В данной статье рассматривается часть правовой ответственности блогеров при размещении общедоступной информации в Интернет. В рамках данной статьи затрагивается гражданское, административное и уголовное законодательство, и приводится ряд примеров ответственности за нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Ключевые слова: блогер, общедоступная информация, правовая ответственность.
Развитие технологий позволило влить в общество абсолютно новые порядки и вещи, ранее считавшиеся недоступными для большинства или вовсе не воспринимаемые людьми всерьез. Однако быстрый технологический процесс и резкое переориентирование социально-экономических систем большинства стран мира в сторону капитализма и рыночных отношений, привнесли ряд новшеств как для самих людей, так и для правовых систем.
Так, в настоящее время появилось такое понятие как «блогер». Сам термин имеет английские корни от слова «blogging», то есть ведение блога. Для большого количества молодых людей ведение блогов в сети Интернет стало возможностью быстрого заработка, дополнительно к этому привлекало отсутствием начальников, свободным графиком работы и частыми путешествиями. Такая привлекательность внесла огромное количество в Интернет-пространство «блогеров», что в свою очередь привело к ряду правовых вопросов, касающихся ответственности таких лиц при размещении общедоступной информации в сети Интернет.
Понятие общедоступной информации закреплено в ч.1 статьи 7 федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5]. В соответствии с данной нормой к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
Следует помнить, что при размещении общедоступной информации в сети Интернет блогеры обязаны соблюдать ряд установленных законодательством требований. В целом, данные требования можно увязать в несколько сфер: достоверность информации, соблюдение интеллектуальных и авторских прав, запрет на распространение сведений, запрещенных на территории Российской Федерации, и получение согласия на распространение информации о частной жизни лиц и их персональных данных. Соответствующая база закреплена в нормативных правовых актах:
– Федеральный Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [4];
– Федеральный Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] (далее — ФЗ от 27.07.2006 № 149).
Исходя из изучения данных нормативных актов при применении их в призме использования «блогерами», данные лица обязаны соблюдать права и законные интересы физических и юридических лиц, в частности, речь идет о сохранении такими лицами чести и достоинства, деловой репутации.
Развитие законодательства и последующие судебные дела закрепили строгую практику, что в случае распространения в сети Интернет порочащих или не соответствующих действительности сведений лицо, которое их распространило, обязано удалить данную информацию, дополнительно к этому, лицо, пострадавшее от его действий, вправе требовать от него опровержения, компенсации морального вреда и возмещения понесенных убытков. Также законодательством предусмотрена ответственность за оскорбление и клевету. Компенсация морального вреда может быть взыскана также в случаях распространения сведений, как соответствующих, так и не соответствующих действительности, которые не являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию, но распространение которых повлекло нарушение иных принадлежащих лицу личных неимущественных прав или нематериальных благ. Соответствующие права предусмотрены рядом нормативных актов:
– пункт 1 статьи 150 Гражданского кодекса РФ [1];
– пункты 1, 5, 9 статьи 152 Гражданского кодекса РФ [1];
– статьи 5.61 и 5.61.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП РФ);
– статьями 15.1–2 ФЗ от 27.07.2006 № 149.
Помимо вышеуказанного, данный вывод подкрепляется судебной практикой:
– постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 [6];
– постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 [7].
Стоить также помнить, что при размещении блогерами общедоступной информации имеется ряд ограничений, установленных административным законодательством, которое устанавливает перечень последствий за распространение в информационно-телекоммуникационной сети таких сведений. Примером такого является установленное статьей 13.15 КоАП РФ. Так, согласно части 5 вышеназванной статьи, распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконному изготовлению или переделке оружия, основных частей огнестрельного оружия, а равно незаконному изготовлению боеприпасов, за исключением сведений о способах, методах самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 50 тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения [2].
Также частями 9 и 10 статьи 13.15 КоАП РФ [2] обобщается, что административная ответственность наступает за заведомое распространение недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, которые повлекли такие неблагоприятные последствия, как:
– создание угрозы причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозы массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозы создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи;
– создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Конечно, на ряд случаев распространяется и уголовная ответственность в соответствии со статьями 207.1, 207.2 и 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации [3] (далее — УК РФ). Пристальное внимание со стороны правоохранительных органов уделяется делам, связанным с размещением блогерами общедоступной информации на сайте или странице сайта в сети Интернет, способной указывать на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, по уголовному делу либо информации, содержащей описание полученных в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, соответствующая норма содержится также в части 3 статьи 137 УК РФ [3].
Одним из последних нововведений в законодательство Российской Федерации является принятие Федерального Закона от 30.12.2020 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Соответствующие изменения в ФЗ от 27.07.2006 № 149 установили дополнительные обязанности для владельцев социальных сетей В частности, он не должен допускать ее использование в целях распространения материалов, содержащих нецензурную брань, а также обязан осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для жизни и (или) здоровья их самих либо иных лиц.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — ст. 3301
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.10.2024) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.10.2024) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
- Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 31 (часть I). — Ст. 3451
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (Ч. 1). — ст. 3448
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431485/ (дата обращения: 26.07.2024).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52017/ (дата обращения: 26.07.2024).