при условии решения вопросов обеспечения работоспособности электромобилей в течение всего года снижение выброса загрязнителей воздуха окажется существенным. Необходимо оптимальное размещение зарядных станций, решить технические и технологические моменты поддержания технического состояния аккумуляторных батарей, решить вопросы строительства крытых отапливаемых стоянок автомобилей.
В настоящий момент ввод в эксплуатацию хотя бы 2 % электромобилей вместо автомобилей с ДВС могут обеспечить снижение выброса загрязнителей воздуха в количестве q, тыс.т. [3]:
q= (1)
где, γ — среднее удельное значение выбросов токсичных веществ тыс. т/ тыс. автомобилей у автомобилей всех «возрастов», N — число зарегистрированных автомобилей города [7].
Для расчета снижения выбросов с отработавшими газами автомобилей токсичных веществ, при различных мероприятиях, в том числе, применении электромобилей рассчитаем удельный выброс (γ) загрязнителей одним среднестатистическим автомобилем в год. Для этого воспользуемся данными таблицы 1 по ежегодным приростам загрязняющих веществ и приростам парка автомобилей города за последние несколько лет [4,5,6].
Таблица 1
Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта г. Красноярска
Годы |
Прирост парка автомобилей г.Красноярска, тыс. ед. |
Выброшено всего загрязняющих веществ, тыс. т |
Прирост выбросов загрязняющих веществ, тыс. т |
Удельные выбросы токсичных веществ, тыс. т/тыс. ед. |
2016 |
48,644 |
69,6 |
3,1 |
0,063 |
2017 |
18,253 |
73,1 |
3,5 |
0,19 |
2018 |
26,446 |
76,3 |
3,2 |
0,12 |
Средневзвешенное значение удельных выбросов токсичных веществ в атмосферу на один среднестатистический автомобиль от автотранспорта города, на основании данных таблицы 1, составит:
γ= 0,373 тыс. т/тыс. а/м.
В таком случае снижение выброса загрязнителей воздуха при введении в эксплуатацию электромобилей составит:
q=0,373 544,776 2/100 = 4,064 тыс. т.
Как видно из приведенного выше расчета, при замене 2 % автомобилей электромобилями (на 2020 2 % от общего числа автомобилей города эта цифра ставит 10895 автомобилей), количество выбросов можно будет сократить на 4,064 тыс.т в год.
Использование электромобилей как в отдельности, так и в совокупности с другими мероприятиями по снижению воздействия автомобильного транспорта на экологию может внести существенный вклад в снижение вредных выбросов с отработавшими газами автомобильных двигателей.
Литература:
- Публичное акционерное общество «Российские сети» (ПАО «Россети») [Электронный ресурс] URL: https://cutt.ly/Bt3heRH [дата обращения 14.04.2020]
- Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для вузов, 4-е изд., перераб. И дополн. / Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М, Власов и др. — М.: Наука, 2001–535 с.
- Отчет о выполнении государственного контракта № 36/2011 от 26.04.2011 года на тему: разработка программы по снижению выбросов от автотранспорта в городах края (г. Красноярск)
- Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2018 году» [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/Mzym4 [дата обращения 14.04.2020]
- Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2017 году» [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/Mzyo6 [дата обращения 14.04.2020]
- Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края: Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2016 году» [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/Mzyox [дата обращения 14.04.2020]
- Официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс] URL: https://xn--90adear.xn--p1ai/r/24 [дата обращения 14.04.2020]