Орнитологическая составляющая безопасности полетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чайкин, И. С. Орнитологическая составляющая безопасности полетов / И. С. Чайкин, К. А. Малеваный, А. Д. Болгар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — URL: https://moluch.ru/archive/541/118354/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



Данная статья посвящена орнитологическому обеспечению полетов, с акцентом на предотвращении авиационных происшествий, связанных с птицами. В условиях увеличивающегося числа птиц в окрестностях аэродромов и на маршрутах воздушного движения, столкновения с птицами оказывает серьезную угрозу безопасности полетов и комфорту пассажиров.

Статья делает акцент необходимости сбора, анализа и обработки информации о столкновениях летательных аппаратов с птицами, а также разработку орнитологических карт и планов. Она оценивает меры предосторожности, включая контроль над гнездование птиц, ландшафтные изменения и методы отпугивания.

Ключевые слова: птицы, аэродромы, авиация, безопасность.

This article is devoted to ornithological support of flights, with an emphasis on the prevention of aviation accidents associated with birds. With the increasing number of birds in the vicinity of airfields and on air traffic routes, bird strikes pose a serious threat to flight safety and passenger comfort.

The article emphasizes the need to collect, analyze and process information on aircraft strikes with birds, as well as the development of ornithological maps and plans. It evaluates precautionary measures, including control of bird nesting, landscape modifications and scaring methods.

Keywords: birds, airfields, aviation, safety.

В настоящее время орнитологическая составляющая играет огромную роль в обеспечении безопасности полетов, это связанно с резко возросшим количеством птиц в окрестностях аэродромов и на маршрутах воздушного движения, экологами просматривается изменением климата, а следствие этого является смещение маршрутов миграции птиц и ареала их обитания. На многих аэродромах некоторых птиц, которых ранее не встречали в этих районах, встречают все чаще в том числе крупных птиц. Отмечается появления огромного количества свалок, которые находятся, как и большинство аэродромов, за пределами городов.

С каждым годом увеличивается число птиц, что приводит к увеличению потенциальных рисков для авиации. Столкновения самолетов с птицами могут вызвать серьезные инциденты, их количество в последнее время постоянно растет. Недостаток полноты информации о таких столкновениях создает затруднения при разработке эффективных мер по их предотвращению и управлению. Для более глубокого понимания этой проблемы следует существенно улучшить сбор точных данных о случаях столкновений воздушных судов с птицами, даже если последствия минимальны. Анализ таких инцидентов и наблюдение за поведением птиц позволяют выявлять тенденции и проводить исследования, направленные на выявление и решение соответствующих проблем.

Таблица 1

Статистика столкновений с птицами России и Китая за период с 2019 по 2022 год

Российская Федерация (столкновений)

Китай(КНР) (столкновений)

2019г

79

143

2020г

72

127

2021г

93

156

2022г

105

203

Число столкновений самолетов с птицами в России и Китае за период 2019–2022 годов показывает увеличения случаев столкновения с птицами за данный период. Хотя общее число столкновений может варьироваться из года в год, столкновения с птицами остаются серьезной проблемой для безопасности полетов в обеих странах. Важно продолжать принимать меры для уменьшения риска столкновений с птицами. Стоит отметить, что приведенные выше данные включают только зарегистрированные столкновения, и фактическое количество столкновений может быть выше. Многие столкновения с птицами остаются незамеченными или не сообщаются, особенно когда они не приводят к повреждениям самолета.

Например, в мае 2022 года самолет Boing 777 Singapore Airlines столкнулся с крупной птицей (чайкой), во время взлета из аэропорта Пекина. В результате столкновения двигатель самолета был поврежден, и самолет был вынужден в аэропорт. [1]

В августе 2019 года самолет Airbus А321 авиакомпании Уральские авиалинии столкнулся со стаей мелких птиц на взлете из аэропорта Жуковский в Москве. В результате столкновения оба двигателя самолета были повреждены и совершил аварийную посадку на кукурузном поле. Все 233 пассажира и членов экипажа выжили. [2]

Как же ранее отпугивали и боролись с птицами в XIX и XX веке?

В XIX веке авиации еще не существовало, но птицы представляли опасность для воздушных шаров, которые приземлялись на открытых полях и лугах. Чтобы отпугнуть птиц, воздухоплаватели использовали различные методы, в том числе:

– Создание шума: воздухоплаватели часто стреляли из ружей или звонили в колокола, чтобы отпугнуть птиц.

– Использование флагов: воздухоплаватели размахивали флагами или тряпками, чтобы отпугнуть птиц.

– Отпугивание при помощи хищных птиц: воздухоплаватели иногда привязывали к своим воздушным шарам или корзинам хищных птиц, таких как соколов или ястребов, чтобы отпугнуть других птиц.

– Отпугивание птиц с помощью дыма: воздухоплаватели разжигали костры или использовали дымовые шашки, чтобы создать дымовую завесу, которая отпугивала птиц.

С появлением самолетов и аэропортов в ХХ веке методы борьбы с птицами стали более усовершенствованными:

– Управление средой обитания птиц: аэропорты начали управлять средой обитания птиц, удаляя деревья, кустарники и другие источники пищи и укрытия.

– Использование средств отпугивания: аэропорты начали использовать различные пугающие устройства, такие как акустические пугала, чтобы отпугнуть птиц.

– Тренировка охотничьих собак: обученные охотничьи собаки использовались для патрулирования периметров аэропорта и отпугивания птиц.

– Отстрел птиц: в некоторых случаях аэропорты прибегали к отстрелу птиц, чтобы сократить их популяцию.

По мере развития авиации и увеличения количества столкновений с птицами методы борьбы с птицами становились все более сложными. В настоящее время авиационная орнитология использует комплексный подход, который включает в себя сочетание методов управления средой обитания, пугающих устройств, обучения и исследований, чтобы снизить риски столкновений с птицами. Некоторые из методов, которые применялись ранее до сих пор используются, так как они доказали свою эффективность.

На современных аэродромах в XXI веке применяются более совершенные методы отпугивания: [3]

– Запись и постоянное ретранслирование звуков хищных птиц, живущих в окрестностях данного аэродрома.

– Современные аэродромы используют лазерные устройства для отпугивания птиц, создавая яркий и раздражающий лазерный луч, который заставляет птиц улетать от их места обитания.

– Персонал аэродрома также использует радары и системы мониторинга для отслеживания движения птиц и принятия мер предосторожности в случае их сближения. [4]

Перспективные разработки в этой области включают интеграцию искусственного интеллекта для анализа данных о поведении птиц и предсказания их миграции, а также создание дронов и автоматизированных систем отпугивания.

Одной из них является дрон-пугало BirdMapper, автономная система, разрабатываемая для отпугивания птиц на аэродромах и других территориях.

Дрон будет оснащен следующими функциями:

– BirdMapper сможет самостоятельно патрулировать определенную территорию, используя GPS-навигацию и датчики для обнаружения птиц.

– Дрон сможет транслировать записи птиц-хищников, а также яркие световые вспышки и лазерные лучи для отпугивания птиц.

– BirdMapper будет оснащен камерами высокого разрешения и акустическими датчиками, которые позволяют ему обнаруживать и идентифицировать птиц на большом расстоянии. Когда BirdMapper сможет обнаруживать птиц, он автоматически активирует соответствующие средства отпугивания.

– Будет внедрена система искусственного интеллекта, способная на вычисление огромного пласта данных и сбора и систематизированная информации, а также полная автоматизация процессов полета дрона. [5]

Исследования показали, что BirdMapper могут значительно снизить количество птиц на аэродромах в 2–3 раза по сравнению с привычными средствами отпугивания птиц. Исследование, проведенное в Южноафриканском национальном парке Крюгера, показало, что использование таких дронов привело к снижению количества птиц на 80 %. Разработчики планируют улучшить этот показатель до 85–90 %. Планируется что на 100 000 вылетов будет 0.41 столкновений с птицами при текущем показателе 1.35 до данным (ИКАО).

Эксперты положительно оценили дрон-пугало BirdMapper как эффективное и экологически приемлемое решение для борьбы с птицами на аэродромах.

Доктор Марк Коннелли, орнитолог и сотрудник Оксфордского университета отмечает что дрон BirdMapper — это инновационное и потенциально очень эффективное решение для снижения количества птиц на аэродромах. Его подход делает его более предпочтительным, чем традиционные методы борьбы с птицами, которые могут нанести вред дикой природе. [6]

Профессор Тим Буллмор, эксперт по безопасности полетов и директор Центра исследований безопасности полетов Университета Шеффилда считает, что BirdMapper представляет собой многообещающий инструмент для повышения безопасности полетов. Его способность снижать количество птиц на аэродромах может значительно уменьшить риск столкновения с птицами, что является серьезной угрозой для самолетов.

В целом, эксперты считают дрон BirdMapper ценным инструментом для снижения количества птиц на аэродромах и повышения безопасности полетов.

Таким образом исключение факторов, привлекающих птиц к летному полю, включая рельеф местности и наблюдение за окружающей средой, уменьшают вероятность столкновения птиц с самолетами. Меры отпугивания птиц с каждым годом становятся все совершеннее и надежнее, тем самым снижая количества столкновений в 2–3 раза.

Знания орнитологической обстановки на аэродромах позволяет соответствовать тенденциям безопасности полетов, применяя такие инструменты отпугивания, как BirdMapper. Авиация работает над улучшением мер по безопасности полетов в условиях передвижения птиц, добиваясь максимальной надежности и предотвращая потенциальные авиационные угрозы.

Литература:

  1. Силаева О, Золотов С.С «Авиационная орнитология: современное состояние, проблемы и перспективы» г. Москва 2020.


Задать вопрос