Криминологические аспекты телефонного мошенничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 24.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Забелкин, М. В. Криминологические аспекты телефонного мошенничества / М. В. Забелкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118593/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье автор исследует основные криминологические особенности телефонного мошенничества, совершаемого с использованием методов социальной инженерии.

Ключевые слова: мошенничество, телефонное мошенничество, социальная инженерия, криминологическая характеристика

В условиях быстро меняющегося мира, где информационные технологии развиваются с невероятной скоростью, а мобильные устройства стали неотъемлемой частью человеческой жизни, способы мошенничества становятся все более изощренными и представляют повышенную опасность для общества.

Повсеместное использование возможностей мобильных устройств и информационных технологий значительно облегчает жизнедеятельность человека: возрастает скорость обмена информацией, становятся доступными дистанционные способы общения из разных частей планеты. Вмести с этим, технологии постепенно превращаются в преступный инструмент, который открывает злоумышленникам новые криминальные возможности для хищения чужого имущества.

Основным криминологическим детерминантом телефонного мошенничества является информационная глобализация, способствующая распространению конфиденциальной информации в сети Интернет [1, c. 33].

При этом современная статистика раскрытия подобного рода преступлений представляется весьма плачевной, отражает недостаточность мер, принимаемых правоохранительными органами для расследования указанного вида преступлений.

В процессе осуществления телефонного мошенничества преступники используют различные психологические уловки и манипуляции, которые называются методами социальной инженерии.

В специальной научной юридической литературе встречаются разнообразные определения понятию «социальная инженерия», обобщив которые можно сделать вывод, что она представляет собой психологию направленного влияния на человека с использование информационно-телекоммуникационных технологий [2, c. 476].

Главной особенностью преступлений, совершающихся с применением методов социальной инженерии, является то, что они совершаются лицами, обладающими специальными познаниями в области человеческой психологии. Такого рода преступления часто обусловлены предварительной тщательной подготовкой, созданием и проработкой злоумышленниками особых схем и сценариев обмана, предназначенных для многократного применения против неопределенного круга граждан с целью завладения их имуществом.

Основной криминологической особенностью телефонного мошенничества является дистанционный характер его совершения. Преступник и потенциальная жертва могут находиться в совершенно разных географических точках, за сотни километров друг от друга.

Современные технологии позволяют скрыть номер сотового абонента, осуществить переадресацию вызова, видоизменить голос звонящего, соответственно, установить личность мошенника и место его нахождения представляется весьма затруднительным.

В последние годы получил распространение такой вид телефонного мошенничества, как спуфинг идентификатора вызывающего абонента (англ. spoofing — подменять) — маскировка под другую личность путём фальсификации личных данных, позволяющая получать незаконные преимущества [3, c. 49].

При телефонном мошенничестве у злоумышленника отсутствует непосредственных контакт с жертвой и возможность оказать на нее прямое влияние, поэтому мошенник использует все возможные способы психологического воздействия с учётом имеющейся у него данных и использует ссылку на авторитет сторонних лиц или организаций. Именно поэтому телефонные мошенники чаще всего представляются сотрудниками правоохранительных органов, государственных учреждений либо специалистами службы безопасности банка.

К тому же, преступник существенно ограничен во времени достижения своей преступной цели, поэтому искусственно ограничивает потенциальную жертву во временных рамках, оказывает психологическое давление, подгоняет в принятии решения, не дает возможности обдумать происходящую ситуацию либо с кем-то посоветоваться.

Жертвами телефонного мошенничества становятся различные категории граждан, а не только пожилые люди, как представляется многим. Дело в том, что злоумышленники подбирают соответствующую стратегию обмана исходя из индивидуальных психологических качеств потенциальной телефонной жертвы.

Под воздействие мошенников чаще всего попадают доверчивые, эмпатичные люди, которые всегда готовы прийти на помощь и оказать поддержку, а так же тревожные личности и люди со слабым критическим мышлением, которые не в состоянии объективно оценить обстановку и свои поступки.

В данном случае преступник играет на сострадании, чувствительности и восприимчивости жертвы, может запугать ее, сначала описать всю ситуацию в темных красках, убедить безвыходности положения, а потом протянуть руку помощи и предоставить якобы единственно возможный выход из ситуации. Например, мошенник может представиться дальним родственником, который стал виновником ДТП, и в настоящее время ему срочно требуется материальная помощь; либо мошенник представляется сотрудником банка, который уверяет, что все денежные накопления жертвы будут безвозвратно потеряны, если она не выполнит в кратчайшие сроки указания по переводу средств на безопасные банковские счета.

Как отмечается в научных исследованиях, социальные и психологические характеристики, атрибутивные зрелой личности (интенция к сотрудничеству, целеустремленность, добросовестность, надежность) могут усиливать предрасположенность к виктимности, это относится к ситуациям, где одни люди проявляют некритичность, наивный оптимизм в отношении других людей (в данном случае — мошенников), перенося на них указанные характеристики [4, c. 152].

К еще одной группе жертв телефонных мошенников можно отнести людей, склонных к азартным играм, желающих получить лёгкую и быструю выгоду без какого-либо умственного или физического труда, склонных к импульсивным поступкам. В данном случае преступник играет на алчности и жадности своей потенциальной жертвы. Например, мошенник может сообщить о том, что потерпевший выиграл какой-либо денежный приз, машину или автомобиль, но для его получения нужно заплатить определенную комиссию или налог.

Психологический анализ телефонных разговоров мошенников показал, что схемы манипулирования отличаются в зависимости от уровня грамотности граждан, при этом, весь процесс общения основан на применении телефонными мошенниками методов и приемов нейролингвистического программирования, коммуникативных психологических приемов и речевых алгоритмов [5, c. 153].

Таким образом, телефонное мошенничество является актуальной проблемой, поскольку методы социальной инженерии могут причинить существенный материальный ущерб гражданам. Телефонное мошенничество осуществляется без прямого контакта, опосредовано, с использованием современных технологий и средств связи, мошенник использует методы социальной инженерии, действует быстро, дезориентирует жертву, а так же выбирает тактику поведения исходя из психологических особенностей личности потерпевшего. Рассмотренные криминологические характеристики совершения телефонного мошенничества, а также особенности личности преступника и жертвы могут послужить основой для разработки мер по противодействию и предупреждению преступности обозначенного вида.

Литература:

1. Зотина, Е. В. Криминологические детерминанты телефонного мошенничества, совершаемого с использованием приемов социальной инженерии / Е. В. Зотина. — Текст: непосредственный // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. — 2023. — Т. 8. — № 1 (15). — С. 31–35.

  1. Черецких, А. В. Противодействие негативным методам социальной инженерии / А. В. Черецких. — Текст: непосредственный // Виктимология. — 2023. — Т. 10. — № 4. — С. 474–484.

3. Кузьмин, Ю. А. Предупреждение телефонного мошенничества (криминологический аспект) / Ю. А. Кузьмин. — Текст: непосредственный // Oeconomia et Jus. — 2022. — № 3. — С. 47–54.

4. Мешкова, Н. В. К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества / Н. В. Мешкова, В. Т. Кудрявцев, С. Н. Ениколопов. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2022. — № 1. — С. 138–157.

5. Костина, Л. Н. Необходимость применения комплексного подхода в противодействии телефонному мошенничеству / Л. Н. Костина, В. В. Гончар — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. — 2023. — № 7. — С. 289–295.

Основные термины (генерируются автоматически): телефонное мошенничество, социальная инженерия, мошенник, потенциальная жертва, преступник.


Похожие статьи

Задать вопрос