В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.
Ключевые слова: задержка речевого развития, ранний возраст, активизация речи, логопедическое сопровождение.
Период раннего детства от года до трех лет — важнейший этап психофизического развития ребенка. Именно в это время у малыша развивается познавательная деятельность, совершенствуется моторная сфера, формируется мышление. Известно, что к трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. В связи с этим, речь ребенка развивается очень быстрыми темпами — накапливается лексический словарь, формируются главные грамматические формы родного языка, речь совершенствуется как средство общения. Отечественной педагогической наукой давно признано, что сензитивным этапом в развитии речи ребенка является возраст от полутора до трех лет. Многие педагогические исследования подчеркивают важность целенаправленного развития всех сторон речи в этот период жизни малыша.
Таким образом, раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Именно поэтому, если к 2–2,5 годам у ребенка с сохранным слухом и интеллектом нет фразовой речи, специалисты расценивают такое состояние, как задержку речевого развития (далее — ЗРР).
Проблемой развития речи детей занимались многие психологи, педагоги и лингвисты: Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, М. И. Лисина, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин и другие [6, 7].
В рамках нашего исследования мы провели опрос среди педагогов, работающих в младших группах дошкольных отделений образовательных комплексов города Королёва Московской области, чтобы выяснить — насколько актуальна проблема «безречия» среди детей раннего возраста, посещающих дошкольные учреждения. В опросе приняли участие 30 специалистов. Все опрошенные работают с детьми в возрасте 2–3 лет. У всех респондентов в 100 % в группах есть неговорящие воспитанники. При этом родители таких детей в половине случаев не обращаются за помощью к специалистам. Таким образом, мы видим, подтверждения факта о том, что в настоящее время встречается довольно высокий процент 2–3-летних «безречевых» детей. У многих их них речь остается не сформирована до 5 лет. А это означает, что «золотое время» для ее коррекции оказывается безвозвратно потеряно.
Многие исследователи в области коррекционной педагогики (В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева и др.) утверждают — чем раньше будет начата работа по активизации речи, тем эффективнее будет результат.
В исследованиях М. Ф. Фомичевой, Т. В. Волосовец [7] отмечается, что у детей с задержкой речевого развития несвоевременно возникает общение, что оказывает неблагоприятное влияние на общее психическое развитие ребенка. Именно поэтому проблема раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего успешного обучения.
Как считают отечественные ученые, задержка развития речи — это условное понятие. Как правило, данный термин употребляют для обозначения атипичного развития речи, которое характеризуется отставанием всех ее структурных компонентов (фонетики, лексики, грамматики). Задержкой речи называют отставание речевого развития от возрастной нормы, которое возникает на ранних этапах психической деятельности ребенка. Стоит отметить, что многие отечественные исследователи, применяют термин «задержка речевого развития» к речи детей до трёх лет [1, 4, 6].
Задержка речевого развития — явление временное и достаточно легко устранимое с помощью специально разработанных методик активизации речи. Если же при регулярном и систематическом коррекционном воздействии задержка речи сохраняется, то она из разряда «задержки» речи переходит в «патологию» речи.
На современном этапе термин «ЗРР» специалисты рассматривают достаточно широко и включает в него различные нарушения речевого развития при нарушениях слуха, задержке психического развития, интеллектуальной недостаточности, при расстройстве аутистического спектра.
Среди детей раннего возраста, которым специалист поставил задержку речевого развития, А. В. Галахова выделяет три группы.
- Неговорящие дети (полное безречие или экспрессивная речь в виде гуления, лепета и обрывков слов).
- Дети с частично сформированной речью (речевое развитие на этапе становления, словарный запас ограничен, практически несформирована фразовая речь, могут быть обиходные двухсловные фразы).
- Дети с элементами недоразвития речи (их речь во многом сформирована: они обладают определённым словарным запасом, элементами грамматического оформления речи, строят простые фразы, звукопроизношение может быть сохранно за исключением сонорных, реже шипящих звуков [3].
Неутешительную статистику приводит группа исследователей во главе с д. м. н. Н. Н. Заваденко — специфические расстройства развития экспрессивной и импрессивной речи в детской популяции составляют 5–10 %. Ученые настаивают на комплексной коррекции: наряду с логопедической, должна оказываться психолого-педагогическая и медикаментозное лечение [5].
Мы придерживаемся данной точки зрения и приходим к выводу о том, что расстройства речевого развития — это сложная медико-психолого-педагогическая проблема, поэтому при организации помощи важнейшее значение имеет комплексный подход и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.
Таким образом, основные направления работы при задержке речевого развития у детей — это логопедическая работа, а по необходимости и медикаментозная поддержка.
На данном этапе развития коррекционной педагогики в нашей стране основным компонентом системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения является — логопедическое сопровождение.
Логопедическое сопровождение образовательного процесса — это целостная система взаимодействия его участников (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов и узких специалистов, представителей администрации), которая учитывает индивидуальные особенности обучающихся, возможности образовательной среды, обеспечивающая своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений [2].
Учитель-логопед — ведущий специалист, который непосредственно организует данный процесс. Будучи участником процесса логопедического сопровождения, учитель-логопед также сопровождает и координирует взаимодействие всех участников.
При активизации речи у детей раннего возраста коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-логопеда включает: занятия учителя-логопеда по совершенствованию разных сторон речи; совместную деятельность с педагогом-психологом по стимулированию психологической базы речи; совместную деятельность с воспитателями; музыкальным руководителем по развитию темпо-ритмической стороны речи; инструктором физического воспитания по развитию общей моторики детей; а при необходимости организацию медицинского сопровождения для детей с проблемами развития.
В рамках логопедического сопровождения логопед выстраивает поэтапное формирование речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Первый этап — работа над пониманием речи и формированием подражательной деятельности. Цель — наладить контакт с ребенком, сформировать мотивацию к активному общению, расширять пассивный словарь. Сформировать подражательную деятельность вначале в действиях, движениях, а затем и в голосовых реакциях. На данном этапе важно активизировать звукоподражания, лепетные слова.
Второй этап — освоение первых слов — существительных и глаголов 1 класса слоговой структуры слова по А. Г. Марковой. Цель — перевод пассивного словаря в активный, вызывание первых двусложных слов.
Третий этап — формирование первых двусловных фраз. Цель — формирование фразовой речи, усложнение словаря, обогащение словаря, закрепление грамматических форм.
На каждом этапе работы все участники логопедического сопровождения активно включены в образовательный процесс и выполняют общую задачу — активизацию речевой деятельности у детей с ЗРР.
Итак, все вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы:
- Понятие задержка речевого развития применяется к детям до 3 лет. Поскольку до 3-х летнего возраста сложно отдифференцировать темповую задержку речевого развития от патологии речи и от нарушений, при которых задержка речи входит в структуру дефекта.
- Для развития речи определен сенситивный период, поэтому крайне важно начинать коррекционную деятельность как можно раньше. Доказано, что дети, которых взяли в коррекцию до 3 лет дают лучшую динамику в развитии, чем дети, с которыми начали заниматься после 3-летнего возраста.
- ЗРР требует междисциплинарного подхода и командной работы таких специалистов как: логопед, психолог, педагог, невролог, психиатр, сурдолог.
- Логопедическое сопровождение важнейший элемент системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с задержкой речевого развития.
Литература:
- Александрова, Л. Ю. Речевые затруднения детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevye-zatrudneniya-detey-mladencheskogo-i-rannego-vozrasta-v-usloviyah-materinskoy-deprivatsii-razlichnoy-stepeni-vyrazhennosti (дата обращения: 07.10.2024).
- Вартапетова, Г. М. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2012–115с.
- Галахова, А. В. Выявление задержек речевого развития у детей дошкольного возраста /А. В. Галахова // Актуальные проблемы логопедии. — 2014 — № 2 — С.22–25.
- Григоренко, Н. Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи), // Специальное образование 2011. № 1 — С.34–41.
- Заваденко, Н. Н. Нарушения развития речи при неврологических заболеваниях у детей // Педиатрия. Consilium Medicum. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-razvitiya-rechi-pri-nevrologicheskih-zabolevaniyah-u-detey (дата обращения: 07.10.2024).
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: ВЛАДОС, 2012–680 с.
- Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Фомичева, М. Ф., Волосовец, Т. В. Москва: Издательский центр «Академия», 2012–200 с.