В данной статье рассматривается правовой статус блогера. Проведён анализ современного направления предпринимательства и уплаты налогов блогерами.
Ключевые слова: социальные сети, блогерство, предпринимательская деятельность, блогер.
В настоящее время живое общение всё больше теряет свою актуальность, и большую популярность получают социальные сети, где люди взаимодействует в виртуальной реальности. В силу данных обстоятельств актуальным и малоизученным вопросом является правовой статус блогера.
В действующем российском законодательстве отсутствует легальное определение блогера. В доктрине под блогером понимают лицо, которое ведёт свою страницу в интернете, выкладывает фото, видео и добавляет свои записи. Человек ведёт свой блог либо для того, чтобы только поделиться своими мыслями, событиями, либо для получения дохода.
Несмотря на то, что ранее люди, действительно, вели свой блог для пользы, для оказания помощи своей аудитории в конкретных вопросах, в данный момент большая часть блогеров нацелена на извлечение прибыли от ведения своей страницы.
В сфере блогинга выделяют различные виды блогов, которые ведут свои страницы для достижения определённых целей. Рассматривают три основные категории [1]:
— Профессиональный блог
— Деловой блог
— Персональный блог
Нужно заметить, что, развивая свою персональную страницу, блогер также может преследовать в качестве цели извлечение прибыли, а различия между данными категориями будут проявляться лишь в тематике блога, изложении своих мыслей, использовании различных инструментов для рекламы товаров или услуг.
Монетизация блога может происходить с помощью различных вариантов, например, размещение рекламы. Федеральный закон «О рекламе» [2] указывает, что под рекламой следует понимать информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В зависимости от рекламируемых товаров, работ или услуг реклама бывает [3]:
— потребительская (блогер рекламирует то, что может быть использовано потребителями в личных целях);
— деловая (реклама направлена к лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность).
По способам воздействия на потребителя выделяют рациональную и эмоциональную рекламу. Цель рациональной рекламы — воздействие на сознание потребителей с помощью чёткой аргументации, сопровождающейся соответствующей иллюстрацией. Эмоциональная реклама направлена к чувствам, эмоциям посредством использования изображений, звуков.
Многие юристы утверждают, что в настоящее время контролирующие органы всё большее внимание уделяют рекламе блогеров.
Так, например, в 2019 Московским управлением ФАС в 2019 году была проведена проверка YouTube-канала «Редакция» журналиста Алексея Пивоварова на предмет нарушения законодательства о рекламе в связи с сюжетом о выборе вина. Пивоваров прорекламировал магазин алкогольной продукции. Необходимо отметить, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 % и более за пределами пунктов розничных продаж алкоголя запрещена.
Методов монетизации блога становится всё больше, и их использование зависит от популярности блогера.
Что касается налогов, то блогеры должны платить либо налог на доход как физическое лицо (НДФЛ), либо стать индивидуальным предпринимателем (ИП), либо стать самозанятым. Уплата налогов как физического лица подходит блогерам, у которых ещё небольшая аудитория, блог не приносит стабильного дохода, так как пока ещё не популярен [4]. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя требуется в обязательном порядке, когда появляются крупные коммерческие предложения от рекламодателей.
Для определения правового статуса блогера как субъекта предпринимательского права, нужно раскрыть содержание его прав и обязанностей.
Блогер не должен разглашать государственную или охраняемую законом тайну, распространять материалы, содержащие публичные призывы к осуществлению террористической деятельности [5]. Также в его обязанности входит проверка информации, которую он размещает у себя в блоге, соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок распространения массовой информации, соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций.
Содержание прав блогера столь расширено, как и его обязанности. Он имеет право свободно получать, передавать и распространять информацию любым незапрещенным законодательством способом, рассказывать на своей странице идеи, суждения, распространять рекламу.
Таким образом, блогерство является предпринимательской деятельностью, реализуемое в форме нового и современного направления. Правовой статус блогера в законодательстве определён достаточно условно, несмотря на то, что ведение страницы в социальных сетях с каждым днём приобретает всё большую популярность. Для предотвращения возникновения проблем в будущем в данной сфере необходимо более точно определить права и обязанности блогеров, а также установить контроль для регулирования сферы их деятельности.
Литература:
- Перунов, Д. А. Блоггерство как современное направление предпринимательства / Д. А. Перунов, Н. В. Муравьева // Российские предприниматели — благотворители и меценаты: Сборник материалов III Всероссийских Морозовских чтений, Орехово-Зуево, 18–19 сентября 2020 года. — Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2020. — С. 155–159.
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 12. ст. 1232.
- Бове, К. Современная реклама / К. Бове, У. Аренс. — Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995. — 661 c. — Текст: непосредственный.
- Алферова, Е. В. 2002.04.046.Копылов В. А. Информационное право: учебник. изд. 2-е, доп. М.: Юристъ, 2002. 427 с / Е. В. Алферова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. — 2002. — № 4. — С. 168–171.
- Закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 «О средствах массовой информации» // Российская газета. 1992. № 32; 2021. № 1.