Инновационно-ориентированная подготовка персонала для сферы обслуживания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кощеев С. В., Боброва О. Ю. Инновационно-ориентированная подготовка персонала для сферы обслуживания // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 392-394. — URL https://moluch.ru/archive/54/7382/ (дата обращения: 24.09.2018).

Встатье раскрывается сущность инновационно-ориентированной подготовки персонала для сферы обслуживания. Обосновано использования инновационных подходов к подготовке персонала.

Ключевые слова: подготовка персонала; инновационный подход; сфера обслуживания.

Введение. Динамичное развитие сферы услуг на протяжении последних десятилетий вывело ее на лидерские позиции в национальной экономике России, что соответствует современным тенденциям мирового развития. В то же время, данные позиции обязывают к поиску качественно новых возможностей для развития, в первую очередь, трудовых ресурсов, позволяющих осуществить глубокую модернизацию технологий, организационных механизмов, человеческого фактора и институтов сферы услуг, а также обеспечить утверждение в ней инновационного типа воспроизводства [3,с.28].

Обсуждение. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования: к 2012 году:

-          формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

-          развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

-          создание программ прикладного бакалавриата (не менее чем по 15 % направлений подготовки), обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных в сфере инновационной экономики;

-          обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования социокультурных образовательных комплексов, центров квалификаций, федеральных, национальных исследовательских университетов, ресурсных центров);

-          становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

-          формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;

-          переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании.

Актуальность проблемы кадрового обеспечения подчеркивается необходимостью реформирования системы образования. Вместе с тем очевидно противоречие между необходимостью многоаспектного совершенствования современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы обслуживания и дефицитом обоснованных рекомендаций на этот счет. Таким образом, назрела необходимость соответствующих изменений в отечественной системе подготовки кадров сферы обслуживания [1,с.6].

При подготовке специалистов сферы обслуживания среди важнейших проблем подготовки можно выделить [2,4,7]:

-          сложность организации практического обучения;

-          ограниченный доступ к новым (инновационным) техническим средствам и технологиям;

-          отсутствие учебных пособий, отвечающих современному уровню технологий;

-          отсутствие должных теоретических и практических компетенций у будущих специалистов с точки зрения работодателя;

-          необходимость переподготовки выпускников вузов при устройстве на работу.

Это и многое другое заставляет пересмотреть методику обучения будущих специалистов сферы обслуживания, сделать переход на использование не только традиционных методов и технологий обучения, но и не традиционных.

Выходом является создание инновационных образовательных технологий в вузах и центром переподготовки с учетом запросов передовых компаний и требований быстрой адаптации специалиста к профессиональной среде. Традиционный образовательный процесс в вузе (центром переподготовки) дает обучающимся учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик [6,с.274]. Ясно, что оснастить обучающегося реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно.

Инновационное же образование ориентировано на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа [1,с.3].

Таким образом, понятие профессионализма становится интегральным качеством обучающегося, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание слушателем себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности.

В итоге обучающийся осуществляет реальный переход из формально-правового (обучающийся как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (обучающийся — субъект собственной жизнедеятельности).

Инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии (от профессии к культуре) к технологическим, дающим ему понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности (от технологии к инновационному мышлению) [5,с.168].

Инновационное мышление формируется у обучающегося, если он, во-первых, активно мотивирован в обучении, реализует требования самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения амбициозных (в хорошем смысле слова) жизненных целей; во-вторых, если учебный процесс отражает полный жизненный цикл профессиональной деятельности с ее новшествами и противоречиями.

Реализация целей инновационно-ориентированной подготовки предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

-          обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование интегрированных научно-образовательных структур;

-          обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

-          развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата.

Вторая задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

-          создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

-          создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

-          создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

-          формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать:

-          интенсивное развитие личности обучающегося и педагога;

-          демократизацию их совместной деятельности и общения;

-          гуманизацию учебно-воспитательного процесса;

-          ориентацию на творческое преподавание и активное учение и инициативу обучающегося в формировании себя как будущего профессионала;

-          модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Только так мы сможем подготовить достойные профессиональные кадры и поднять уровень обслуживания населения.

Вывод. В процессе формирования компетенций обучающихся основными задачами должны выделяться не только передача знаний будущим специалистам, но и выработка практических навыков применения этих знаний, обретение таких черт, как предприимчивость, способность идти на риск, инициатива, смелость в принятии решений.

Литература:

1.                 Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. № 3. с. 78.

2.                 Кваша В. П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,2004. 345с.

3.                 Минеева С. В. С.В., Игонина Л. Л., Система подготовки кадрового потенциала сферы туристско-рекреационных услуг // Научная мысль Кавказа. 2005. Специальный выпуск № 1. С. 26–31.

4.                 Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2007. 456с.

5.                 Тюнников Ю. С. Сценарное моделирование программы дополнительного профессионального образования // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С.166–173.

6.                 Koshcheev S. V. Organization-economic mechanizm of forming innovative systems (health-resort sector case-study) // European researcher. 2011. № 3. Р. 274–275

7.                 Vitol'd A. Yasvin Development of Regional Standard of General Education Social Quality Concept // European Journal of Contemporary Education. 2012. № 1. P. 82–92.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, задача, инновационная экономика, инновационное мышление, создание системы, сфера обслуживания, том, учебный процесс, формирование, центр переподготовки, Российская Федерация, процесс освоения, будущий профессионал, программа, подготовка персонала, обучающийся, непрерывное профессиональное образование, национальная квалификационная структура, знание, число.


Ключевые слова

подготовка персонала; инновационный подход; сфера обслуживания.

Похожие статьи

Инновационная экономика и профессиональное образование

образование; науку; человеческий капитал; инновационную систему (инновационные центры, территории освоения высоких технологий); инновационную промышленность; благоприятную среду функционирования инновационной системы.

Среднее профессиональное образование будущего...

Инновационная экономика и профессиональное образование. Профессиональное образование как один из основных факторов развития страховой деятельности в РФ.

Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Одной из важнейших задач, обеспечивающих реализацию указанной цели, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Инновационное развитие системы профессионального...

В статье рассматриваются вопросы развития и системы профессионального образования.

Быстрое устаревание приобретенных знаний ставит задачу переноса акцента в подготовке на привитие культуры саморазвития и на освоение инструментов непрерывного обучения.

Формирование профессиональной компетентности...

профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, практико-ориентированное образование...

Пути решения проблем обучения взрослых...

Вопросы подготовки рабочих кадров, переподготовки высококвалифицированных специалистов и, в целом, развития системы непрерывного образования являются крайне важными для построения современной, высокопроизводительной экономики.

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования.

Научиться мыслить и усваивать знания — важнейшая задача вузовского учебного процесса.

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

3. создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; 4. формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

В современных условиях реформирования образовательной системы Узбекистана все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Инновационная экономика и профессиональное образование

образование; науку; человеческий капитал; инновационную систему (инновационные центры, территории освоения высоких технологий); инновационную промышленность; благоприятную среду функционирования инновационной системы.

Среднее профессиональное образование будущего...

Инновационная экономика и профессиональное образование. Профессиональное образование как один из основных факторов развития страховой деятельности в РФ.

Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Одной из важнейших задач, обеспечивающих реализацию указанной цели, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Инновационное развитие системы профессионального...

В статье рассматриваются вопросы развития и системы профессионального образования.

Быстрое устаревание приобретенных знаний ставит задачу переноса акцента в подготовке на привитие культуры саморазвития и на освоение инструментов непрерывного обучения.

Формирование профессиональной компетентности...

профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, практико-ориентированное образование...

Пути решения проблем обучения взрослых...

Вопросы подготовки рабочих кадров, переподготовки высококвалифицированных специалистов и, в целом, развития системы непрерывного образования являются крайне важными для построения современной, высокопроизводительной экономики.

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования.

Научиться мыслить и усваивать знания — важнейшая задача вузовского учебного процесса.

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

3. создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; 4. формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей...

Инновационные методы в среднем профессиональном...

В современных условиях реформирования образовательной системы Узбекистана все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей...

Задать вопрос