Дипломатия является важнейшим средством внешней политики государств. «Сегодня Узбекистан на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятельных «международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, негосударственными и неправительственными организациями. За прошедшие годы республика присоединилась ко многим важнейшим международным конвенциям», [1] — отметил Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов.
Дипломатическая деятельность государств регулируется нормами международного права. Лица, несущие дипломатическую службу на территории своей страны или за границей, считаются дипломатическими работ никами. Когда дипломат находится на дипломатической работе за границей, то есть в иностранном государстве, он пользуется на основе норм международного права определенными привилегиями и иммунитетами.
Дипломатическими привилегиями и иммунитетами называют те права и преимущества, которые предоставляются дипломатическому представительству, как таковому, а также его главе и дипломатическому персоналу. С определенными ограничениями они могут быть распространены и на административно-технический и обслуживающий персонал.
Привилегии и иммунитеты складывались постепенно на основе существовавших в различных странах обычаев и по мере развития самих дипломатических институтов. Так, например, личная неприкосновенность посла с давних времен считалась его неотъемлемым правом. Известно, что священные законы древней Индии запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла, ибо считалось, что в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, он пользуется божественным покровительством. Большим уважением были окружены послы Древней Греции: им воздавались почести, преподносились подарки. Неприкосновенность посла устанавливалась законодательством Древнего Рима.
Узбекский народ, имеющий древнюю государственность, имеет и древние дипломатические традиции, которые на протяжении более двух тысяч лет сформировали общие принципы национальной дипломатии. Известно, в 172 году до нашей эры великий Огузхан заключил с Китаем первый равноправный и взаимовыгодный договор «О мире и родстве», по которому китайский император признавал суверенность его государства. Видимо, в это время появляется слово «элчи» (то есть посол), которое состоит из двух частей — эл (государство, страна, народ) и чи, означавшее принадлежность к чему — либо. [2]
Важным этапом на пути становления узбекской национальной дипломатии была эпоха Тимуридов, которые, как и сам Тимур, уделяли формированию правил дипломатических сношени й большое внимание. Великий Сохибкирон сказал: «Я повелел, чтобы потомкам, посланникам и богословам воздавалось почтение, не взирая на их национальность и на звания, чтобы их прось бы никогда не были отвергаемы и чтобы заботились об их пропитании». [3] На протяжении сравнительно короткого времени Темур из предводителя небольшого отряда соплеменников превратился в могущественного правителя, султана огромной империи, простиравшейся от Босфора до Тянь-Шаня и от Урала на севере до Индийского океана. Надо было обладать незаурядными способностями государственного деятеля, полководца и дипломата, чтобы объединить в одном государстве такие разные страны. Темур одержал победу в большом числе сражений и совершил грандиозные походы, и образ удачливого и талантливого полководца затмил его дипломатическую деятельность, которая была не менее важной, чем военные успехи.
В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники регулируются как двусторонними соглашениями, так многосторонними конвенциями, в частности Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и Венской конвенцией о консульских сношениях от 4 апреля 1963го да, а также Положением о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001года.
Сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений, которым предоставляются привилегии и иммунитеты, обязаны уважать законы и правила Республики Узбекистан, культуру, традиции и обычаи ее народа.
Таким образом, сложившиеся традиции и обычаи приобрели с точки зрения международного права нормативный характер.
Содержание дипломатических иммунитетов и привилегий обусловлено сферой их применения, социальным назначением и соответствующей правовой основой.
В области международно-правовых отношений, как справедливо отмечается в литературе, «важными общепризнанными принципами современного международного права, создающими основу для привилегии и иммунитетов дипломатических представительств, являются принципы важения государственного суверенитета и равноправия государств. Именно при соблюдении этих принципов всеми государствами мира возмож но осуществлени е в полном объеме дипломатических привилегий и иммунитетов, которые необходимы дипломатическим представительствам и их персоналу для свободного, независимого от местных властей, выполнения своих функции в стране пребывания. Более того, соблюдение дипломатических иммунитетов и привилегий необходимо в целях обеспечения международного правопорядка». [4]
Следует, однако, подчеркнухь, что изложенная позиция не является единственной. В юридической литературе по затронутому вопросу была высказана иная точка зрения. В. Г. Даев, отметив, что в сфере уголовного судопроизводства наиболее широко объемным считается дипломатический иммунитет, под которым понимается «совокупность привилегий, предоставляемых дипломатическим сотрудникам иностранных государств», высказал суждения о том, что «этот иммунитет базируется на международно-правовых принципах невмешательства во внутренние дела, межгосударственного сотрудничества и экстерриториальности». [5] Из приведенного высказывания ясно, что автор не разграничивает международно-правовой институт дипломатического иммунитета и уголовно-процессуальный институт с аналогичным названием, и отстаивает концепцию принципов международного права, которая в современных условиях представляет собой историю теоретических воззрений международников. [6]
Обстоятельный анализ этих воззрений принадлежит Ю. Г. Демину, приведенный в его известной работе, посвященной исследованию статуса дипломатических представительств и их персонала.
За всю историю развития дипломатического права, как отмечает автор, было выдвинуто не менее 15 теорий дипломатического иммунитета. В современной литературе в основном рассматриваются три теории: экстерриториальности, функциональной необходимости и представительная теория.
Более убедительной и пользующейся почти полным признанием является теория функциональной необходимости. Согласно этой теории основанием предоставления иммунитетов и привилегий является необходимость обеспечить эффективное выполнение дипломатических функций. Поэтому иммунитеты лолжны предоставляться только тогда и в тех пределах, когда и в каком объеме они необходимы для обеспечения нормального функционирования дипломатического представительства и его персонала.
Что касается объема привилегий и иммунитетов различных межправительственных международных организации и их персонала, то эти иммунитеты существенно различаются. Такие различия вытекают из уст авов международных организаций и соответствующих международных договоров, касающихся деятельности этих организаций. Сложившаяся ситуация в части особенностей правового регулирования иммунитетов и привилегий международных организаций и их персонала обязывает органы уголовного судопроизводства постоянно держать в поле зрения и в необходимых случаях обоснованно применять нормы международно — правовых институтов, содержащихся в обозначенных уставах и международных договорах.
Литература:
1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т.: Узбекистон, 1997. — С. 287.
2. Маннонов Б. Узбек элчилик ало?аларининг тарихий илдизлари. -Т.: ФАН, 1999. -101 б.
3. Хидоятов Г. А. Основы дипломатии. Лекции. — Т.: УМЭД, 2002. — С. 14.
4. Николаев А. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Междунар. жизнь. -1983. -№ 8. -С. 152.
5. Даев В. Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности. Правоведение.-1992.-№ 3.-С. 48.
6. Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. — М.: Междунар. отношения, 1995.-С.21–36.