Банкротство предприятий является сложной проблемой, которая оказывает негативное влияние на экономику, социальную сферу и благосостояние общества. Потеря рабочих мест, снижение инвестиций, уменьшение налоговых поступлений — лишь часть последствий несостоятельности. В этой связи, предотвращение банкротства становится актуальной задачей, а своевременное применение превентивных мер — ключевым инструментом в ее решении.
Ключевые слова: превентивные меры, банкротство, предупреждение, коммерческая организация.
Bankruptcy of enterprises is a complex problem that has a negative impact on the economy, the social sphere and the well-being of society. Job losses, lower investments, and lower tax revenues are only part of the consequences of insolvency. In this regard, the prevention of bankruptcy becomes an urgent task, and the timely application of preventive measures is a key tool in solving it.
Keywords: preventive measures, bankruptcy, prevention, commercial organization.
Превентивные меры — это комплекс действий, направленных на предупреждение банкротства предприятий и минимизацию его негативных последствий. Они должны быть своевременными, комплексные и включать в себя несколько уровней.
Актуальность темы превентивных мер в целях недопущения банкротства обусловлена тем, что банкротство предприятий является серьезной проблемой для экономики. Оно приводит к потере рабочих мест, снижению инвестиций, уменьшению налоговых поступлений и ухудшению финансового благополучия общества. В этой связи, своевременное и эффективное применение превентивных мер способно минимизировать негативные последствия банкротства.
В законодательстве о банкротстве существует отдельная глава, которая посвящена предупреждению банкротства. В этой главе предусмотрены две статьи (статья 30 «Меры по предупреждению банкротства организаций» и 31 «Санация») [1].
Согласно статье 30 законодательства о банкротстве, учредители (участники), собственники имущества, а также руководители организации-должника в разумный срок обязаны предпринять все зависящие от него разумные необходимые меры, направленные на предупреждение банкротства. В статье 31 законодательства о банкротстве предусмотрена санация, то есть в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена необходимая финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Законом о банкротстве предложено достаточное количество предупредительных мер, но они рассредоточены по тексту закона, по мере рассмотрения процедур банкротства [3, с. 584].
В законодательстве большинства стран, включая Россию, предусмотрены различные превентивные меры, направленные на предотвращение банкротства предприятий. К ним относятся:
— Финансовый мониторинг: системы раннего предупреждения о финансовых рисках, позволяющие отслеживать финансовое состояние предприятий, выявлять ранние признаки несостоятельности и принимать своевременные меры.
— Консультационные услуги: предоставление экспертной помощи предприятиям, испытывающим финансовые трудности, в виде консультаций по реструктуризации долгов, оптимизации бизнес-процессов и привлечению финансирования.
— Реструктуризация долгов: переговоры с кредиторами о изменении условий кредитов, отсрочке платежей, частичном списании долга.
— Внесудебное банкротство: процедура, позволяющая предприятиям самостоятельно и без обращения в суд договориться с кредиторами о реструктуризации долга или реализации имущества.
Несмотря на наличие превентивных мер, на практике они не всегда оказываются эффективными. Среди проблем правового регулирования можно выделить:
- Отсутствие единой системы раннего предупреждения о банкротстве. Существующие системы работают фрагментарно, не охватывая все категории предприятий, что затрудняет своевременную диагностику финансовых проблем.
- Слабая доступность и эффективность консультационных услуг. Не все предприятия, испытывающие трудности, имеют доступ к квалифицированной помощи, а существующие консультационные службы часто не обладают достаточными ресурсами для оказания качественной помощи.
- Сложность и длительность процедуры реструктуризации долгов. Процесс согласования условий реструктуризации с кредиторами зачастую занимает много времени и требует значительных усилий, что не всегда позволяет избежать банкротства.
- Отсутствие механизма стимулирования внесудебного банкротства. Внесудебное банкротство нередко оказывается более выгодным для предприятий, но недостаток правовых механизмов стимулирования делает эту процедуру менее привлекательной [7, с. 456].
Для повышения эффективности превентивных мер необходимо:
- Разработать единую систему раннего предупреждения о банкротстве. Система должна быть автоматизированной, включать в себя все категории предприятий и обеспечивать доступ к информации о финансовых рисках.
- Повысить доступность и эффективность консультационных услуг путем создания системы бесплатных консультаций для предприятий, испытывающих финансовые трудности, а также повышения квалификации консультантов.
- Упростить процедуру реструктуризации долгов путем уменьшения сроков согласования условий реструктуризации, оптимизации процедуры подачи заявлений и снижения издержек.
- Ввести механизм стимулирования внесудебного банкротства путем предоставления преимущества предприятиям, выбирающим внесудебное банкротство (например, снижение налоговых ставок или отсрочка платежей).
При реализации указанных мер можно значительно снизить количество банкротств и укрепить финансовую стабильность экономики.
Превентивные меры должны включать в себя несколько уровней:
1. Уровень предприятия:
— Финансовый мониторинг: регулярный анализ финансовых показателей, отслеживание динамики прибыли, себестоимости, дебиторской и кредиторской задолженности позволят выявить ранние признаки финансовых проблем и принять меры для их корректировки.
— Планирование и прогнозирование: создание бюджета на 1–3 года вперед, моделирование различных сценариев развития событий, оценка рисков позволят заранее подготовиться к потенциальным проблемам и разработать стратегии их преодоления.
— Оптимизация бизнес-процессов: повышение эффективности производства, сокращение издержек, оптимизация логистики, автоматизация процессов позволят повысить рентабельность бизнеса и укрепить финансовую устойчивость.
— Поиск новых источников финансирования: привлечение инвестиций, получение кредитов, выпуск облигаций позволят получить дополнительные средства для погашения долгов, финансирования развития и увеличения оборотных средств.
— Реструктуризация долгов: переговоры с кредиторами об изменении условий кредитов, отсрочке платежей, частичном списании долга позволят снизить финансовую нагрузку на предприятие и получить время для оздоровления бизнеса.
2. Уровень государства и общества:
Законодательные меры: создание льготных условий для кредитования малого и среднего бизнеса, упрощение процедуры банкротства, введение моратория на выплату долгов для пострадавших предприятий обеспечат более благоприятную среду для бизнеса, снизят финансовые риски и стимулируют развитие экономики.
— Консультационные услуги: предоставление бесплатных консультаций по вопросам финансового менеджмента, реструктуризации долгов, правового сопровождения помогут предприятиям, испытывающим трудности, получить необходимую информацию и помощь для предотвращения банкротства.
— Программы поддержки: субсидии для предприятий, реализующих проекты по модернизации, инновационному развитию, созданию новых рабочих мест, стимулируют рост и развитие предприятий, создадут условия для социально-экономического развития региона [4, с. 219].
Превентивные меры в целях недопущения банкротства являются важным элементом стабильного развития экономики. Для повышения их эффективности необходимо сочетать усилия предприятий и государства. Предприятия должны активно использовать инструменты финансового мониторинга, планирования и реструктуризации. Государство должно создавать благоприятные условия для бизнеса, предоставлять консультационные услуги и программы поддержки. Только в сочетании всех указанных условий можно свести к минимуму риски банкротства и создать устойчивую систему экономического развития.
Учитывая изложенное, необходимы дальнейшие усилия по улучшению правового регулирования, развитию систем раннего предупреждения, упрощению процедур реструктуризации долгов и введению механизмов стимулирования внесудебного банкротства.
Осознание важности превентивных мер и их активное применение способны уменьшить риски банкротства и создать более благоприятные условия для экономического роста и процветания.
Литература:
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, № 43, ст. 4190.
- Баскакова О. В. Экономика организации: учебник для бакалавров. — Москва: Дашков и К, 2020. 306 с.
- Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации. М.: Юрайт, 2024. 584 с.
- Кован С. Е. Предупреждение банкротства организаций: монография — Москва: ИНФРА-М, 2020. 219 с.
- Маевская Е. Б. Экономика организации: учебник. — Москва: ИНФРА — М, 2023. 351 с.
- Парфенчук, Л. М. Теоретические основы предупреждения банкротства промышленного предприятия / Л. М. Парфенчук // Вестник Балтийской педагогической академии. — 2020. — № 123.
- Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. 456 с.
- Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. 680 с.