В современном мире инвестиции в ценные бумаги становятся всё более популярными и доступными для широкого круга лиц. Однако вместе с ростом интереса к инвестированию возрастает и риск потери средств из-за недобросовестных действий эмитентов, брокеров и других участников рынка ценных бумаг, в связи с чем возникает необходимость в разработке новых способов защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что существующие механизмы защиты прав инвесторов не всегда оказываются эффективными и могут привести к значительным финансовым потерям для инвесторов, что может негативно сказаться на доверии к рынку ценных бумаг и снизить его привлекательность для потенциальных инвесторов.
Одной из наиболее обширных и набирающих популярность форм защиты прав инвесторов по всему миру является создание компенсационных фондов.
Исторически первым документом, направленным на защиту прав и законных интересов инвесторов, считается Директива 97/9/EC «О компенсационных системах защиты прав инвесторов», [1] которая была принята в Европейском союзе в 1997 году.
Согласно указанной директиве, каждая страна-член Евросоюза должна была иметь в своей системе защиты прав инвесторов как минимум один компенсационный механизм, который был предназначен обеспечить минимальный уровень такой защиты. Все инвестиционные организации, осуществляющие свою деятельность с ценными бумагами, должны были присоединиться к этой компенсационной системе. Если инвестиционная организация не может выполнить свои обязательства перед инвестором, то ему выплачиваются компенсация в размере не более 20 000 Евро, в том числе покрывая не только инвестиционные активы, но также и денежные средства.
Так, компенсационные фонды действуют в таких странах, как Франция, США, Канада, Индия и другие.
Во Франции каждая финансовая организация, клиентами которых являются инвесторы, при получении лицензии автоматически становится членом фонда гарантирования сбережений при несостоятельности финансовых институтов (Fonds de Garantie des Deposits et de Resolution, FGDR) и у нее возникает обязанность по уплате взносов в такой фонд.
Система гарантирования распространяется на ценные бумаги и денежные средства инвесторов, а максимальный размер компенсации составляет 70 000 Евро [2].
Одной из важных особенностей FGDR является то, что он не требует заявительного характера инвесторов о выплате компенсации. FGDR самостоятельно осуществляет контроль за деятельностью финансовых организаций и связывается с инвестором в случае, если имеются основания для выплаты компенсации. Однако, срок для осуществления такой выплаты составляет 3 месяца.
В США в целях защиты прав инвесторов создана Корпорация по защите прав инвесторов (Securities Investor Protection Corporation, SIPC). SIPC также, как и многие другие организации по защите прав инверторов осуществляет защиту акций, облигаций и инвестиционных паев, а также находящихся на брокерских счетах денежных средств тех инвесторов, брокерские организации которых являются членами SIPC.
Формирование компенсационного фонда данной Корпорации происходит за счет взносов участников.
В данном случае получение компенсации носит заявительный характер, и инвестор самостоятельно должен обратиться в SIPC с соответствующим заявлением и приложением всех подтверждающих убытки документов, и доказательством вины финансовой организации. Максимальный лимит компенсационной выплаты SIPC, присужденный инвесторам может составлять 500 000 Долларов США [3].
Одной из особенностей системы защиты инвесторов США является то, что в случае банкротства финансовой организации (например, брокерской фирмы) SIPC самостоятельно переводит финансовые активы инвестора к другому брокеру, при этом такой перевод финансовых активов по своему временному промежутку может занимать до трех месяцев.
В Канаде с целью защиты прав инвесторов был создан Канадский фонд защиты инвесторов (Canadian Investor Protection Fund, CIPF). Данный фонд распространяет свое действие не только на традиционные объекты защиты прав, такие как: акции, облигации, денежные средства, но также и на гарантированные инвестиционные сертификаты, фьючерские сертификаты и сегрегированные страховые фонды инвесторов.
Финансирование CIPF довольно высокое и составляет 1 % от прибыли её членов, но не менее 5 000 Долларов [4].
Сам размер фонда рассчитывается путем применения специальной формулы и учитывает большинство факторов, такие как: количество инвесторов, потенциально подверженных риску, размер активов инвесторов и прочее.
Получение компенсации также носит заявительный характер и инвесторам необходимо для её получения также по аналогии с системой США написать соответствующее заявление в случае банкротства финансовой организации и в течение 180 дней обратиться в CIPF за удовлетворением своих требований. Максимальный размер компенсации составляет 1 000 000 Долларов.
Как видно, объединяющим фактором перечисляемых способов защиты прав инвесторов в разных странах является то, что все они должны являться клиентами тех организаций, которые являются членами компенсационных фондов.
Также формирование непосредственно таких фондов осуществляется за счет средств участников фондов — финансовых организаций и непосредственно соотносится с количеством принимаемых инвестиций, а основанием для выплаты компенсации преимущественно является банкротство (несостоятельность) той финансовой организации, в которой располагались инвестиционные продукты клиентов.
В Российском законодательстве попытка законодательного урегулирования компенсационного фонда приведена в статье 19 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» [5].
В соответствии с данной нормой в целях реализации Государственной программы защиты прав инвесторов в части выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам создается федеральный компенсационный фонд как некоммерческая организация, основной целью которого является непосредственно выплаты компенсаций инвесторам — физическим лицам. Вместе с тем указанная норма не определяет, что именно входит в данную компенсацию. Какими-либо иными нормативно-правовыми актами или разъяснениями государственных органов также не определено в каком размере компенсируются потери, входят ли в указанную компенсацию упущенная выгода, в том числе выплата дивидендов или возмещается исключительно прямой ущерб, а также не рассмотрены иные важные и имеющие значение для защиты прав инвесторов обстоятельства.
В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации также предусмотрено право саморегулируемых организаций создавать свои компенсационные и иные фонды (статья 17 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).
Вместе с тем, как отмечает Рогалева М. А. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» не предусматривает создание каких-либо специальных гарантийных и страховых фондов в целях компенсации убытков и страхования рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг [6].
Данная проблема предоставления права создавать такой компенсационный фонд, который не предусмотрен другим смежным законом связана с отсутствием чёткого регулирования и определения правового статуса компенсационных фондов, что может привести к различным юридическим сложностям и неопределённостям, а, следовательно, отсутствию гарантий защиты прав инвесторов путем возмещения средств из такого фонда.
На наличие пробелов в праве в сфере регулирования компенсационных фондов указывает также Стружинская О. С., которая отмечает, что в российском законодательстве о СРО на финансовом рынке присутствует противоречие, когда Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» не предусматривает обязательства создавать компенсационные фонды, а в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» они должны быть сформированы [7].
Создание компенсационного фонда, не предусмотренного Федеральным законом «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», может вызвать вопросы относительно его целей, задач, функций и порядка деятельности. Также могут возникнуть и проблемы с определением прав, и обязанностей учредителей и участников фонда, а также с регулированием имущественных отношений, связанных с деятельностью фонда.
Рассматривая существующие проблемы, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время законодатель стремится к созданию такого способа защиты прав инвесторов, как выплата компенсаций из соответствующих фондов, однако такой способ защиты все еще нуждается в более подробном законодательном урегулировании, а именно определением точного размера компенсаций и что в нее входит по смыслу статьи 19 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», а также унификацией правового регулирования компенсационных фондов и недопущения пробелов в праве путем внесения изменений в Федеральные законы «О саморегулируемых организациях» и «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» в части необходимости обязательства создавать компенсационные фонды или оставить это исключительно правомочием.
Усовершенствование такого способа защиты прав инвестора, как компенсация из соответствующего фонда может стать важным шагом в развитии рынка ценных бумаг и повышении доверия к нему со стороны инвесторов. Он позволит создать более прозрачную и справедливую среду для инвестирования, что будет способствовать привлечению новых инвесторов и развитию экономики в целом.
Литература:
- Directive 97 / 9 / EC of the European Parliament and of the Council of 3 March 1997 on investor — compensation schemes;
- Règlement CRBF n° 99–14 du 23 septembre 1999;
- Securities Investor Protection Act of 1970;
- Canadian investor protection fund/fonds canadien de protection des investisseurs;
- Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
- Рогалева М. А. Компенсационные механизмы возмещения инвесторам ущерба в сфере рынка ценных бумаг // СПС КонсультантПлюс. 2024;
- Стружинская О. С. К вопросу о необходимости создания компенсационного фонда СРО в сфере финансового рынка // Гражданское право. 2018. N 6. С. 43–45.