Особенности классификации мошенничества с использованием дистанционных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 11.06.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Коробкин, А. В. Особенности классификации мошенничества с использованием дистанционных технологий / А. В. Коробкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 479-481. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115373/ (дата обращения: 30.06.2024).



Ключевые слова: преступление, социальная инженерия, мошенничество.

В современном мире информационные технологии занимают все более существенное место всех сферах общественной деятельности. В связи с этим видоизменяется, подстраиваясь, под новые реалии, и преступность. С каждым годом растет число преступлений, совершаемых с использованием электронных средств платежа, в частности, особую нишу заняли так называемые «дистанционные преступления» или же преступления, совершаемые при помощи средств коммуникации.

По статистике Центрального Банка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ), на I квартал 2024 года общий объем денежных операций, совершенных без согласия клиентов составил 294 414 ед. на общую сумму в 4 263 315,94 руб. При этом, в процентном соотношении, доля возмещенных (возвращенных) денежных средств в процентном эквиваленте составила всего 7,7 % от общего числа. При этом общее количество предотвращенных преступлений составило 13 860 221 на общую сумму в 2 049 801 523,35 [1].

При этом примечательно, что на долю операций, совершенных при помощи методов социальной инженерии за указанный период, приходится наибольшее число преступлений. В связи с этим наиболее актуально стоит вопрос особенностей расследования данного вида преступлений, а также, что немаловажно, механизм их предупреждения.

В зависимости от используемых средств механизм совершения данных преступлений может отличаться, однако общий характер остается примерно схож: злоумышленник связывается с жертвой под видом представителя банка, организации-регулятора, либо сотрудника правоохранительных органов. В ряде случаев действия злоумышленников имеют комбинированных характер — жертве звонят сразу несколько лиц, представляясь либо сотрудниками взаимосвязанных организаций, подтверждая полномочия предыдущего собеседника, тем повышая уровень доверия жертвы, либо же представляются сотрудниками правоохранительных органов, которые выявили мошеннические действия в отношении жертвы. Независимо от способа злоупотребления доверием жертвы, мошенники так или иначе получают доступ непосредственно к управлению счетом жертвы, как напрямую, так и путем манипулирования ее действиями. Далее цель сводится к одному — переводу денежных средств пострадавшего на денежный счет, после чего преступление считается оконченным, а злоумышленник прекращает с жертвой любой контакт.

В ряде случаев, в частности, если доверие жертвы к злоумышленнику не пропадет, он может повторять свои действия до тех пор, пока финансовый потенциал жертвы не будет полностью исчерпан либо же потерпевший не поймет, что его обманывают.

Стоит отметить, что после вступления в силу Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» от 02.07.2021 г. № 319-ФЗ количество телефонных звонков со стационарных номеров существенно снизилось. Данному факту способствовали изменения в законодательстве, предложенные ЦБ РФ на основании анализа статистики денежных операций, совершенных без согласия клиента. В то же время многократно возросло количество преступлений, совершенных с использованием мобильных номеров, о чем свидетельствуют данные статистики.

В связи с этим стоит отметить тот факт, что в последнее время наблюдается увеличение количества преступлений, при которых злоумышленники используют специальные программы, позволяющие скрывать их номер телефона от абонента либо подменять номер телефона на экране мобильного устройства потерпевшего. Таким образом мошенники обеспечивают доверие со стороны клиента, используя номера знакомых жертв либо же рабочие номера банков и сотрудников государственных органов.

Квалификация преступления с использованием коммуникационных технологий представляет определенную сложность, поскольку имеет специфический состав.

Так, средством совершения преступления в данном случае является личный кабинет либо банковская карта потерпевшего, в то время как способом совершения преступления выступает обман. Часть 1 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет мошенничество как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана либо злоупотреблением доверием.

Объективная сторона данного деяния выражена в хищении чужого имущества, в то время как способом совершения данного преступления является обман потерпевшего. Состав преступления является материальным, поскольку преступление считается оконченным в момент завладения чужим имуществом. В то же время, в случаях, когда жертва понимает, что ее вводят в заблуждение и прерывает контакт со злоумышленником, деяние считается неоконченным, поскольку общественно опасные последствия деяния не наступают по независящим от злоумышленника обстоятельствам. На основании этого, ряд правоприменителей предлагает квалифицировать указанное деяние как покушение на совершение мошенничества [2, с. 60].

В то же время, ряд отечественных ученых не согласны с самой трактовкой понятия мошенничества, поскольку действия, осуществляемые злоумышленниками не связаны с хищением чужого имущества напрямую, поскольку жертва, введенная в заблуждение, передает свое имущество добровольно. Так Безверхов А. Г. предлагает закрепить в УК мошенничество либо как склонение путем обмана к передаче имущества, а также уступке имущественного права и совершению иного действия имущественного характера с причинением значительного ущерба либо как получение имущественной выгоды путем обмана с причинением значительного ущерба [3, с. 280]. Как мы видим, в данной формулировке понятие «хищение» замещается понятием «завладение». В противовес данной позиции, Волхова О. В. полагает, что ущерб потерпевшему наносится именно путем хищения. Как полагает ученый, исключение «термина» хищение из данной нормы приведет к потенциальной возможности привлечения к ответственности по данной статье граждан, по тем или иным причинам не исполнившим свои обязательства [4, с. 13].

Автор данной статьи соглашается с позицией Волховой О. В. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» (с изменениями и дополнениями) хищение определяется как совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества Таким образом, наличие данного понятия в ч. 1 ст. 159 не исключает из нее смысла, который закладывает в понятие «мошенничество» Безверхов А. Г. Таким образом, при определение деяния как хищение не имеет правового смысла наличие обмана в действиях подозреваемого, поскольку определяющим моментом будет выступать лишь неправомерность присвоения чужого имущества, в то время как обман выступает способом совершения деяния. Данное суждение можно также подтвердить применительно к преступлениям, совершаемым с использованием средств коммуникации и методов социальной инженерии. В случае т.н. телефонного мошенничества потерпевший, добровольно расставаясь с денежными средствами, в его понимании, не расстается с ними, а рассчитывает на их дальнейший возврат на банковский счет, в связи с чем деяние по завладению данными денежными средствами однозначно расценивается как хищение.

Информационная среда предоставляет злоумышленникам огромное пространство для своей деятельности, иными словами, при совершении мошеннических действий с использованием средств коммуникации они ограничены, практически, только своей собственной фантазией. В то же время, опираясь на статистику, можно сделать вывод, что в большинстве своем, преступники, как правило, придерживаются определенных наработанных подходов, другими словами, изобретению новых методов введения в заблуждение либо манипуляции жертвой, они предпочитают массовый подход, когда высокая гарантия успешного совершения преступления подменяется большим количеством попыток его совершения, в надежде на то, что часть из них окажутся успешными.

Данный подход позволяет нам, все же, провести определенную классификацию способов мошенничества с использованием информационных технологий по следующим критериям:

  1. По количеству участников.

А) Один человек

Б) Группа лиц

Несмотря на тот факт, что, как правило, за осуществлением такого рода мошенничества стоит организованная группа, в непосредственном контакте с жертвой находится только один из них. В то же время, в ряде мошеннических схем в контакт с потенциальной жертвой вступает группа лиц, как правило, связывающихся с ней по очереди и представляющиеся сотрудниками различных взаимосвязанных организаций. Целью такой тактики является дополнительное воздействие на психику собеседника. Если же жертва сомневается относительно достоверности личности первого собеседника либо же озвученной им информации, повторный звонок от «представителя» другого органа либо организации могут дополнительно убедить ее в достоверности происходящего.

  1. По способу коммуникации
  2. По способу воздействия

Исходя из данной классификации можно разделить все преступления на: те, в которых целью преступника является получение доступа к банковскому приложению потерпевшего либо банковской карты и на те, в которых преступник манипулирует действиями потерпевшего, который самостоятельно осуществляет денежные операции.

  1. По характеру действий с денежными средствами.

Как правило, после вхождения в доверие к жертве, преступники действуют по одной из отработанных типичных схем:

А) Действия с имеющимися на счете денежными средствами. Самостоятельно либо путем манипуляции потерпевшим, преступник переводит имеющиеся на счете потерпевшего денежные средства на сторонний банковский счет.

Б) Действия со всеми доступными должнику денежными средствами. В ряде случаев, преступник просит потерпевшего перенаправить на единый банковский счет все денежные средства, которые имеются во всех банках, в которых у него открыты счета, после чего просит перевести их на сторонний счет.

В) Манипуляции с кредитными договорами. Существует практика, при которой жертву убеждают, что на ее имя был открыт кредит, ее счет заблокирован, либо же она подозревается в потенциально мошеннических действиях со своим банковским счетом, в силу чего ей необходимо взять новый кредит, чтобы разблокировать счет, либо доказать свою добросовестность. В конечном итоге, все денежные средства потерпевшего также переводятся на сторонний банковский счет.

  1. По конечной цели преступления

Как правило, конечной целью данного преступления является непосредственно завладение денежными средствами потерпевшего, однако в ряде случаев, данный факт используют как способ шантажа жертвы как с целью получения иной выгоды, так и с целью склонения к совершению иного преступления. В связи с текущими геополитическими событиями, существует практика, при которой мошенники, напрямую либо косвенно связанные с ВСУ (прим. — Вооруженные силы Украины) после завладения денежными средствами граждан Российской Федерации, шантажируют последних, склоняя к совершению преступлений на территории Российской Федерации. Как правило, к совершению таких преступлений, привлекаются наиболее уязвимые группы населения, такие как несовершеннолетние, пенсионеры либо граждане, испытывающие сильные финансовые затруднения. Взамен совершения преступления, потерпевшим обещают возврат денежных средств либо погашение оформленных на них кредитных обязательств.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что преступления, направленные на завладение имуществом потерпевших путем обмана либо злоупотребления доверием однозначно трактуются как мошенничество. В то же время, можно заметить, что использование методов социальной инженерии, в результате воздействия которых потерпевший добровольно отдает денежные средства не влияет на классификацию данного деяния, поскольку жертву вводят в заблуждения относительно характера действий, совершаемых с денежными средствами. Иными словами, потерпевший рассчитывает, что временно расстается с денежными средствами с целью их дальнейшего возврата.

В то же время, законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании относительно методов противодействия данного рода мошенничеству поскольку развитие средств коммуникации обеспечивает развитие новых форм мошенничества, а меры, принимаемыми законодателем, являются лишь отчасти эффективными, поскольку носят временный характер пресечения данного рода преступлений.

В настоящий момент, автору данной статьи видится как один из наиболее эффективных методов предупреждения данного рода преступлений активная профилактическая работа контролирующих органов, с целью повышения уровня финансовой грамотности населения.

Литература:

  1. Обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств. — Текст: электронный // Центральный Банк Российской Федерации | Банк России: [сайт]. — URL: https://cbr.ru/statistics/ib/review_1q_2024/ (дата обращения: 06.06.2024).
  2. Гильязов, Р. Р. О некоторых вопросах квалификации мошенничества с использованием средств сотовой связи / Р. Р. Гильязов. — Текст: непосредственный // Вестник Уфимского Юридического института МВД России. — 2017. — № 3. — С. 58–62.
  3. Безверхов, А. Г. Имущественные преступления / А. Г. Безверхов. — Самара:, 2002. — 359 c. — Текст: непосредственный.
  4. Волохова, О. В. Современные способы совершения мошенничества: особенности выявления и расследования. / О. В. Волохова. — М.:, 2005. — 128 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): чужое имущество, преступление, Российская Федерация, социальная инженерия, средство, время, действие, жертва, злоумышленник, ряд случаев.


Похожие статьи

Задать вопрос